|
Актуальные способности как путь к себеАвтор статьи: Жуматий Татьяна Анатольевна
Аннотация: В данной статье предлагается рассмотреть новую функцию актуальных способностей в позитивной психотерапии – лучшее понимание своих отношений с собой. This article proposes to consider a new function of actual capacities - a better understanding of relationship with oneself. Отличительной чертой позитивной психотерапии является дифференциальный анализ, который рассматривает актуальные способности как действенный потенциал развития личности и конфликтов [2]. Напомню, что актуальными способностями Н. Пезешкиан называл такие поведенческие нормы, которые постоянно действуют в наших ежедневных межличностных отношениях и поэтому всегда сохраняют актуальное значение [2]. Хотя актуальные способности начинают формироваться ещё во внутриутробном периоде [3], они не являются врождёнными и передаваемыми по наследству [1]. Актуальные способности формируются и проявляются в поведении человека в зависимости от влияния трёх факторов развития: особенностей тела, окружающей среды и духа времени. Н. Пезешкиан выделил около 15 функций актуальных способностей, заметив, что этот список может быть дополнен в будущем [1]. Он рассматривал актуальные способности как:
В этой статье я хочу поделиться с вами интересной, на мой взгляд, находкой относительно ещё одной функции актуальных способностей. Обратите внимание, что одной из функций, автор выделяет роль маски. Описывая данную функцию, Пезешкиан заметил, что иногда человек может притворяться, фальшиво демонстрируя несвойственные ему некоторые актуальные способности для достижения поставленных целей. Причём, притворство не всегда происходит на сознательном уровне. Автор приводит пример жениха, который проявляет свою любезность и нежность до свадьбы, а после возвращается к привычному для него самодовольству и мужскому шовинизму. [1] Взяв во внимание данную функцию, я предположила, что «маски» в нашей культуре могут мешать настоящему понимаю себя. Мотиватором поведения для многих людей в нашей культуре является концепция «А что люди скажут?». Таким образом, особое значение для человека с такой концепцией имеет оценка окружающих, и он пробует заслужить хорошие оценки, оправдывая ожидания других. Однако в жизни каждого есть особый вид отношений, которые часто игнорируются – отношения с самим собой. Их основой является отношение к человеку родителей и значимых людей в детстве (Сфера «Я» в модели для подражания). В детстве через воспитание человек обучается также поведенческим нормам, которые нужны для жизни в социуме. Именно посредством воспитания и отношения к ребёнку значимых взрослых (окружающей среды) у него начинают развиваться актуальные способности. Дух советского времени не совсем благоприятно влиял на отношение к самому себе. Послания «Я - последняя буква в алфавите», «Сам погибай, а товарища выручай» и т.п. формировали в человеке концепцию о своей неважности и малозначимости. Детей советского и постсоветского периода отличает заниженная самооценка и отсутствие ощущения своей собственной самоценности. У таких взрослых чаще выражена ориентация на результат, на старание, на получение одобрения от других. Одним словом, вторичные способности преобладают над первичными (ЗНАТЬ˃ЛЮБИТЬ). Казалось бы, тогда первичные способности должны иметь минимальные значения. Однако, я заметила, что работая с дифференциально-аналитическим опросником (ДАО) некоторые такие клиенты субъективно видят свои первичные способности также в высоких баллах. Только есть одна особенность - эти первичные актуальные способности предназначены в основном для других. Я это выявила однажды, предложив клиентке оценить свои актуальные способности следующим образом: в одной колонке - в отношениях с другими людьми, а во второй – в отношениях с собой. Как я и предполагала, разница была ощутимой, что явилось открытием и для самой клиентки. Причём, разница была видна как в первичных, так и во вторичных актуальных способностях. Например, в отношениях с другими обязательность клиентки была в максимальных значениях (10 баллов), а обязательства перед самой собой оказались не такими важными (5 баллов). Моя гипотеза относительно разницы показателей актуальных способностей для других и для себя подтверждается до сих пор в работе с разными клиентами. Отношения с самим собой являются основой для отношений с другими людьми и миром. Все знают фразу из Библии: «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Носсрат Пезешкиан также говорил об этом, наглядно используя круги: «Хочешь изменить мир – начни со своей страны. Хочешь изменить страну – начни со своего города. Хочешь изменить город – начни со своего окружения. Хочешь изменить своё окружение – начни со своей семьи. Хочешь изменить свою семью - начни с себя». С тех пор я использую ДАО, в том числе для того, чтобы приблизить клиента к пониманию себя. Рассматривая отношение клиента к другим и отношение к себе, можно выйти на базовые и ситуативные концепции по каждой актуальной способности, а следовательно, на лучшее понимание содержание базового и внутреннего конфликтов. Предлагаю рассмотреть возможные варианты вопросов для описанного выше способа работы с ДАО (таблица 1). Таблица 1.
Я привела примеры своих вопросов, но этот список не окончательный и может быть дополнен в зависимости от ситуации и типа личности клиента. Используя ДАО таким способом, можно увидеть дополнительные зоны развития возможного возникновения эмоционального напряжения и потенциальных конфликтов ( не только межличностных, но и внутриличностных). Это будет отражаться в виде крайних минимальных и максимальных значений выставленных себе баллов, а также в заметной разнице баллов между двумя столбцами «с другими» и «с собой» по отдельной актуальной способности. Данный вид работы можно использовать, и как диагностику на всех трёх уровнях работы в Позитивной психотерапии, и как планирование терапевтических интервенций на ситуативном, содержательном, базовом уровнях, меняя способы поведения и отношения к себе. Мы знаем, что актуальные способности могут проявляться активным и пассивным образом. В данной статье описан опыт использования активного способа задействования актуальных способностей. В своей практике до настоящего времени я использовала данный способ работы с ДАО в основном с клиентами, для которых характерна мешающая им низкая самоценность, но предполагаю, что возможен и противоположный, эгоцентричный, вариант, когда корректировать будет нужно отношение к другим. Литература:
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|