|
Непрошеная критика: причины и что делатьАвтор статьи: Ермаков Сергей
Безусловно, когда речь об общении с другими людьми, невозможно что-то утверждать наверняка, универсальных причин какого-то поведения, как и универсальных способов поведения - не бывает, об этому нужно помнить и прежде чем как-то реагировать, соотносить свою реакцию не с "советами из интернета", а контекстом конкретной ситуации. Рассмотрим 3 причины, по которым люди критикуют других постоянно, без реальной причины, а главное - без запроса: 1. за критиканством может стоять потребность человека в том, чтобы у него спросили мнения или рекомендации. Но в силу того, что у такого человека нет навыков сказать об этом прямо, он систематически проявляет агрессивное поведение, бессознательно надеясь на то, что его попросят помочь, что-то подсказать; 2. в психологии есть такое понятие "внутренние конфликты". И критика других людей может быть проявлением такого внутреннего конфликта. То есть, когда один человек критикует другого он в это время критикует себя, как бы ведя сам с собой внутренний диалог. Причиной внутреннего конфликта может быть сознательный или бессознательный запрет на какое-то поведение, эмоции, желания и т.д. И когда человек видит, что кто-то разрешает себе то, что запрещает он - внутренний конфликт запускается и находит выражение в критике; 3. часто люди бессознательно воспроизводят во взрослой жизни модели поведения из родительской семьи. В таком случае - критиканство это не собственный выбор, а просто единственно знакомый способ взаимодействия с окружающими, ведь если в семье человека общались именно так, то он не знает о том, что можно вести себя как-то иначе. Однако, какие бы причины поведения ни были, это не отменяет того факта, что навязчивая критика, особенно без прямых просьб об этом - крайне неприятна. Что же в таких случаях делать? Реакция на подобное поведение во многом будет определяться тем, насколько отношения и взаимодействие с этим человеком важны и насколько в ваших силах их корректировать, потому что если общение с родственниками или друзьями - это одно, а если с коллегами и начальством - уже другое. В общем плане, вести себя можно следующим образом: 1. изначально надеясь и исходя из того, что перед вами взрослый и адекватный человек - нужно чётко и ясно, напрямую сообщить, что критика и оценки в ваш адрес без просьбы - вам не нравятся и что этого делать не нужно; 2. если первый вариант не сработал, можно уменьшить длительность и объём общения с данным человеком. Правда, это не всегда просто сделать; 3. если человек не меняет своего поведения по отношению к вам, то можно использовать достаточно агрессивную и задевающую ответную тактику - "отзеркаливание". То есть, прямо во время того, как человек в очередной раз начинает вас критиковать, особенно, если с переходом на личности, то нужно, сохраняя самоконтроль, начать в этот же момент - критиковать его в ответ. Однако с этим вариантом нужно быть аккуратным, соотнося то, с кем и где вы общаетесь; 4. есть ещё приём, который может помочь и обезоружить критикующую сторону. Это вариант - согласиться со всей критикой в свой адрес сразу и самостоятельно её ещё усилить, доведя фактически до абсурда и лишив критикующего аргументов. "Да, согласен, я такой-то и такой-то, даже ещё хуже, вот такой-то... и что будем делать дальше?"; 5. при невозможности сократить объём и длительность общения и при высоком риске негативных последствий при особо активном сопротивлении, нужно учиться принимать критику как факт, не впуская при этом внутрь, как говорят "пропускать мимо ушей". Этому поможет осознание простой сути: если человек критикует действительно всегда и всех, без реальных поводов и просьб, то его поведение никак не касается лично вас, и какие бы причины не толкали человека вести себя именно так, в этом нет вашей ответственности, а потому лучшей вашей реакцией в данном случае - будет внешняя улыбка и внутреннее игнорирование. Надеюсь в случае необходимости эта информация окажется полезной, однако, желаю, чтобы использовать её в реальной жизни - не было поводов. Пусть общение приносит радость. Версия статьи на портале Interfax
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|