|
Психология молодежного экстремизмаАвтор статьи: Плотникова Ольга Анатольевна
О.А. Плотникова, А.В. Барнаш Статья посвящена психологии молодежного экстремизма в современном обществе. Проанализированы причины возникновения этой проблемы затрагивающей разные уровни жизнидеятельности общества. Выявлена и обоснована необходимость совместного использования методов и приемов нескольких теорий психологического характера в процессе толкования экстремистского поведения. Обоснована значимость социально-психологических детерминант деструктивного поведения. Молодежный экстремизм является острой проблемой современности, научное сообщество исследует причины этого явления, которое проявляется в различных сферах жизнедеятельности от политической до религиозной направленности. Решая задачи своего возраста, связанные с идентификацией, самоопределением, молодой человек сталкивается с фрустрацией реального мира, и поиском выхода из нее могут стать экстремальные защиты. В данной статье попробуем рассмотреть психологические детерминанты сложного явления молодежной среды, которое имеет свои причины возникновения и развития. С точки зрения бихевиорального подхода молодежный экстремизм – это реакция индивида на неблагоприятные факторы окружающей среды, которая проявляется и закрепляется в групповом поведении. Десоциализирующие факторы, прежде всего, социальной среды способны сформировать такие качества у человека как маргинальность, нонконформизм и конформизм, жестокость и агрессивность, психологическая зависимость от группы и демонстративность, а так же и другие формы девиантного поведения. Детерминантами в этом случае выступают самые разнообразные сложные для молодежи ситуации, где находят свое подкрепление такие формы поведения, которые связанны с демонстрацией силы и агрессии. Благодаря закреплению агрессивного поведения молодежь получает возможность добиться желаемого результата быстро, к тому же полученное одобрение сверстников в группе является мощным стимулом для закрепления различных девиаций. Поэтому, как правило, экстремистские формы поведения сливаются с криминальной деятельностью – хулиганство, разбойные нападения и даже убийства. Рассматривая молодежный экстремизм с позиции социально-когнитивных и когнитивных теорий, можно говорить о приобретаемых и модифицированных формах поведения в результате научения и закрепления их в опыте молодых людей. Согласно теории Альберта Бандуры, психическое функционирование осуществляется под воздействием трех факторов поведенческого, когнитивного и средового. Иными словами можно сказать, что существует взаимозависимое влияние трех детерминант поведения. Т.е. окружение играет свою роль и оказывает влияние на поведение индивида, но и сам человек активно включен в свою роль, которая создает определенную социальную атмосферу и необходимые обстоятельства. В теории Бандуры придается особое значение роли научения, которое может осуществляться через наблюдение и затем воплощаться в подобных формах поведения. «Люди развили повышенную способность научения через наблюдение, что позволяет им расширить свои знания и навыки на основе информации, переданной путем моделирования. Действительно, в сущности, все феномены научения через прямой опыт могут появиться косвенно при наблюдении за поведением людей и его результатами» [1] . Детерминантами такого самостоятельного поведения считаются эмоции, мотивы и действия. Экстремизм для молодого человека становиться способом контроля происходящих событий в его жизни. Научение агрессивному поведению происходит в соответствующих социальных условиях. В современной реальной жизни дети и подростки могут наблюдать агрессивное поведение в семье в отношениях между родителями и родственниками, на улице в действиях окружающих людей, в образовательных учреждениях среди сверстников и т.д. Демонстрация агрессивных форм поведения через СМИ, интернет, просмотр художественных фильмов тоже не проходит даром – это сегодня быстрый способ научения. Компьютерные агрессивные игры в этой области дают возможность закрепить новые формы поведения и сформировать готовность к их реализации. Помимо визуальных форм обучения, могут оказывать свое негативное влияние и аудиальные средства. «Побуждения к действиям насильственного характера над представителями других национальных и расовых меньшинств, призывы к убийствам представителей других субкультур, представителей государственной власти и правопорядка, родителей и др., призывы к самоубийствам, употреблению наркотиков и алкоголя и т. п. — вот, что можно услышать в творчестве музыкальных коллективов, пользующихся популярностью среди молодежи России. И ведь эти призывы реально действуют — примеров убийств, самоубийств и других насильственных действий, совершенных под влиянием музыки — предостаточно»[2]. Исследования влияния телевидения на молодежь показывают, что более 30% молодых людей совершают преступления под влиянием кинофильмов и телепередач. Подростки в течение года на телеэкране просматривают до 10 тысяч сцен насилия. Отмечено так же, что 45% подростков в возрасте 14 лет кто смотрел телевизор более 3-х часов в сутки, склонны к насилию, а 20% их них вообще опасны для общества и морально готовы к совершению преступления[3]. В когнитивной теории Джорджа Келли поведение человека представляется в форме реализованных личностных конструктов[4]. Человек уже не рассматривается как 21 жертва социальной среды или собственных инстинктов. Он является исследователем объективного мира и своих потенций. В результате своего наблюдения индивид создает собственную систему личностных конструктов. С точки зрения когнитивного подхода молодежное экстремистское поведение - это образование особой иерархии индивидуальных конструктов, как биполярных шкал индивида. Конструкты могут быть представлены как: «агрессивный – толерантный (миролюбивый)», «смелый - трус», «сильный – слабый», «свой – чужой» и т.д. Демонстрация подобных конструктов так очевидна у подростков, им свойственно видеть окружающую действительность в черно- белых тонах, приписывать объектам противоположные полюса и на основе этого прогнозировать свое поведение. Через призму созданных и доминирующих в сознании конструктов молодой человек оценивает события и явления окружающей жизни. Система конструктов создает ограничивающую вариативность поведения. А такая форма поведения как экстремизм – есть осознанный, мотивированный выбор определенного полиса сформированного конструкта. Используя факты и события, происходящие в реальных социальных условиях, можно предположить какая иерархия конструктов будет преобладать и использоваться для прогнозирования своего поведения, если ребенок попадает в атмосферу духовно-нравственной деформации общественной жизни и несправедливости. В этом случае вариативность поведения может определяться такими конструктами, как «насильник – жертва (или не насильник)», «пьяница – трезвенник», «убийца – не убийца», «наркоман – не наркоман», «богатый – нищий», «ловкач – неудачник» и т.п. Если молодой человек является исследователем реальной социальной среды и примеряет к ней свои только формирующиеся социальные позиции, то в условиях нестабильного социального управления и размытых общественных ценностей это «закономерно приводит к формированию бездуховности, безнравственности, беспринципности, в первую очередь у взрослеющей личности»[5]. Исследователи эволюции преступности несовершеннолетних в России в результате психолого-правового анализа, пришли к выводам «о хорошей адаптивности их в социуме»[5], а так же «большинство преступлений, совершенных психически здоровыми подростками, носят характер спланированных и подготовленных при полном осознании ими своих действий в период осуществления деликтов»[5]. Мотивация совершаемых преступлений являются зрелыми и мало отличаются от мотивов взрослых преступников. Молодые люди прекрасно осознают свои действия, практически не испытывают сочувствие к своей жертве. Возможно, это объясняется тем, что соответствующий конструкт на сострадание и сочувствие не создан, и оценивается как слабость. Исследования неформальных группировок экстремистского толка показывает связь поведения подростков и молодежи с идеологической направленностью группы и социальным статусом, занимаемым несовершеннолетним в этой группе. Молодежный экстремизм больше не связан с только девиантными подростками из неблагополучных семей, а заметно обогащается молодежью из социально благополучных «ячеек общества». Таким образом, теория Джорджа Келли дает нам некоторое понимание детерминант обуславливающих экстремистское поведение – это исследование молодыми людьми социальной реальности, поиск собственных психологических ресурсов для адаптации, и реализация собственного поведения в рамках созданной иерархии конструктов. Представители гуманистического направления психологии рассматривают поведение человека как способного к самоактуализации своей самости. Человек рассматривается как ответственный, делающий свой выбор среди предоставляемых возможностей. Самость как представление человека о себе формируется в раннем детстве 22 в процессе межличностного взаимодействия ребенка с родителями. Согласно взглядам К. Роджерса[6] существует «Я» - идеальное, которое стремиться к «Я» - реальному. Степень различия между ними определяет потенциал личностного роста или дискомфорта личности. Этот дискомфорт может найти свое выражение в обостренном самолюбии, в невротических формах поведения. Молодежный экстремизм может являться следствием обострения внутренних противоречий, связанных с поиском «Я» - идеального и несоответствия «Я» - реальному. Детерминантой в этом случае может стать отсутствие внутри психического потенциала необходимого для разрешения кризиса, который закладывается в детско- родительских отношениях с одной стороны; и отсутствием необходимой поддержки, которая приобретается в доверительных межличностных отношениях. Одним словом, недостаток теплых, основанных на любви и доверии отношениях, как в прошлом, так и в текущем моменте жизни может стать причиной острого внутреннего кризиса формирующейся личности. А это в свою очередь найдет воплощение в поведении, которое не отрицает экстремизм как выход психической энергии. Психологическая проблема современного общества – это недостаток отношений между людьми. Люди с трудом строят продолжительные доверительные отношения, в результате большинство детей и подростков растут в неполных семьях. В России эта проблема стоит особенно остро «Такого никогда не было в нашей стране: ни после войны, ни после гражданской революции»[7]. Количество неполных семей, за последние годы выросло до 30%[7], в интернатах воспитывается 1,5% детского населения, больше половины из них по заявлению родителей[8]. Семьи, определяемые по социальным показателям как благополучные, в России сталкиваются так же с рядом трудностей, о чем свидетельствует показатель разводов и их причин. В 50-е годы на 1000 человек с расторжением брака сталкивались условно 0,5 человек, то в 2010 году — эта цифра составляет 4,5 расторжения брака. Таким образом, количество разводов увеличилось в 9 раз. По данным Федеральной службы государственной статистики[9], причинами разводов становятся: алкоголизм и наркомания (51%), отсутствие жилья (41%), сами супруги (31%), материальное неблагополучие (29%), отношения с родственниками (18%), отсутствие детей (10%), долгая разлука (8%), физические недуги (2%). При этом, самый большой процент выпадает разводов на 5-9 лет совместной жизни (28%), а самый маленький - на совместную жизнь до года (3,6%). Как отмечал Эрик Фромм, человеческое существование в наше время сопровождается одиночеством, изоляцией и отчужденностью. Причиной является сложность выбора человека между свободой и безопасностью. Люди стремятся к власти над собственной жизнью и к автономии, и одновременно они желают переживать принадлежность и признание в обществе. Фромм раскрыл несколько стратегий разрешения этого противоречия – «бегства от свободы» (Фромм, 1941)[10]. К ним относятся авторитаризм, деструктивность и подчинение социальным нормам. Авторитаризм позволяет через соединений с другим человеком вернуть силу «утраченного Я». Реализуется такой выбор в форме мазохистского, так и в садистского поведения. Садо-мазохистская позиция основана на том, что человек ищет причины неудач в себе или в окружающих людях, исключая обстоятельства: он склонен во всем винить себя – мазохистская форма проявления или обвиняет других в собственной несостоятельности – садистская стратегия. Деструктивность находит свое отражение и в форме разрушающего поведения, когда человек определяет причины невезений во внешних обстоятельствах, и агрессия направляется на их разрушение. Абсолютное и абсурдное подчинение социальным нормам находит свое воплощение в поведении конформиста-автомата. Человеку такого типа свойственно поклоняться власти, деньгам и прагматической выгоде, своего мнения он не имеет и не занимает своей социальной позиции. Отказавшись от собственной индивидуальности, человек становиться похожим на свое окружение и автоматически выполняет установленные функции в группе. Они способны полностью сливаться с группой – образ мыслей, чувства и цели такие же, как у каждого в их культуре. Если речь идет о молодежном экстремизме, то становится понятным проявление массовых настроений и форм поведения у всех входящих в состав довольно больших групп. Согласно Фромму[10] [Фромм, 1956], люди могут приобретать опыт позитивной свободы, при которой не будут чувствовать себя одинокими, а способными переживать единение с миром. Для этого в обществе должны быть созданы условия для проявления спонтанной активности, свойственной собственной индивидуальности. Ключевыми компонентами он считал любовь и труд, которые обеспечивают благоприятные условия развития личности. Фромм описывает экзистенциальные потребности человека: потребность в установлении связей, потребность в преодолении, потребность в корнях, потребность в идентичности, потребность в системе взглядов и преданности. Рассматривая экономико- политические условия общества, он указывал, что удовлетворение экзистенциальных потребностей зависит от тех социальных условий, в которых развивается человек. Социальные детерминанты, обуславливают довольно стабильные структуры личности, которые остаются неизменными в течение жизни человека. Эти структуры можно рассматривать как непродуктивные (нездоровые) и продуктивные (здоровые). В гуманистической теории Фромма удовлетворение базисных потребностей личности находится в прямой зависимости от социальных условий жизни. А такое свойство психики, как структура характера человека обуславливается определенными социальными механизмами: «… дружелюбие или враждебность и разрушительность, жажда власти и стремление к подчинению, отчужденность, тенденция к самовозвеличению, скупость, тяга к чувственным наслаждениям или страх перед ними — все эти и многие другие стремления и страхи, которые можно обнаружить в человеке, развиваются как реакции на определенные условия жизни. <…>Ни одна из таких склонностей не является изначально присущей человеку. <…>Образ жизни, обусловленный особенностям экономической системы, превращается в основополагающий фактор, определяющий характер человека, ибо властная потребность самосохранения вынуждает его принять условия, в которых ему приходится жить»[11]. Положение молодежи в нашей стране, трудно оценить как достаточно хорошие условия для ее самореализации. Вот печальные факты нашей реальности: трудоустраиваются всего 50% выпускников вузов, а 76% среди употребляющих наркотики, относятся к молодежи[12]. Эти показатели говорят о нездоровой ситуации в обществе, губительно действующей на молодых людей. Таким образом, рассматриваемые теоретические подходы к объяснению помогают понять зависимость экстремистского поведения молодежи от социально-психологических детерминант. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК (см. в сборнике) Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|