|
Критика – золото!Автор статьи: Загурская Мария Дмитриевна
В продолжение темы…
Критика – золото, если критиковать правильно!
Критика бывает конструктивная или полезная и неконструктивная – вредная. Вредная критика – это когда мы ругаемся, вспоминаем все прошлые обиды и даже оскорбляем и раним другого человека. Такая критика всегда вредна – она только создает конфликт или его еще больше усугубляет, а иногда и ведет к разрыву отношений! Зачем же вообще нужна критика? Конструктивная или полезная (хорошая) критика нужна, чтобы обозначать границы – чтобы другой человек знал, что мы любим, а что нет, как нам нравится или как приемлемо, как с нами общаться и взаимодействовать, и мог личностно расти вместе и рядом с нами. Поэтому, умея правильно критиковать, вы поможете и себе отстоять свои интересы и другим людям понять вас и ваши предпочтения! Так как же правильно критиковать? У хорошей критики есть определенные правила. Во первых, критика как просьба всегда воспринимается лучше, чем упрек! Во вторых, критика должна звучать как наше сугубо личное мнение – никаких обобщений («Все нормальные люди…» или «У нас принято…» или «Так делать нельзя…» или «Все так живут…» и т.д. и т.п.). А также не нужно ссылаться на авторитетное мнение, например: «Вот наши знакомые/мистер икс тоже так считают…». Правильнее сказать, что лично меня в данный момент времени не устраивает конкретно по этому вопросу. Кстати, чем конкретнее звучит критика, тем она полезнее и понятнее. Неточности в критике опять же воспринимаются больше как оскорбление, чем как важная информация. Очень важно говорить о нужном для вас варианте, к которому вы хотите прийти или о возможных альтернативах. Зачастую нам кажется, что собеседник или близкий человек должен и так понимать, что мы от него хотим. Это распространенное заблуждение. И все же другому человеку трудно, а зачастую и невозможно догадаться, что же мы от него хотим. Поэтому важно четко это обозначить. Хорошо, если в критике мы отмечаем положительные аспекты, которые уже имеются («Мне нравится, как ты умеешь делать то-то и то-то» или «Я ценю твой такой-то вклад в работу» и т.п.). Так как без этого критика звучит очень обесценивающе и больше обижает и ранит, чем приводит к соглашению и положительным изменениям. Есть хорошая схема правильной или полезной критики: 1-й шаг: мы четко описываем поведение, которое выглядит для нас неконструктивно или неприемлемо. 2-й шаг: мы описываем наши чувства или последствия этого поведения. 3-й шаг: определяем и описываем, что мы хотим получить от этой личности («Давай договоримся…»). Например, если нам не нравиться чей-то тон при взаимодействии с нами, можно сказать об этом так: «Когда ты повышаешь тон или резко со мной говоришь, я чувствую напряжение, испуг или злость. Мне дорого общение с тобой, и я не хочу его терять. Поэтому давай договоримся, что ты будешь придерживаться ровного тона при беседе со мной». Или если нам не нравится, когда коллега не доделывает свою работу, можно это проговорить примерно так: «Когда ты не выполняешь оставшуюся часть работы, я вынужден(а) ее доделывать за тебя или перепроверять, я злюсь от этого. При этом ты хорошо умеешь решать задачи. Давай договоримся, что ты делаешь свою часть работы полностью, иначе я не буду ее принимать/ иначе я сообщу начальству/ уволю тебя/ срежу премию и т.д.». Договориться с домашними по вопросам быта можно, например, так: «Когда большая часть работы по дому лежит на мне, я очень устаю, злюсь на вас, и у меня остается мало времени для своих дел. Вы хорошо можете мыть посуду и убираться. Поэтому давайте договоримся, я готовлю ужин, вы моете посуду, или я глажу, вы убираетесь. Иначе я не буду больше готовить и стирать вообще/не испеку ваш любимый пирог/не буду помогать тебе с чем-то/буду ходить с обиженным видом и т.д.». Когда мы ставим условия «иначе…», важно четко для себя понимать, что мы готовы их выполнить. Если мы не готовы выполнять наши же условия, то просто грозиться не имеет смысла. Может просто стоит подумать и поменять условия на более мягкие. Надеюсь, данные правила помогут вам конструктивно и приятно налаживать взаимодействия с окружающими вас людьми. Успехов вам, так как общение - это важная и незаменимая часть жизни!
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|