|
Мини-эксперимент: исследование бессознательных мотивов при выборе профессии.Автор статьи: Приступа Ирина Владимировна
Друзья, мне хочется поделиться с вами результатами мини-эксперимента в области феноменологии, целью которого было исследование бессознательных мотивов (родовых посланий, системных динамик) при выборе профессии. Несмотря на то, что выборки по каждой исследуемой профессии были не большие, но разворачивающиеся в исследуемом поле динамики по каждому виду деятельности были очень схожи, практически идентичны, что позволило нам сделать обобщенные описания. Нами были исследованы мотивы выбора следующих профессий: 1. Учитель. 2. Военный 3. Юрист 4. Врач 5. Психолог. По условиям нашего мини-исследования мы выставляли в поле заместителей для родителей, для их ребенка, определяющегося с выбором профессии и фигуру профессии. Итак, 1. Учитель. Заместитель мамы стоит за спиной у заместителя отца, как его мать. «Ребенок» начинает с осторожностью двигаться к «Профессии». Практически в тот же момент «Мама» уверенным шагом выходит из-за фигуры «Отца» и начинает движение вслед за ребенком, тогда как «Отец» тут же «превращается» в обиженного ребенка с плаксивым выражением лица. «Ребенок» подходит к «Профессии», которая очень рада его видеть. «Мать» же начинает описывать круги в поле, но, не подходя близко к образовавшейся паре. «Ребенок» и «Профессия» с интересом разглядывают друг на друга и улыбаются… Постояв какое-то время в любовании друг другом, «Профессия», встрепыхнувшись, начинает вести «Ребенка» к краю поля и достигнув его, пара останавливается. Через небольшой промежуток времени и «Мать» присоединяется к ним. И все, как заколдованные заворожено, но с некоторым напряжением смотрят в одном направлении. Мы добавили в сектор внимания по линии их взгляда ряд фигур… Оказалось - дети, возможно, абортированные или рано ушедшие... О-о-чень много таких детей... «Выбирающий профессию» со слезами на глазах, весь трепеща, отвернулся и заплакал, сказав, что не может этого видеть… Таким образом, из развернувшейся динамики, можно предположить, что человек, выбирая профессию учителя, указывает на исключенных детей в системе. 2. Военный. «Мать» стоит на месте отца. «Отец» прячется от «Профессии» за спину «Ребенка» и «жены». Фигура профессии ведет себя достаточно агрессивно, пытаясь прорваться к фигуре отца. «Мать», пытаясь защитить супруга, подталкивает «Ребенка» к «Профессии», как бы принося его в жертву или на откуп… А «Профессии» все равно кого брать. Ребенка, так ребенка… «Ребенок», в сою очередь, стоит с испуганным выражением лица, с ощущением вросших в пол ног. Физическое состояние выбирающего профессию ухудшается с каждой минутой: растет страх, гул в ушах, удушье… Все участники расстановки чувствуют нагнетающую обстановку, всем тяжело. Вводим в поле фигуру Войны – атмосфера в поле стабилизируется, выдох успокоения… «Ребенок» и «Отец» ложатся на пол. «Мать» стоит и плачет. На лицо послание: «Лучше ты умри, чем я»: человек, выбирающий профессию военный, приносится в жертву системой и все с этим согласны. 3. Юрист. Фигуры введены в поле. Но… никто в этой семейной системе не знает своего места. Все перепутано. Все хаотично двигаются, не понимая, кто кому кто: кто отец, кто мать, а кто ребенок. Заместитель отца стоит как мать матери. «Ребенок – будущий юрист» подходит к фигуре профессии с выкриком: «Я!!!!» и пытается втиснуться на ее место. «Профессия» жестко заламывает ему руки, декларируя: «У нас свои законы!» и берет «Будущего юриста» в свои тиски, крепко обнимая, не давая шанса ускользнуть. Заместитель отца все это время крутится вокруг, поочередно заглядывая за фигуры профессии и выбирающего профессию. Складывается четкая уверенность, что он ищет кого-то. Мать, не