|
Поведенческая психотерапия: причины панических атакАвтор статьи: Васильева Ольга Борисовна
Часто меня просят дать инструкции по выполнению конкретных техник для избавления от панических атак. Но я сталкиваюсь с тем, что даже правильно выполненная техника может не сработать. Ведь лечение панического расстройства методами поведенческой терапии не сводится к использованию одной-двух техник. Техника не помогает, если нет глубокого понимания зачем она нужна и если не учитываются все нюансы ситуации. К сожалению, применение психотерапевтических методов без достаточной подготовки может дискредитировать саму идею психотерапевтической помощи и тем самым лишить человека шанса избавиться от панических атак. Поэтому я решила написать цикл статей о разных методах психологической помощи при паническом расстройстве с целью рассказать о сути методов, их плюсах и минусах. Я хочу показать вам, что психотерапевтический процесс многогранен и сложен. Надеюсь, что вдумчивый читатель сможет разобраться в нюансах лечения и выберет для себя подходящее направление психотерапии. А также придет к психологам и психотерапевтам подготовленным, имея реалистичные ожидания. В первых двух статьях я расскажу о поведенческой психотерапии:
Я постараюсь рассказывать о поведенческой психотерапии простым языком. Но познакомлю вас с несколькими терминами. О поведенческой психотерапии Поведенческая (бихевиоральная) психотерапия – одно из направлений психологической помощи, основанное на научных трудах И.П.Павлова, Б.Ф. Скиннера, Дж.Б. Уотсона и других ученых. Бихевиоризм изучает формирование поведения человека и животных. Теории поведенческой психотерапии получили подтверждение с помощью множества научных экспериментов, а практические методы неоднократно доказывали свою эффективность. Поэтому в множестве медицинских учебников это направление рекомендовано к использованию для лечения панического расстройства. Причины панических атак в поведенческой психотерапии С точки зрения поведенческой психотерапии панические атаки – результат неправильного научения и подкрепления. 1. Условный рефлекс Одной из причин панических атак может быть сформированный условный рефлекс. Да-да! Такой же, как у знаменитой собаки Павлова. Первоначальный приступ мог быть спровоцирован безусловным стимулом. Им может быть стресс, физические нагрузки, сильные переживания или усталость. Например, вы последние недели готовились к экзаменам. Нервы были на пределе и накопилась усталость. А вчера вы сдали экзамены, а потом перебрали со спиртным. Чтобы прийти в себя и поехать на собеседование утром вы выпили много кофе. По дороге на собеседование в метро возникли эти симптомы. Если вы помните о предыдущих нагрузках, то сердцебиение, слабость и головокружение будут для вас вполне объяснимы. Но, если забыли, то вы могли испугаться, что симптомы возникли из-за пребывания на эскалаторе, в замкнутом пространстве или в присутствии большого количества людей. Закрепляется условный рефлекс. Теперь для запуска панической атаки уже не нужно ничего, кроме условного стимула – эскалаторов, людей и замкнутого пространства. Теперь уже в самом хорошем состоянии в метро вам будет плохо. Так, вполне безобидные вещи могут стать условным стимулом и запускать приступы. Например, это люди в форменной одежде, необходимость ждать или заговорить с незнакомым человеком. Но еще чаще условным стимулом становятся собственные мысли. Например: «Сейчас мне станет плохо». И, вуаля! Вот они симптомы паники! 2. Подкрепление панических реакций Условный рефлекс – это не единственный способ формирования панических атак. Панику может вызывать и поддерживать подкрепление, которое появляется сразу после панической атаки. Подкрепление может быть позитивным. В этом случае после приступа происходит что-то приятное. Если человек болеет и страдает, то ему сочувствуют и о нем заботятся. Это подкупает. Иногда бывает, что болезнь или панические атаки – это единственная возможность получить от других тепло, заботу и любовь. Не удивительно, что в этой ситуации панические атаки не уходят. Чтение форумов о панических атаках, о вегето-сосудистой дистонии и других медицинских проблемах тоже замечательно подкрепляет симптомы паники. Еще чаще встречается негативное подкрепление панических атак, когда появляется возможность избежать чего-то неприятного. Такое облегчение является очень сильным стимулом, поддерживающим панические атаки. Вот несколько негативных подкрепителей:
Это не полный список подкреплений. В каждом случае они свои. Иногда такие подкрепления называют вторичными выгодами от панических атак. 3. Генерализация страха Страхам свойственно разрастаться. Это было показано в эксперименте Дж.Уотсона с маленьким Альбертом. В эксперименте у маленького ребенка Альберта сформировали условный рефлекс на вид белой крысы. Экспериментаторы обнаружили, что ребенок стал бояться похожих на крысу вещей – кролика, шубы, бороды Деда Мороза. Похожим образом сначала можно испугаться в метро, затем страх распространяется на поездки на любом общественном транспорте, затем на поездки в автомобилях, затем на прогулки, а в конечном итоге – на то, чтобы выйти из дома. Избегание усиливает генерализацию страха. При уклонении от пугающих ситуаций их количество увеличивается как снежный ком. Это происходит потому, что при избегании нет возможности преодолевать страхи: проверять так ли пугающие ситуации опасны, научиться справляться с ними и со своими переживаниями. 4. Моделирование поведения других людей Склонность к тревоге заразительна. Если перед вашими глазами всю жизнь был боязливый человек, то вы от него научились тревожиться. У многих людей с паническими атаками был очень тревожный родственник. Чаще всего это мама, которая во всем привыкла видеть опасности. Недавно наблюдала на улице следующую картину. Тревожная мама говорила своему двухлетнему ребенку: «Не лезь – голову расшибешь! Не беги – споткнешься! Не трогай – заболеешь!». Так ее ребенок учится тревожиться и во всем видеть опасности. Но не обязательно мама должна явно говорить об опасностях. Иногда ее тревожность проявляется не прямо, а через стремление все всегда контролировать. Такая мама многое запрещает, ее ребенок загружен занятиями в секциях, она долгое время проверяет уроки у своего ребенка. А с подросткового возраста сверхконтроль с ее стороны становится мучительным. Стремление к сверхконтролю и, лежащий в его основе страх, могут передаться ребенку. 5. Научение на своем и чужом опыте Свой собственный опыт также может быть источником страхов. Если в детстве вы были предоставлены сами себе и вам давали слишком мало поддержки, то вы убедились, что на других людей не стоит полагаться. Недоверие к другим увеличивает тревогу. Часто панические атаки появляются после смерти близкого человека, например от сердечного приступа или инсульта. Тогда они могут отражать ваше опасение умереть при сходных обстоятельствах. Но не обязательно это должен быть пример родственника. В современном мире повсюду информация о подстерегающих опасностях. Вы можете увидеть по телевизору программу об инфарктах. Вы можете прочитать на форуме как утомителен уход за пережившим инсульт лежачим человеком, какой обузой он становится для родственников. Или соседка расскажет вам о несчастном случае. И этого будет достаточно, чтобы возникли серьезные опасения. Из следующей статьи «Поведенческая терапия панических атак. Практика» вы узнаете о целях, методах и техниках поведенческой психотерапии. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|