Психологические корреляты экстремистского поведение

В настоящее время проблема экстремистского поведения и интолерантности очень актуальна для изучения. Очень важным для психолого-профилактической работы является знание о том, какие личностные и психологические феномены  связаны с проявлением экстремистского и интолерантного поведения.  Требованиями сложившейся ситуации в современном обществе и недостаточной разработанностью проблемы психологических коррелятов экстремизма и интолерантности в теоретическом и практическом плане обусловлено наше исследование.

Теоретический анализ работ таких авторов как Солдатова Г.У., Ольшанский Д.В., Сериков А.В., Целуева Н.В., Красиков В.И. и др. позволил нам дать определение понятию экстремизм. Экстремизм – это деятельность индивидов и социальных групп, приверженных крайним взглядам и мерам, направленная на насильственное изменение существующего государственного строя и на разжигание национальной и социальной розни с целью причинения вреда не непосредственному противнику, а другим людям, а также являющаяся инструментом публичности и устрашения. Как правило, экстремистское поведение проявляется в различных насильственных актах.

При написании данной работы мы будем исходить из идеи сходства экстремистского и интолерантного поведения. Строго говоря, это не одно это и то же, т.к. по закону экстремистским действием является не только религиозная, этническая и социальная интолерантность, но и обвинение госслужащего в экстремистском поведении или финансирование экстремистских организаций, которые могут иметь различные мотивы и, в то же время, не иметь ничего общего с интолерантностью. Однако нас проблема экстремистского поведения интересует именно в контексте интолерантного поведения, и мы будем рассматривать ее именно с этой точки зрения.

Таким образом

Целью нашего исследования является определение психологических коррелятов экстремистского поведения

Задачи:

  1. Обобщение теоретических воззрений на проблему экстремистского поведения
  2. Выделение гипотетических психологических факторов экстремисткого поведения
  3. Эмпирическое подтверждение гипотезы о психологических факторах экстремистского поведения

Предметом исследования является взаимосвязь между психологическими  феноменами и феноменом экстремистского поведения 

Объектом исследования является экстремизм как тип девиантного поведения молодежи.

Анализ литературы позволил нам выделить основные психологические факторы экстремистского поведения, доступные изучению:

  • Стиль родительского воспитания
  • Локус контроля
  • Эмпатия
  • Уровень самоактуализации
  • Рефлексивность

Гипотеза: существует взаимосвязь между вышеперечисленными факторами и интолерантностью

Методика исследования. В исследование приняли участие 61 человек (25 юношей и 31 девушка) от 14 до 26 лет. Для заполнения им были предложены следующие опросники: экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г.У.Солдатова, О.А.Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А.Шайгерова); опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (ADOR); методика определения индивидуальной меры рефлексивности (А. В. Карпов, В. В. Пономарева); методика «Уровень субъективного контроля» (УСК) Роттера; опросник личностной ориентации Шострома (краткая форма, разработанная Джоунс и Крэндалл); методика определения уровня эмпатийных тенденций Юсупова.

Результаты и их интерпретация. Полученные нами данные были обработаны при помощи коэффициента корреляции Пирсона и критерия значимости различий Манн-Уитни. Нами были получены и проинтерпретированы следующие результаты:

1.Положительная корреляция между этнической толерантностью и различными видами интернальности на уровне значимости p<0,05. Ее можно объяснить тем, что интернальные в различных сферах люди склонны к оценке других людей через призму своего собственного интернального отношения. А этническая принадлежность – это качество, относительно которого человек не может сделать никакого выбора и, соответственно, никак не может быть ответственен за него. Таким образом, становится невозможным какое-либо нетерпимое отношение к человеку, связанное с его этнической принадлежностью.

2.Положительную корреляция между социальной, личностной толерантностью и различными видами интернальности на уровне значимости p<0,05. Ее можно объяснить тем, что интернальные в различных сферах люди, в общем, являются более адаптированными в жизни и, как следствие, более уравновешенными, спокойными, менее конфликтными. Социальная толерантность – это терпимость к представителям иных социальных групп, а там, где различные социальные группы – там, как правило, конфликты. А более интернальные люди менее склонны к провоцированию этих конфликтных ситуаций. То же самое относится к личностной толерантности – терпимости к мнениям, идеям, действиям, высказываниям и т.д., отличающимся от твоих собственных. Мы считаем, что личностная и социальная толерантность, а также интернальность, являются отдельными качествами некоего комплекса черт под названием «зрелая адаптивная личность».

