|
Как развить творческие способностиАвтор статьи: Соловьева Ирина Александровна
Автор: психолог Ирина Соловьева, специально для журнала "Наша психология"
Когда мы слышим «творческая личность», нам представляется если и не гений, то талантливый человек: артист, музыкант, художник… Но не стоит забывать, что каждый из нас – творец по своей природе и по потребностям. ПИОНЕР – НЕ ПРИМЕР Креативность – наше врожденное свойство, способствующее адаптивности. Есть такой анекдот: «Гестапо перекрыло все выходы, но Штирлиц ушел через вход». Для того, кто сохранил способность к творчеству, практически не бывает безвыходных ситуаций. Но к сожалению, очень часто эту способность с самого детства подавляют. Творческий ребенок неудобен: он непредсказуем, постоянно отходит от шаблонов, нарушает равновесие. Обратите внимание, многих изобретателей, первопроходцев, творцов при жизни преследовали и лишь потом смогли оценить их вклад в развитие человечества. Почему? Общество их боится, ведь новатор – «возмутитель спокойствия».
Почему мы перестаем быть творческими? Вот те четыре «лопаты», которыми в течение жизни мы закапываем свой талант. 1. СТРАХ НЕУДАЧИ ИЛИ КРИТИКИ. Страх тормозит, а не стимулирует, говорит нам о том, что воспитание в детстве было критическим, оценивающим. Такой тип воспитания порождает перфекционизм, а он приводит к постоянному недовольству собой. Возможно, причиной страха стала конкретная ситуация из прошлого, в которой пришлось столкнуться с сильной и неоправданной критикой. Очень часто нарциссические родители, ждущие подвигов от своих детей и жаждущие ими погордиться, добиваются обратного. Завышенные ожидания и ответственность парализуют творческие способности ребенка. 2. СТЕРЕОТИПЫ. Чаще всего спрятаться за шаблонами норовят дети из традиционных семей, чье творчество и свобода ограничивались. «Будь как все», «Ну кто так делает?» – такого рода послания лишают свободы выражения. 3. СОВЕТЫ. Они не дают почувствовать свои подлинные желания, навязывают нечто извне, не позволяя раскрывать импульсы, идущие изнутри. У нас до сих пор – «страна советов», то есть нам готовы раздавать рекомендации все подряд и по любым поводам. Нужно весьма осторожно относиться к чьим бы то ни было наставлениям, задумываться, может ли этот человек выступать в роли эксперта. 4. СТРАХ ПЕРЕМЕН. Этот вид страха присущ нам всем. Порой он действует во благо, предостерегая от нежелательных последствий, но иногда и во вред – лишая шанса на изменения к лучшему. «Какие минусы и плюсы в перемене?» – вопрос, который поможет сделать правильный выбор.
«ТАЛАНТ – КАК ПОРОДИСТЫЙ КОНЬ, НЕОБХОДИМО НАУЧИТЬСЯ УПРАВЛЯТЬ ИМ». Максим Горький
ШЕДЕВРЫ ВОКРУГ НАС Творить – это не только создавать великие картины и симфонии. Свой креатив можно проявить в повседневной жизни: в выборе одежды и аксессуаров, готовке, интересном хобби и даже в отношениях. Выбирая сферу, в которой вы захотите выразить себя, сосредоточьтесь не на результате, а на процессе: творчество целительно само по себе, вне зависимости от итога. Сфера для реализации может быть любой: танцы, фотография, оформление дома… Творчество не всегда требует финансовых затрат и специального обучения. Важно, чтобы вы оставляли в своем графике время для любимого занятия. Если мы позволяем себе самовыражение в одной области, то становимся более свободными и в других. Удовлетворенность жизнью во многом связана с творчеством – источником радости и удовольствия.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ ТВОРЦОВ
1. «СПОНТАННОЕ РИСОВАНИЕ». Положите перед собой лист бумаги (лучше формата А3). Подготовьте краски или цветные мелки. Выберите цвет, который вас притягивает – неважно, по какой причине. Начните рисовать – свободно, все, что захочется. Рисунок необязательно должен быть конкретным, это может быть абстракция. Когда вы почувствуете, что этого цвета достаточно, возьмите другой цвет и продолжайте им рисовать на том же листе бумаги. Вы можете использовать любое количество цветов и рисовать ими как угодно долго. Если результат вам не понравится, не переживайте – важен сам процесс освобождения от шаблонов.
2. «ТАНЕЦ-ИМПРОВИЗАЦИЯ». Его можно выполнять одному или в паре. Если в одиночку, то с открытыми глазами, чтобы ничего не задеть и не упасть. Если вас двое, один танцует с закрытыми глазами, а второй может просто находиться рядом и следить за безопасностью. Включите музыку, достаточно энергичную, но не «трансовую». Почувствуйте свое тело, прислушайтесь к нему. Какие в нем рождаются желания? Как разворачиваются импульсы к движению? Постепенно начните включать в танец свое тело так, как хочется. Не старайтесь все делать правильно или красиво – двигайтесь свободно, пока не почувствуете, что вам хочется остановиться. Некоторые даже считают, что спонтанность не только позволяет раскрыться творческой стороне, но и оздоравливает: будто бы тело интуитивно находит те движения, которые являются самыми полезными конкретно для него.
3. «НЕСТАНДАРТНАЯ НЕДЕЛЯ». Попробуйте в течение недели поступать непривычным для себя образом. Речь не о риске, а о разнообразии, появлении ежедневного нового опыта. Иногда бывает полезно выйти из замкнутого круга, отступить от привычки. Это помогает ощутить контакт со своими истинными желаниями и стать более творческим.
Источник: https://solirina.ru/materialy/stati/vzglyad-vnutr-sebya/259-kak-otkopat-talanty Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|