|
Мы любим наших детей. Одаренность.Автор статьи: Фрей Алина Игоревна
Мы любим нaших детей. Нo чтo бы ктo ни гoворил, мы всегда будем хотеть не просто любить их, но еще и гордиться ими. Мы всегда будем ждать от них большего, верить и пытаться помочь в реализации их возможностей. Очень часто бывает так, что наш жизненный опыт, накопленные знания и страхи диктуют свои правила воспитания и создания условий развития детей. Это связано с человеческой особенностью заботиться о том, во что вкладываются наши ресурсы. Эмоциональные, моральные, материальные, физические и другие. Дети – это актуализация наших потребностей, какими бы они ни были… Нет двух одинаковых одаренностей. Высказывание, что все дети равны, ложно. Подобного рода мнение - удел не признающих данности своего ребенка, а, может быть, и себя самого. Кто-то становится выдающимся музыкантом, кто-то хорошо решает математические задачи, а кто-то за всю свою жизнь так ничего в себе и не находит. Само понятие «индивидуально-психологических особенностей человека» говорит о различии. Это то, чем мы отличаемся друг от друга, то, что делает из индивида индивидуальность. И какую бы природу не имела одаренность, будь то генетика или социальный опыт, она неповторима и уникальна в каждом конкретном своем проявлении. Практическая ориентация исследований в этой области резонно задает вопрос о процентном содержании по-разному одаренных людей. И самый простой ответ дает нам математическая статистика. А именно метод нормального распределения, согласно которому процент людей, обладающих средними показателями примерно равен 60-70%, а крайние значения (отсталость в развитии и одаренность) берут на себя по 15-20%. Таким образом, чем более отсталые или наоборот одаренные люди, тем их процентное содержание в обществе меньше. Поэтому гениев также мало, как и людей, абсолютно отстающих в развитии. Психология – наука во многом противоречивая, поэтому и разночтений понятий одаренности пугаться не стоит. Во-первых, ее можно определить как качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность деятельности. Совместное действие способностей, представляющих определенную структуру, позволяет компенсировать недостаточность отдельных способностей за счет преимущественного развития других. Во-вторых, одаренность определяется в качестве общих способностей, обеспечивающих человеку широкие возможности достижения успеха в разнообразной деятельности. В-третьих, одаренность – это умственный потенциал, или интеллект, целостная индивидуальная характеристика познавательных возможностей и способностей к учению. В-четвертых, совокупность задатков, природных данных, характеристика степени выраженности и своеобразия природных предпосылок способностей. И, наконец, в-пятых, талантливость: наличие внутренних условий для выдающихся достижений в деятельности. Наличие такого относительно большого числа определений свидетельствует о проблемах в исследовании данного феномена. Тема одаренности требует тщательного изучения с позиции психофизиологии, дифференциальной психологии и даже социологии. Разное понимание одаренности влечет за собой различия в выборе тематики исследований, определении проблемных зон и, следовательно, методов работы. Слава богам, критический подход и бдительность не дают ученым уходить далеко в дебри собственного понимания и помогают балансировать на грани объективности, которой зачастую недостает в подобного рода работах. К примеру, знаменитый тест на выявление количественной оценки уровня интеллекта. Так называемый тест IQ. Думаю, всем очень хорошо известная вещь. Понятие коэффициента интеллекта было введено немецким ученым В. Штерном после того, как он заметил недочеты в показателях шкал Бине. На сегодняшний день данное тестирование вызывает огромный интерес у многих людей. Его используют в школах, при приеме на работу и просто для самопроверки. Но так ли он хорош? Вплоть до XX века его использовали для определения интеллектуальной одаренности, что вызывало огромное количество споров. Главным образом потому, что тест выявляет исключительно наличие логического мышления, которого, как известно, не достаточно для полноценного развития одаренности. Это, безусловно, очень полезная вещь, но лишь в сочетании с другими чертами, она может явиться фундаментом чему-то большему. Такое несоответствие выявили исследования в области психологии и педагогики детской одаренности. А ведь когда-то коэффициент интеллекта претендовал на роль универсальной характеристики, свидетельствующей об общем уровне одаренности. Одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности. При этом ранние проявления одаренности еще не предопределяют будущих возможностей человека: чрезвычайно трудно предвидеть ход дальнейшего становления одаренности. Таким образом, при исследовании данной проблемы важно применять комплексный метод, учитывать и прорабатывать разносторонние гипотезы, а не вестись на поводу у собственного субъективного упрямства. До сих пор не утихают споры по поводу существования универсальной одаренности, позволяющей успешно осваивать и выполнять любую деятельность. Начиная с исследований Ч. Спирмена, разговор идет о наличии общей одаренности и специальных способностей. Но, опять же, единого мнения пока нет. Сторонники существования универсальной одаренности дают общую характеристику имеющим ее детям. Такие дети обладают хорошей памятью, любознательны, проявляют исследовательскую активность. Они испытывают острую потребность в получении новой информации, познавательный интерес требует постоянной актуализации, а, так называемое, «информационное голодание» чревато развитием различных неврозов. Одаренные дети с раннего возраста склонны к систематизации, классификации и обобщению. Они рано начинают говорить и быстро овладевают абстрактным мышлением, которое проявляется в обширном словарном запасе и сложных синтаксических конструкциях. Они упорны, внимательны, любят