Одаренность детей: проблема или радость для родителей?

В очередной раз (которые бывают не часто) возникло желание написать. То ли в последнее время участились консультации по этой теме, то ли накипело...устала видеть замечательных детей, которые становятся по-настоящему больными, физически и психологически, благодаря своим замечательным родителям.

 

Итак, тема касается одаренности.
В последние десятилетия родители стали всё чаще уделять внимание поиску и развитию одарённости, талантов у своих детей. Знаю лично родителей, которые желая своим детям «добра и светлого будущего» чуть ли не с рождения записывают на всевозможные занятия, секции или занимаются сами по каким-то особым программам.

Какие плюсы видят сами родители от своих действий? 
1) Ребенок занят полезным, не теряет время. Некоторые вспоминают книгу «После 3-х уже поздно» и стремятся организовать время своего ребёнка в эти 3 года по максимуму, так как потом «поздно будет». 
2) Выполняют свой родительский долг: «даю всё, что могу». 
3) Предоставляют ребёнку возможности, которых были сами лишены, показывая себе и другим, что «я – хороший родитель».

Что вижу я, когда на консультацию приходят родители с такими установками на развитие ребёнка? 
1) Ребёнок лишен свободного времени, необходимого для игры. Ведущая деятельность у детей-дошкольников – игровая. Именно в игре ребёнок учится преодолевать свои страхи, осваивает коммуникативные умения, учится быть креативным, смелым, упорным и многому другому, необходимому для собственной успешности. 
2) Ребёнок лишен полноценного общения с родными людьми. Родители часто озабочены тем, чтобы ВСЁ УСПЕТЬ, не опоздать на занятия, выполнить все задания дома и др. В отношения зачастую вторгаются: раздражение, взаимное недовольство, крики, упрёки, одёргивание, постоянное «подпинывание» и пр. Теряется любовь, принятие и понимание между родными людьми. 
3) У ребёнка нет времени понаблюдать за явлениями природы; за тем, что происходит вокруг. Не хватает времени для общения с животными, наблюдения за ними, оказания им помощи, ухода за ними. Потом родители начинают жаловаться на отсутствие внимательности ребёнка к окружающим людям, равнодушие, неумению заботиться о других, эгоцентризм. 
4) Родители стремятся, чтобы дети всегда были опрятны, вежливы, в чистой одежде, улыбались, здоровались, мыли руки и т.д. и т.п. Родители хотят видеть в своих детях не просто одарённых отпрысков, которыми можно гордиться, а ещё и требовать от них образцово-показательного поведения, чтобы «за них не было стыдно» перед другими. Если что-то идёт не так – опять крики, понукания, одёргивания и пр. 
5) Ребёнок обречен на развитие невротических и психических нарушений.

ЧТО ПРОИСХОДИТ НА САМОМ ДЕЛЕ? 
1) НАПРЯЖЕННОСТЬ, НЕВРОТИЗАЦИЯ родителей и детей. Такие семьи начинают обращаться к психологу. 
Наиболее частые причины: страхи, панические атаки, тики, астения у детей, что чуть позже перерастает в отсутствие желания что-либо делать, раздражительность, непослушание, сложности в общении, неуверенность в себе и т.д. 
При этом могу отметить, что дети – только отражение состояния взрослых. Дети – как зеркало нашего состояния, показывают, что происходит с нами: та же самая раздражительность, и усталость, и страхи и многое другое. 
И хорошо, если в ходе консультации, родители начинают понимать последствия своих мыслей и действий, и начинают что-то менять в своей жёсткой системе, впускать в свою жизнь и жизнь детей больше радости, свободы, спонтанности, чувств; учатся принимать себя и своих детей, отмечая больше позитивного и «тёплого». 
2) Дети начинают ТЕРЯТЬ СВОЮ ОДАРЕННОСТЬ, данную от природы, и благодаря родителям усиленно развивают «навязанные» таланты, что не приводит к особых успехам, достижениям. 
Одарённость ребёнка полноценно проявляется лишь в том, что приносит ему радость, что захватывает его, с чем он может проводить время часами безо всякого принуждения, насилия. И если сегодня «что-то пошло не так» - значит просто нужна перезагрузка и природный талант через некоторое время опять возьмет своё. 
Навязанные родителями занятия, которые не вызывают удивления, радости открытий, позитивных чувств у ребёнка – блокируют творческий поток. На физиологическом уровне такие занятия тормозят свободную деятельность правого полушария головного мозга ребёнка, которое как раз и отвечает за одарённость, креативность, спонтанность; а в большей степени развивают левое – отвечающее за логику, системность, умение следовать правилам, подчиняться требованиям (над развитием левого полушария усердно трудится вся система образования – детские сады, школы, вузы).

На своих тренингах, которые провожу, как с детьми, так и со взрослыми, часто для себя отмечаю, что дети дают больше вариантов самых необычных ответов на проблемные задачки. Их мозг ещё не является настолько «зашоренным», как у взрослых. И я очень радуюсь этому! И жаль, что это всё уходит, убивается не только нашей системой воспитания и образования, но и зачастую самими родителями.

ЧТО ПОЛУЧАЕМ В РЕЗУЛЬТАТЕ? 
Вместо одарённого ребенка – человека, наполненного страхами, комплексом неполноценности, ограниченным мышлением, неуверенного в себе, невротическими, а порой и психическими нарушениями.

Яркий пример из практики: на консультацию пришли мама с сыном (3,5 года). У мальчика: логоневроз, тики, замкнутость, страхи, плохой сон. Всё это развивалось постепенно в течение последних полгода. Мама молодая, решила провести в своё время эксперимент, начала обучать сына читать в 1,5 года по какой-то особой методике, «заметив в сыне к одарённость к чтению»….Во время 1-й консультации она искренне считала и убеждала меня, что всё делала правильно: «она не теряла драгоценного времени, много времени проводила с сыном за занятиями, все удивлялись его способностям, просто сейчас – нужно его подлечить»….Комментировать, думаю, нет смысла. Произошёл сбой, серьезный сбой в развитии психики, в работе головного мозга и уже в личностном развитии ребёнка.

Конечно, я здесь представила наиболее яркий образ ребёнка – последствие родительских стараний. Но, могу отметить, что в моей практике таких случаев не мало.

ЧТО ДЕЛАТЬ? 
НАУЧИТЬСЯ СЛУШАТЬ И СЛЫШАТЬ, СЛЕДОВАТЬ ЗА СВОИМ РЕБЕНКОМ! 
Наблюдать, отмечать сферу его интересов, предоставлять возможность реализовывать свои природные потребности в движении, творчестве, созерцании, изучении техники и т.д., создавать для этого условия. Взрослым быть самим спонтанными и креативными!

Ребёнок рисует на обоях – выделите место для этого, клейте поверх обоев – другие, с разными рисунками. Может быть ваше чадо обладает художественным талантом! Дайте ему возможность попробовать себя в этом

«Ломает» игрушки, разбирает их на детальки, «не жалеет» ваших подарков – найдите интересные предметы, которые можно разбирать, изучать, исследовать! Может быть ваш ребёнок – будущий известный инженер.

Ребенок любит возиться в грязи, песке, глине – покажите ему, что из этих природных материалов можно создавать образы. Может быть он скульптор?

Ваш ребёнок неугомонный, прыгает с дивана, забирается на высокие горки, быстро бегает, карабкается по поверхностям, не чувствителен к боли, вынослив, упорен и настойчив и др. – по всей видимости у вас растёт олимпийский чемпион! Создайте условия для более безопасного активного времяпровождения: застелите пол матами или подушками, учите правильно падать, давайте время на реализацию двигательной активности в полной мере. Что чаще происходит в семьях с такими детьми? Часто ребёнок слышит: «угомонись хватит носиться, сиди спокойно и не ёрзай» и т.д. Такие дети считаются «неудобными» для родителей, воспитателей, учителей. Что происходит с ребёнком? Активная энергия, данная от природы, всё равно берет своё и всё это «выплескивается» как только появляется хоть какая-то возможность.