замечая происходящего, стоит одна, практически на краю поля и глазами тоже кого-то выискивает. Разворачивающаяся динамика сигнализирует: в системе не хватает фигуры. Вводим заместителя на роль того, кому не дали место в системе. Фигура исключенного подходит к сцепленной паре «Ребенок» - «Профессия», становится рядом зеркаля заместителя ребенка во всем: позе, выражении лица, испытываемых чувствах и ощущениях. Происходит контакт… и «Профессия» отпускает своего пленника. Фигура исключенного с выдохом отворачивается от них и начинает движение к матери и отцу, которые стоят уже рядом. «Исключенный» подходит к ним. У матери глаза полные слез, и уже никак нельзя скрыть рыдания... Она протягивает к заместителю исключенного руки… и бросаются друг другу в объятия... Из развернувшейся в поле картинке мы наблюдали динамику «Я вместо тебя». 4. Врач. Заместитель ребенка напряженно смотрит на отца, который стоит к нему спиной и смотрит в пол. «Мать» рядом, но все ее внимание приковано к ребенку, который двигается к фигуре «Профессия врач» спиной, не отрывая взгляда от своего отца. «Ребенок» подходит к «Профессии», которая тут же становится за его спину и начинает двигать его руками и ногами, т.е. берет бразды управления «Будущим врачом» на себя. «Ребенок» стоит безвольный с готовностью беспрекословного подчинения. «Мать» мечется между местом отца и своим, пытаясь как-то поддержать супруга, но…абсолютно ясно, … что отец умирает. Мы можем предположить, что человек, выбирающий профессию врача находится в переплетении. И эта помогающая специальность - способ не уйти в смерть, в данном случае, вслед за отцом. Попытка спасти… Мы видим, каким своеобразным образом раскрывается динамика «Я следую за тобой». 5. Психолог. Родители и ребенок стоят на достаточно большом расстоянии друг от друга. Заместитель ребенка все время оглядывается на «Мать», которая занята выяснениями отношений с мужем. «Ребенок» с интересом двигается к «Профессии», но заместитель профессии на него не смотрит. Его внимание полностью приковано к матери. Тогда «Ребенок» начинает прыгать, хлопать в ладоши, кричать, всячески пытаясь привлечь к себе всех участников. Откликнувшись на призыв своего дитя, «Мать» также начинает двигаться к профессии практически точно таким же образом, как и «Ребенок». Достигнув цели, они останавливаются и встают спиной друг к другу. В поле нарастает напряжение… что-то меняется… заместители профессии и ребенка медленно сползают вниз и усаживаются перед фигурой «Мамы» как дети. Этим «детям» очень грустно, постоянно хочется плакать. «Мама» же окаменело стоит, закрыв глаза со словами «Я не хочу смотреть». Сразу же становится ясно, что в системе есть фигура, на которую не хочется смотреть. Мы добавляем её в поле. Добавленная фигура ведет себя очень агрессивно. Вся ее агрессия направлена на «Мать». Она истово, с болью кричит: «На меня смотри!!!». «Ребенок» и «Профессия» рыдают в голос, но, уже встав на ноги. А «Мать» всё также стоит как замороженная. Подошел «Отец», встал рядом, но это не облегчило, не снизило возникший в поле накал. Видя, что крики не приносят нужного результата, фигура «На что не смотрят» начинает рычать, махать руками… «Мать» выходит из оцепенения и, дрожа, открывает наполненные слезами глаза и сама спускается вниз, занимая позицию ребенка. С этим движением все потихонечку успокаивается. Можно предположить, что человек, выбирающий профессию «Психолог» - ребенок травмированных родителей, находящийся в переплетении с травмированной частью родителя, в частности, матери. Являясь носителем вытесненных эмоций своего родителя, подойти к маме, папе не является возможным. Послание: Я вместо тебя. Вот такой получился эксперимент.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|