интеллектуальные игры, берутся за несколько дел сразу. Психофизиологи отмечают повышенную мозговую активность у таких детей. Логическое абстрактное мышление, возможность все решать самим, развивает у них самостоятельность. Согласно другой теории, одаренность всегда адресна и позволяет успешно решать конкретные задачи. Отсюда выделяют классификацию одаренностей. Один вид нами уже был упомянут, это интеллектуальная одаренность. Помимо нее, выделяют творческую, академическую и собственно талант. Когда американский учитель и психолог Е. Торранс наблюдал за детьми, он обнаружил, что ни коэффициент интеллекта, ни успешность в учебной деятельности никак не коррелируют с наличием творческой одаренности. Им были разработаны тесты креативности. Позднее было доказано, что для реализации творческих способностей все-таки необходимо логическое мышление. Выявить наличие творческой одаренности у ребенка можно намного раньше, чем интеллектуальной. Существует определенная возрастная последовательность проявления одаренности в разных областях. Сначала проявляется способность к музыке, затем – к рисованию и т.д. Академическая одаренность, или обучаемость, помогает ребенку все «схватывать на лету». Многими педагогами было подмечено, что иногда творческий и интеллектуально развитый ребенок тяжело воспринимает информацию, требуется много времени для усвоения учебного материала. Поэтому многими неопытными воспитателями и учителями делаются неправильные выводы о бездарности некоторых детей. Совершенно не обязательно, чтобы одаренный ребенок был отличником или даже хорошистом. Исследования в разных странах показали, что чаще всего одаренные дети в традиционной школе – троечники. Успехи в учебе не всегда однозначно характеризуют развитость ребенка. И, наконец, талантливые дети. Здесь речь идет скорее о ранней специализации ребенка. Причем почти всегда по желанию родителей. История знает множество примеров, когда усиленное развитие одной направленности (музыкальная, математическая и т.д.) сыграло огромную роль в жизни ребенка, определив его род деятельности во взрослой жизни, предоставив ему возможность самоактуализироваться. Но чаще всего, подобный опыт негативно сказывается на общем развитии маленького человека. Зачастую родители изнуряют неокрепший организм бесконечными упражнениями, желая добиться призрачного идеала. Такое может происходить по разным причинам, но почти всегда это связано с лучшими побуждениями, психическими проблемами взрослых, их желанием самоутвердиться в качестве хороших педагогов. Все это препятствует развитию широкого круга интересов ребенка. Он не пробует максимально возможное количество видов деятельности, он заранее лишен выбора приложения своих способностей. Неправильное отношение к одаренности ребенка может помешать и в его нормальной социализации. Общение со сверстниками бывает недооценено родителями и либо сведено к минимуму, либо вообще исключено из насыщенного «развивающего» расписания. На деле же это сказывается крайне негативно на психике ребенка. Он не осваивает важные межличностные навыки общения, ему не доступны так необходимые сюжетно-ролевые игры. Итогом этого становится личностная неподготовленность к обществу. Нет навыков решения конфликтов, работы в группе, подчинения и лидерства, завязывания дружбы и т.д. Каким бы эрудитом ни был ребенок, его потребность в общении должна быть реализована в полной мере. Порой лучше задушить в себе честолюбивые желания и дать своему чаду нормально развиваться, не лишать его важного периода – детства, определить возможность ему самому решать чем интересоваться и на что делать упор. Не могу не упомянуть о еще одной немаловажной тенденции в обществе. А именно об идее «среднего человека». Это особый тип мировоззрения, не позволяющий человеку выходить за определенные, как ему кажется, общепринятые рамки поведения. Такое мироощущение взрослые проецируют и на своих детей. Они душат в зародыше любые проявления креативности, интеллектуализма, любознательности, пытаясь навязать с малолетства стандартный паттерн поведения. Мотивация в данном случае может быть разной. Некоторые родители отдают предпочтение конкретным навыкам выживания, считая, например, способность к музыке бесполезной. Другие ориентируются на семейное, групповое или общественное мнение, не желая вызывать к себе интерес. Третьи находятся в состоянии фрустрации из-за отсутствия у самих явных проявлений одаренности и уподобляют себе своих детей. И так далее… Мы любим наших детей. И вряд ли кого-то вообще можно обвинить в нелюбви. Самые роковые ошибки делаются с четким осознанием собственной правоты. Но, когда речь заходит о новом члене общества, его развитии, все намного серьезнее. Изучение способностей, впрочем как и всех остальных аспектов психической жизни, должно быть ориентировано прежде всего на практическую реализацию. Во всем мире огромное количество программ помощи отстающим детям и ничтожно мало программ развития одаренных. Тогда как они остро нуждаются в специальных условиях обучения и воспитания. Осуществление реальных возможностей этих детей может дать нам новых Моцартов, Эйнштейнов, Стругацких, де Ниро, Вольтеров и т.д. Так же хочу отметить очень низкий уровень психологической грамотности населения. Особенно в вопросах воспитания молодого поколения. Ведь все начинается с малого. Именно в юные годы ребенок максимально нуждается в любви, в получении правильной информации, в специально созданных благоприятных условиях для полноценного развития. Только тогда мы сможем получить зрелое общество, лишенное предрассудков и паразитирующего мировоззрения. На мой взгляд, проблема очень актуальна и требует вдумчивой проработки. Нужна грамотная пропаганда, большее количество детских творческих центров, особенно дошкольных, разработка развивающих программ обучения с возможностью предоставления родителям выбора. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|