Ситуаций много, здесь все не смогу описать)

ВАЖНО ПОМНИТЬ: 
1) Первые «симптомы» одарённости проявляются у детей уже в раннем возрасте (1- 3 года). Взрослые не всегда обращают внимание на потребность ребёнка петь песенки, слушать музыкальные инструменты, тягу к рисованию или спортивной деятельности, а в это время у их ребятишек приоткрываются некоторые способности, заложенные в них природой. Не востребованные вовремя, они закрываются. Потом, через два - три года способности вновь начнут проявляться и если и на этот раз они останутся незамеченными, то закроются окончательно. В дальнейшем от них останется только смутное влечение к какому-то роду искусства или к техническому конструированию. 
2) В том случае, когда «странные» увлечения ребенка не только остаются не замеченными, но даже раздражают взрослых, процесс закрытия их происходит быстрее и основательнее. В более старшем возрасте, когда встанет вопрос о профессии к невостребованным прежде способностям придется пробиваться насильственно более сложным путём, методом проб и ошибок, который порой оказываются недешевыми и забирают много жизненного времени. 
3) Если занятия ребёнку перестают доставлять радость – лучше сделать паузу, включить наблюдение и заметить - к чему сейчас больше тянется ребёнок, помочь создать условия для реализации этих потребностей. Если ребёнку дан дар от природы – он обязательно «вернется и возьмет своё», но насильственное развитие притупляет таланты, вызывает усталость, а порой и отвращение. 
4) Важно организовывать день ребёнка так, чтобы у него обязательно оставалось свободное время. Иначе у родителей даже не будет возможности заметить проявления природной одаренности и таланты останутся не реализованными, а ребёнок может стать в будущем довольно посредственной личностью, неудовлетворенной собой. 
5) Важно уважать интересы своего ребёнка. Многое из его необычных для родителей интересов или особенностей поведения – вызвано его природой. И огромная роль родителей, педагогов – заметить зёрнышки одаренности и посадить их в благодатную почву! И тогда через какое-то время родители могут на самом деле быть ДОВОЛЬНЫМИ СОБОЙ и ГОРДИТЬСЯ СВОИМ ЗДОРОЫМ И ТАЛАНТЛИЫМ РЕБЁНКОМ!

И САМОЕ ВАЖНОЕ:
- Наибольшего успеха человек достигает в той деятельности, которая подкрепляется его природной одарённостью. Важно не жалеть времени и сил, быть искренне заинтересованными в своих детях, чтобы увидеть то самое ценное, что заложено в них природой. Это и приведёт их к НАСТОЯЩЕМУ УСПЕХУ! 
- Родителям важно самим научиться быть счастливыми! Только у счастливых родителей растут СЧАСТЛИВЫЕ, а значит ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ!





Просмотров: 540
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что важно знать родителям, выбирая развивающие занятия для ребёнка.
  • Отношения детей и родителей. Что было, что сейчас и к чему всё идёт?
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Что самое важное для ребёнка? Любовь? Не только.
  • Как быть если дети выросли и сказали, что в их жизни больше нет места для тебя, мама
  • Каким вырастет мой ребёнок? Что нельзя делать и что нужно, чтобы ребёнок стал счастливым человеком
  • Что происходит с ребёнком во время развода родителей?
  • Когда учеба в радость, или что можно сделать уже сегодня, чтобы завтра дети сами захотели пойти в школу
  • Всегда ли дети понимают своих родителей, а родители детей?
  • Что происходит, если женщина раньше времени решила, что этот мужчина и есть её единственный
  • Ребёнку можно всё? Или как быть с правилами и с тем, что нельзя.
  • Для чего родители «замораживают» своих детей? Сложности сепарации родителей.
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Что надо сделать родителям, чтобы гарантировать себе ненависть своих детей?
  • Если сил ни на что нет, что делать, как быть? Или, здравствуй, депрессия...
  • Что происходит, когда вы бьете своих детей.
  • Если вы не довольны тем, как у ребёнка что-то получается не так хорошо, как вам бы хотелось.
  • Бить своего ребёнка. Что в этом для родителя?
  • Что делать, если ребёнок не говорит в три года
  • «Она как ребёнок!» Что происходит с человеком, когда родитель вдруг становится беспомощным
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Не могу расслабиться, сконцентрироваться, всё время в напряжении… Что делать?
  • Не могу расслабиться, сконцентрироваться, всё время в напряжении… Что делать?
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Как понять кто я для него: мама, дочка или любимая женщина? Что делать чтобы быть любимой женщиной?
  • Контроль над взрослыми детьми. Что хотят родители и как быть детям?
  • Что делает психолог? И что происходит во время встречи клиента и психолога?
  • Что делать, если ребёнок слушается только одного родителя
  • Что делать, если ребёнок часто болеет?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь