Психологические детерминанты экстремистского поведения

Необходимым условием для понимания феномена экстремизма, а также для его профилактики и борьбы с ним является знание мотивов экстремистского поведения. Но мотивация экстремистского поведения продолжает оставаться малоисследованной темой в отличие от мотивов девиантного поведения в общем и мотивов террористического поведения в частности, что обуславливает наше исследование.

Эмпирическое исследование было направлено на проверку следующих гипотез:

1.Мотивационная сфера у людей, склонных к экстремистским установкам имеет более частые и сильные внутрисистемные связи

2.У людей, склонных к экстремистскому поведению, в большей степени преобладают патологические, а также гедонистические, атарактические и гиперактивационные мотивы по сравнению с людьми, не склонными к экстремистскому поведению

3.Мотивация экстремистского поведения сильнее выражена у мужчин

4. Мотивация экстремистского поведения сильнее выражена у юношей и подростков

5.Представления о выраженности мотивов экстремистского поведения преувеличены по сравнению с реальной выраженностью

Цель работы изучение особенностей мотивации экстремистского поведения

Наше исследование было проведено в русле клинического подхода. В результате  проведенного анализа литературных источников нами была предложена следующая классификация мотивов экстремистского поведения:

1.Социально-психологические:

 - Завязывание знакомств – стремление человека расширить круг своего общения, завести новых друзей и знакомых

 - Подчинение группе - подчинение давлению других людей или референтной группы в плане осуществления экстремистских действий

 - Псевдокультуральный – подчинение индивидуального опыта ценностям референтной группы

2.Собственно психологические:

 - Гедонистический - стремление получить физическое и психологическое удовлетворение от осуществления экстремистских действий, опыт переживания эйфории при этом

 - Атарактический – связан с  желанием нейтрализовать негативные эмоциональные переживания - напряжение, тревогу, страх с помощью экстремистских действий

 - Гиперактивационный - насыщение сенсориума с помощью экстремистских действий, вызывающее стимулирующий эффект; мотив, отражающий стремление выйти из состояния скуки, психологической "пустоты", душевного бездействия, либо желание усилить эффективность своего поведения

3.Патологические:

 - Аддитивный - отражающие фиксацию в сознании истинного влечения к осуществлению экстремистских действий, "жажду" этих действий

 - Саморазрушение - стремление осуществлять экстремистские действия назло себе и другим в качестве протеста, из-за потери, якобы, перспективы в будущем для себя, утраты смысла жизни

Ввиду недостаточной разработанности проблемы мотивационной сферы людей, склонных к экстремистскому поведению, мы решили провести исследование мотивов формирования экстремистских установок. Нам показался интересным клинический подход к изучению проблемы мотивации экстремистских установок. Использование данного подхода к проблеме изучения мотивации экстремистских установок кажется нам возможным вследствие того, что экстремистское поведения является одной из форм девиантного поведения, которое в том числе является предметом изучения клинической психологии. Еще одной формой девиантного поведения является зависимое поведение.

Данная классификация легла в основу опросника, направленного на определение степени общей мотивации экстремистского поведения, а также на определение выраженности вышеописанных мотивов.

В исследовании приняли участие 171 человек (87 мужчин и 84 женщины) от 16 до 46 лет. Все испытуемые были разделены на 3 группы, приблизительно равные по количеству и основным демографическим показателям (пол, возраст): группа людей, склонных к экстремистскому поведению (критериями здесь служила самоидентификация человека как принадлежащего к соответствующей группе и наличие в опыте человека агрессивных действий, по идейным соображениям направленных против религиозных или национальных меньшинств), группа людей, не склонных к экстремистскому поведению (в данную группу включалась максимально репрезентативная выборка) и группа людей, описывающих мотивации. экстремистов (в эту группу также включалась максимально репрезентативная выборка - им был дан опросник, с несколько измененной инструкцией (ПРИЛОЖЕНИЕ)). Данная группа была выделена нами для решения одной из задач исследования, а именно для исследования социальных представлений о мотивах экстремистского поведения, которые мы считаем очень важным, т.к. именно особенности восприятия могут влиять на формирование экстремистских установок и способствовать экстремистскому поведению.

Обработка результатов. Полученные нами данные (ПРИЛОЖЕНИЕ) были проверены на значимость различий при помощи критерия Манн-Уитни, обработаны при помощи рангового коэффициента корреляции Спирмена (непараметрический, чувствителен к функц, а не только линейной зависимости)

Описание результатов: Нами были обнаружены значимые (p<0,001) различия между группами экстремистов и группой норма: у экстремистов более выражены мотивы завязывания знакомств, псевдокультуральный, гедонистический, гиперактивационный и аддитивный мотивы; более выражены социально-психологические и личностные мотивы; в целом, выше общая напряженность мотивационной сферы.

 Нами были обнаружены значимые (p<0,001) различия между экстремистами и группой людей, описывающих мотивацию экстремистов, в степени выраженности следующих мотивов: преувеличивается выраженность таких мотивов как подчинение группе, гедонистический, атарактический, саморазрушения; собственно психологических и патологических мотивов; общая мотивационная напряженность и преуменьшается выраженность псевдокультуральных мотивов.

Нами были обнаружены половые различия внутри группы экстремистов – у мужчин оказался значимо более выражен псевдокультуральный мотив. Также были обнаружены половые различия в восприятии мотивационной сферы экстремистов: женщины, участвовавшие в опросе, придают большее значение в поведении экстремиста гедонистическому мотиву и мотиву саморазрушения

Корреляции внутри групп. Экстремисты: Положительно коррелируют друг с другом внутри своей группы мотивы социальные, а также мотивы психологические. Психологические мотивы положительно коррелируют с мотивом подчинения группе, а также с аддитивным мотивом, который, на разном уровне значимости, коррелирует со всеми 3 группами мотивов. Отрицательно коррелирует псевдокультуральный мотив с  атарактическим и мотивом саморазрушения, Параметр возраста отрицательно коррелирует с выраженностью группы патологических мотивов и аддитивного мотива в частности. Общая мотивационная напряженность положительно коррелирует со всеми параметрами, кроме мотива саморазрушения и псевдокультурального мотива. ИКС=40, ИДС=2, ИОС=38

Норма: Все мотивы положительно коррелируют со всеми мотивами и общей мотивационной напряженностью (p<0,001). Отрицательно коррелирует параметр возраста с выраженностью псевдокультурального мотива. ИКС=84, ИДС=0, ИОС=84

Перцепция: Корреляционные связи внутри группы людей, оценивающих восприятие мотивационной сферы людей, склонных к экстремистскому поведению, многочисленны и обладают высокой значимостью (большинство находится на уровне значимости p<0,001 и p<0,01). Мотивы завязывания знакомств и подчинения группе положительно коррелируют со всеми психологическими мотивами и с аддитивным мотивом. Положительно коррелируют друг с другом все психологические мотивы, а также с аддитивным мотивом. Практически все мотивы (кроме псевдокультуральных) положительно коррелируют с общей мотивационной напряженностью. Также более сцеплены в восприятии людей оказываются патологические мотивы – они положительно коррелируют друг с другом и с общей мотивационной напряженностью. Отрицательно коррелируют псевдокультуральный мотив и вся группа собственно психологических мотивов. ИКС=39, ИДС=6, ИОС=33

Выводы по результатам эмпирического исследования:

  1. Декларируемый мотив поведения, включающий в себя разделение и принятие экстремистских установок, не связан с исследуемой мотивационной структурой.
  2. Существуют значимые различия в степени выраженности следующих мотивов у экстремистов и людей, не склонных к экстремистскому поведению: у экстремистов больше выражены общая мотивационная напряженность, а также мотив завязывания знакомств, псевдокультуральный, гедонистический, гиперактивационный, аддитивный мотивы, которые, вероятно, являются специфичными мотивами экстремистского поведения.
  3. Восприятие мотивации экстремиста отличается от реальной мотивации: в сознании людей преувеличивается значение мотива подчинения группе, гедонистического, атарактического мотивов и мотива саморазрушения, а также общая мотивационная напряженность; преуменьшается значение псевдокультурального мотива.
  4. Существуют половые различия в выраженности псевдокультурального мотива экстремистской деятельности – у мужчин он более представлен.
  5. Мотивационная сфера экстремиста является более дезорганизованной, чем у обычного человека, что выражается в меньшем количестве внутрисистемных связей.
  6. Существует отрицательная корреляция между возрастом и выраженностью аддитивного мотива.





Просмотров: 341
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Чтение характера и мотивов поведения по внешности
  • Развитие мотивов творческой самореалиции, учебно-познавательных и социальных мотивов у студентов
  • Половые циклы, как ключ к пониманию психологических особенностей поведения людей.
  • Мотивы суицидального поведения
  • Личностные и социально-психологические особенности людей, склонных к экстремальным видам спорта
  • Мини-эксперимент: исследование бессознательных мотивов при выборе профессии.
  • 10 рекомендаций продуктивного поведения для близких зависимых людей, после РЦ
  • "Почему он изменился после свадьбы?" или Как модели поведения влияют на жизнь людей.
  • Психологические корреляты экстремистского поведение
  • Методика «Метаморфозы» при исследовании личностных мотивов, потребностей, опасений у детей
  • Формирование навыков сервировки стола и правил поведения за столом у незрячих людей
  • Экзистенциальная ситуация людей с нарушениями пищевого поведения
  • Десять основных мотивов для знакомства и создания любовных отношений
  • Психологические особенности девиантного поведения учащихся начальной школы
  • Психологические факторы девиантного поведения подростков
  • Социально-психологические особенности формирования криминального поведения несовершеннолетних
  • Особенности ценностно-смысловой сферы личности молодых людей с разным уровнем выраженности религиозности
  • Распознать взрослость моих мотивов и отношений с людьми.
  • Динамичность иерархии мотивов.
  • Несколько техник на осознание своих целей/потребностей/мотивов
  • Хочу ребенка: двойственность мотивов
  • Мотивация: психологические факторы нашего поведения
  • "Облака мыслей, гонимые ветрами мотивов, проливаются дождем слов"
  • Бессознательное в рекламе. Психология потребительских мотивов
  • Глава 2. 1980: Ж. Нюттен о будущем как пространстве поведения и мотивации
  • Мнение психолога о скандале в "Голос-Дети". Часть 3. Алсу и Микелла. Психологические мотивы
  • Самоактуализация как мотив поведения
  • Роль стыда в жизни зависимых и склонных к зависимости людей.
  • «Вычислить» маньяка невозможно? Эксперт о психологии людей, склонных к насилию
  • Критическая ситуация: фрустрация - трудность в реализации жизненно необходимых мотивов.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь