|
Социальные способности и успешные жизненные стратегииАвтор статьи: Бехталь Ирина Геннадиевна
Сегодня мы живем в обществе, которое стремительно изменяется на наших глазах. Релевантным ответом на социальные вызовы, определяемые нестабильностью социальных институтов, для отдельного индивида могут быть только соответствующие жизненные стратегии, не теряющие своей эффективности даже в неспокойное кризисное время. А для этого человек должен иметь в своем арсенале как минимум несколько вариантов жизненных стратегий, поскольку системы тем устойчивее, чем выше их разнообразие. Предпосылкой такой устойчивости для человека может выступать высокий уровень развития социальных способностей, обеспечивающий успешность в различных областях деятельности. Термин "социальная одаренность" появился сравнительно недавно. Исследователями используются также термины "лидерская одаренность", "социальный интеллект", "организаторские способности". Выделяют такие структурные элементы социальной одаренности, как социальная перцепция, просоциальное поведение, нравственные суждения, организаторские умения и т.д. Одно из определений социальной одаренности гласит, что это исключительная способность устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми. Социально одаренных людей можно «распознать» по чрезвычайной эффективности их социального поведения и высокому качеству межличностных отношений. Надо отметить, социальная одаренность отлична от интеллектуальной, хотя исследования показали, что она требует высокого умственного развития.
Одно из проявлений социальной одаренности - лидерская одаренность. Почти всеми исследователями отмечается, что определенный набор умений лидера делает возможным для группы достичь поставленных перед ней целей при взаимном удовлетворении друг другом и с чувством личной самореализации. По определению, лидерские умения являются в основном межличностными и включают гибкость, открытость, организационные умения. Лидерство требует наличия таких личностных черт, как самоуважение, высокие нравственные качества, зрелое эмоциональное развитие. Среди фундаментальных знаний, даваемых современному человеку в школе или в ВУЗе, практически нет знаний, как правильно построить свою индивидуальную жизнь. Разобраться в такой сложной теме как жизненный успех без знаний психологии не представляется возможным. Знания психологии помогают человеку понять себя, увидеть свою индивидуальность, изучить свой характер, понять собственную жизненную стратегию достижения успеха. Поэтому в 2010 году с целью создания условий для повышения психологической, коммуникативной, когнитивной компетентности обучающихся, уровня их социальной адаптации и самореализации, расширения границ позитивного опыта общения нами была разработана образовательная программа «Психологическая культура лидера», реализуемая на базе Областного центра дополнительного образования детей и Областного экологического центра учащихся Ростовской области. Разрабатывая программу, автор исходил из того, что в стране востребованы люди творческие, независимые, самодостаточные, активно преобразующие мир вокруг себя, способные управлять и подчиняться, создавать группу и организовывать общую деятельность. А стратегия жизненного успеха основана прежде всего на социальных потребностях человека (потребности в уважении со стороны социального окружения и самоуважении) и потребности личности в самоактуализации, самосовершенствовании и самореализации. Целевой группой данной программы являются старшеклассники в возрасте от 14 до 17 лет, вне зависимости от пола, социального статуса, уровня социальной адаптации, уровня социальных (лидерских) способностей и начального уровня психологических знаний и умений. Анализ состава объединений, занимающихся по программе «Психологическая культура лидера», показал, что по программе обучаются не только социально благополучные дети, старшеклассники, проявляющие интерес к психологии или активисты школьного самоуправления. Интерес к программе проявляют также дети «группы риска», дети с проблемами в мотивационной, когнитивной и личностной сферах, дети, имеющие признаки социальной дезадаптации. В содержание программы включены не только знания различных отраслей психологии, но и этики, социального менеджмента и проектирования, деловой культуры. В основу программы заложены интерактивные методы обучения.Работа с детьми в объединении «Психологическая культура лидера» строится на законах философии успеха: · Вера в свои лучшие качества, сильные стороны. · Уверенность в том, что жизнь всегда предоставляет перспективу стать лучше, возможность разрешить свои противоречия, найти в себе силы, чтобы изменить свою жизнь. · Личностный механизм «возложения ответственности» за события собственной жизни на себя. · Способность и желание «переключать» свои жизненные стремления с материальных на другие ценности. · Критерий успешности - удовлетворенность жизнью (чувство верности самому себе, подлинности своей жизни). Основные результаты обучения и воспитания по программе в отношении достижений социального, личностного, познавательного и коммуникативного развития обеспечивают обучающимся широкие возможности для овладения различными компетентностями, способностью и готовностью к познанию мира, обучению, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию. Таким образом, реализация программы позволяет не только содействовать повышению психологической культуры обучающихся, но и развивать нравственные, гражданские качества детей, адекватизировать самооценку, корректировать явления социальной дезадаптации, повышать уровень социализации и социальной активности, - формировать успешную жизненную стратегию.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|