|
Природа безжалостности (II)Автор статьи: Дрёмов Сергей Владимирович
Безжалостность, как и жалость, очень человеческое качество В безжалостности мы уникальны и отличаемся как от Богов, так и от животных, которые не убивали и не убивают ради убийства. Это делают только люди в состоянии одержимости архетипическим и зверинным. Человек как самый опасный хищник на Земле убивает, не имея для этого жизненной необходимости и во вред себе – «всех убью, один останусь». А чтобы между делом еще и сохранить о себе приличное мнение, нужно придумывать монстров и врагов, которых наделяешь своей безжалостностью. Никто кроме нас не владеет средствами космической жестокости в виде уничтожения жизни на планете и не имеет возможности пугать других апокалипсисом. «Статус великой державы определяется возможностью уничтожить весь мир» (телевизионная российская пропаганда). Омерзительно, бессмысленно, но как не открещивайся, безжалостность и фрейдовское стремление к смерти – часть человеческой природы, смысл которой раскрывается в эволюционной теории, этологии, социологии и архетипической психологии. «Не хорошо быть человеку одному» и жалость создает общность, через любовь соединяет людей в пары и в группы. «Разделяй и властвуй» - принцип безжалостности, который как тот Дьявол разъединяет, превращая людей в население, толпу и стадо. Безжалостность это не просто потеря жалости, случившаяся вследствие травматичного опыта. Это одержимость своим теневым содержанием - страхами, злобностью, ненавистью, завистью. Безжалостность - это мятущееся состояние между жалостью и жестокостью. Мы рождаемся, вырастаем и живем не в Раю, а в напряжении между этими полярностями жалости и жестокости. Жалость, сопереживание и сочувствие дают тепло и жизнь, жестокость и равнодушие – холод, разрушение и смерть. Нам же приходится балансировать между крайностями, выбирая между перегреванием и переохлаждением. Между расщеплением с отказом от одного из этих чувств и безжалостным распятием между жалостью и жестокостью. Если не расщепляться и не вытеснять тот или иной полюс, то станет понятно, что гуманный, способный к жалости и злой безжалостный – это не два разных человек, а один и тот же, оказавшийся по факту рождения на качелях между жалостью и жестокостью. Опасны не только крайности, но и невозможность различать в себе комплементарные чувства жалости и безжалостности. Наступает порча, когда жалость обесценивается, а безжалостность, прикрытая рационализациями и якобы здравым смыслом становится благом. Не видя ориентиров мы не развиваемся, не замечаем моментов нарушения своих и чужих границ, путаем любовь и насилие, сетуем, что «благими намерениями выслана дорога в ад». Отказываясь от жалости, мы становимся безжалостными по отношению к себе и не считаем необходимым искать помощи. В результате застреваем в детской бес-помощности и зависимости с ожиданием жалости от других. Со временем теряем надежду - «все бессмысленно» и впадаем в депрессию. Как это происходит по шагам и следствия безжалостности Меня хотели ударить, нарушить границы, я не дал, отгородился, на меня обиделись, я чувствую вину, плохость, одиночество, мне его жалко, я не один. В этой извращенной и распространенной логике чувство самосохранения и жалость к себе упраздняется в угоду близости с другим. В крайнем варианты безжалостные к себе - это люди с выраженной степенью созависимости, перегревшиеся в отношениях до температуры 42°- те, кому не может помочь психология с психотерапией. Им остается уповать только на медикаменты или церковь. Жалость к себе уже не требуется - в больницу привезут по скорой помощи, а в церковь приведет беда. Другой вариант безжалостности к себе и к другим представлен инкапсуляцией и отгороженностью - «вы не нужны мне, лучше одной, чем с таким, я буду наказывать вас своей недоступностью, вы лишены права быть со мной». И пока факт наличия безжалостности к себе и другим не будет признан, пока происходящее в душе и в отношениях не будет адекватно наименовано безжалостностью, ничего не измениться не внутри, не снаружи. Отрицая в себе безжалостность, мы становимся опасны для других, можем без сожаления и в отместку причинять боль, быть инфантильными и по-детски жестокими – «я вправе напасть на вас, так как вы не в силах помочь мне».
Жертва превращается в преследователя и захватчика с бессознательными садистическими наклонностями. Такие люди обидчивы и агрессивны, наделяют других чувством вины, вселяют в них свой стыд, портят жизнь супругам и детям. И эта уже отдельная тема созависимых отношений или, что тоже, зависимого нарциссизма.
Еще по теме: Природа безжалостности Природа жалости Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|