3.Также нами была получена положительная корреляция между личностной толерантностью и личностной рефексивностью на уровне значимости p<0,05. Это объясняется тем, что экстремистское поведение в большинстве своем расценивается как негативное и социально неодобряемое. Но провести такую оценку можно только при анализе собственных действий и мыслей, а если личность к этому не склонна, то, соответственно, она не оценивает свое поведение как экстремистское и продолжает дальше осуществлять его. Соответственно, более рефлексивная личность более склонна к анализу собственной психической реальности, лучше ее понимает, а когда человек хорошо понимает себя, он хорошо понимает других, осознавая, что внутри каждой другой личности скрыт свой внутренний мир, следствием которого является определенное поведение, которое может вызывать негативные оценки. Но это поведение для рефлексирующего человека является приемлемым, так как он понимает уникальность каждого индивида.

4.Значимые различия в крайних по толерантности группах по параметру непоследовательности в воспитании родителями ребенка на уровне значимости p<0,05 можно объяснить тем фактом, что непоследовательность в родительском стиле воспитания понимается как тенденция к экстремально-противоречивым формам проявления с максимальной амплитудой выражения, т.е. яркие, бурные и зачастую противоречивые реакции со стороны родителей. Во-первых, они являются для ребенка примером интолерантности (нетерпимости) со стороны родителей, а, во-вторых, такие реакции со стороны родителей в целом формируют социально незрелую и неадаптивную личность, что может проявляться также и в интолерантности каждого индивида.

5.Значимые различия на уровне значимости p<0,05 между юношами и девушками в личностной толерантности, скорее всего, объясняются склонностью юношей к агрессивному поведению. (теорией социального научения: девушкам с детства внушается, что надо быть спокойной, сочувствующей, понимающей, неконфликтной – эти и многие другие качества составляют женский идеал. Личностная толерантность включает в себя терпимость к иному мнению, к иному поведению, к иному ходу мыслей, что очень тесно связано с вышеперечисленными качествами.)

Выводы по результатам эмпирического исследования:

  1. Понятия «толерантность» и «экстремисткое поведение» недостаточно операционализированы в современной психологической науке
  2. Существует прямая связь между интернальным локусом контроля и толерантностью (сюда включены межэтническая, социальная и личностная толерантность).
  3. Существует прямая связь между уровнем рефлексии и уровнем личностной толерантности.
  4. Непоследовательное родительское поведение оказывает положительное влияние на формирование интолерантных установок у детей.
  5. Существуют межполовые различия в склонности к интолерантному поведению – мужчины более склонны, чем женщины.

В заключение хотелось бы сказать, что существуют определенные перспективы для работы в исследовании данной области социальной психологии:

ü     Расширение спектра изучаемых психологических коррелятов экстремистского поведения

ü     Создание классификации, типологии психологических коррелятов экстремистского поведения

ü     Обобщение выделенных факторов, выделение т.н. «суперфакторов» экстремистского поведения

ü     Разработка новой методики исследования данной проблемы

 





Просмотров: 384
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Психологические детерминанты экстремистского поведения
  • Что это за звери: «социальная дезадаптация», «девиантное поведение» и почему это важно знать?
  • Как поставить ребенку границы поведения и при этом не сломать его личность?
  • Плохое поведение ребенка. Что это такое и что делать?
  • Применение психологического просвещения и психологического консультирования в высшей школе с целью снижения уровня личностной тревожности и профилактики аутоагрессивного поведения
  • Расстройство пищевого поведения. Зависимое поведение.
  • Половые циклы, как ключ к пониманию психологических особенностей поведения людей.
  • Как поведение родителей влияет на поведение детей.
  • О психологических и социальных последствиях зависимого поведения.
  • Что для ребенка является психологической травмой?
  • Трансформация расстройств пищевого поведения друг в друга: анализ, исследования
  • Что для Вас является важным в жизни?
  • Что является самым важным для любого человека?
  • Что именно является лечебным элексиром для души клиента?
  • Контролирующее поведение - что это?
  • Она не хочет роста и сепарации, потому что это лишает её материнской роли и собственной значимости.
  • Контрзависимое поведение, что это значит
  • Как забыть человека и перестать вспоминать все хорошее, что было между нами?
  • Что является для вас действительно важным и ценным? Тест на приоритеты.
  • Как именно деньги могут испортить отношения: «Может быть, тебе поискать более высокую зарплату?»
  • Что стоит за фразой «Между нами только секс и ничего больше»
  • «Привычные способы поведения в отношениях, между мужчиной и женщиной»
  • Что делать, если наша мама не является для нас опорой и поддержкой?
  • Что такое пищевое поведение? Для чего нужно психологическое сопровождение во время снижения веса?
  • Социальная мотивация человека и социальное поведение животных. Можно ставить знак равенства.
  • Что является основанием привычного нам мира реальности? Что такое элемент поля?
  • Использование метода рисования архетипических тем для диагностики нарушений поведения у учащихся
  • Как понять другого или что определяет наше поведение
  • Как объяснить малышу правила поведения.
  • Есть ли корреляция поведения матери с характером взрослого ребенка?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь