Безжалостность и жестокость как патология жалости

Люди, выросшие в мире волков и овец и не знакомые с детства с жалостью и милосердием имеют серьезные проблемы с развитием чувственной сферы. Физически они ничем не отличаются от прочих - полностью человекоподобны, но лишены человечности.

Не встретив в жизни проявлений поздних цивилизационных приобретений в виде сочувствия и сострадания, они как будто приходят из предшествующих веков, когда убийство себе подобных было обычным. То, что сегодня мы воспринимаем как неприемлемое, у людей с безжалостностью становится их природой. Жалость вытесняется в Тень, а теневая безжалостность завладевает личностью. Полное лишение жалости с детства формирует психопатическую / социопатическую личность.

«Я с детства люблю фиалки и музыку… Я люблю белок и воробьев… Я люблю деньги… Я ходил по дорогам, там и сям работал. Однажды мне попался франт, утверждавший, что поход на меня. Глупости он не был похож… Этого шутника я убил и ограбил. Он лежит в лесу. Лежит в лесу, кругом снег, каркают вороны, прыгают белки. Я люблю белок. Бедный господин в хорошем пальто лежит мертвый… 
Вполне понятно, что человек, как я наделенный такой обостренной чувствительностью, мучим пустяками, - отражением в темной стекле, собственной тенью… Стоп, господа, - поднимая огромную белую ладонь, как полицейский, стоп! Никаких, господа, сочувственных вздохов. Стоп, жалость. Я не принимаю вашего соболезнования» (Набоков В. «Отчаяние»).  

У безжалостности и жестокости есть свои градации и степень определяется отношением к детям, не способным защититься и дать отпор.

На ранних этапах психоистории детей убивали, лишая еды прежде, чем взрослых, потом стали убивать наравне со взрослыми. Потом детей уже не убивали, а просто оставляли на дороге, на улице или в приюте. Потом стали оставлять в семье, кормить, воспитывать, контролировать, бить и наказывать. И лишь потом стали относиться гуманно, создавая условия для полноценного развития.

Теперь по отношению к детям можно определить меру цивилизованности страны и уровень существующей жестокости. Здесь выясняется, что не только психопатам, но и каждому из нас в той или иной степени свойственна безжалостность.

«Жалость не может понять, из каких тайников человеческого сердца возникает жестокость. Жалость просто-напросто не постигает собственной своей природы. Она видит свое отражение в мире действенной справедливости и отшатывается в ужасе, как человек, увидавший своего двойника, не признавший его за себя, но почувствовавший прилив страха и отвращения» (Волошин М. Жестокость в жизни и ужасы в искусстве).

Обыденная безжалостность (см. тихое привычное насилие) в частной жизни - это когда мы проявляем равнодушие и черствость к детям, допускаем обидные насмешки в их адрес, применяем на правах сильного физические наказания. Групповая, политическая безжалостность – это когда мы голосуем за власть, которая убивает чужих детей и лишает будущего рожденных в своих семьях.

Еще сложнее с этими чувствами, направленными на себя.

Поскольку жалость к себе содержит колоссальный объем ценностей, начиная с инстинкта самосохранения до религиозных табу на самоубийство, безжалостность к себе может переживаться не только как возмущение своими поступками, но и как внутреннее опустошение. Об этом рассказывают на терапевтических сессиях.

Настоящая проблема возникает когда человек теряет связи с другими, лишается способности доверять другим и остается наедине с собой. Рядом никого нет, а безжалостный и жестокий находится внутри пустоты - спрятан в Тень. И тогда уже ничто не убережет и никто не помешает причинять себе вред.

Чужой, Дьявол, бес, ведьма, ужасная мать, негативный анимус, негативный интроецированный родительский объект, контролер, нацист, чекист, прокурор, чумной доктор… – имя им легион. Именно эти внутренние фигуры, нападающие на человека днем и ночью источники безжалостности и жестокости.

Нормально испытывать страх, злость и быть безжалостность в случае реального или даже мнимого нападения. Проблема должны быть решена и так решают ее безжалостные, то убегая - идентифицируясь с агрессором и нападая на себя, то атакуя других. Защитные «я не злюсь» будет означать лишь то, что я не осознаю злости к другому и вместе с этим злюсь на себя. «Ты первый начал», не так посмотрел, проигнорировал, не восхитился мной, задел, спровоцировал - стандартные и автоматические формы реагирования безжалостного на других. 

Отсутствие этой динамики, подавленная, вытесненная жалость и незаметная безжалостность превращаются в жестокость в виде отсроченной холодной мести. 

У безжалостности и жестокости много масок в виде дежурных улыбок, благолепия, нарочитой религиозности, деловой целесообразности – «ничего личного», деланного сочувствия, хронического беспокойства о близких, повышенного тревожного фона, обиды, раздражительности… Эти маски образуются на лице как короста после полученного когда-то повреждения. Если ее отделить и снять с лица, то увидишь под ней гримасу страха и злости.

Если вы все еще настаиваете, что не знакомы со своей безжалостностью и жесткостью, припомните сны, в которых ваша психика проявляется без цензуры. В сновидениях люди становятся безжалостными и даже жестокими, реализуют вытесненные мысли о мести и не испытывают угрызений совести. В таких снах отображается теневая сторона, инстинкты и влечения, в которых нет места ни жалости, ни другим высокоразвитых чувствам, делающим нас людьми.

Индивидуальные различия в том, что кто-то все еще способен на сострадание, способен погасить огонь безжалостности, не ожесточиться и не превратиться в жестокого, а кто-то одержим своей Тенью, безжалостен или жесток - ведет себя днем так же, как обычные люди ведут себя лишь в сновидениях. Кого-то из нас удовлетворит справедливое наказание обидчика, кого-то смерть врага, а кому-то нужны будут его предсмертные мучения.

Контрольный вопрос для самоанализа: Что вы считаете правильным в адрес больного, чья патология приобрела форму серийного педофила? Детей не убивал, только насиловал -  совращал и занимался с ними сексом.

1. Убить.

2. Стерилизовать.

3. Стерилизовать и посадить.

4. Стерилизовать и назначить исправительную реабилитационную программу.

5. Назначить исправительную реабилитационную программу.

 

По теме:

Природа безжалостности (II)

Природа безжалостности

Природа жалости

 



Просмотров: 531
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Жалость и безжалостность. Психоанализ одного текста.
  • Безжалостность и жестокость: Наследство матери
  • Безжалостность и жестокость: Наследство отца
  • Безжалостность и жестокость: Тяжелая жизнь и угроза смерти
  • Жалость к себе и жалость к другим в вопросах-ответах
  • Бережность и безжалостность: две грани психотерапии.
  • Сказка о «жалости», жалость не унижает — это её унизили!
  • Жалость к себе и к другим
  • Жалость к себе и другим
  • Практикум по обретению себя настоящего. «Люблю» и «Не люблю», как определяющие условия жизни.
  • Как убивает жалость к себе
  • Природа безжалостности (II)
  • Природа безжалостности
  • Сам себя достал! Как речь человека, произнесённая даже внутри себя, может создавать ему же проблемы.
  • Я люблю себя, даже, если, вам не нравлюсь
  • Жалость к себе: тело подскажет, если она чрезмерна!
  • Когда человек теряет себя
  • Только тогда, когда принесешь в жертву самого себя, только тогда
  • Когда мужчина теряет интерес, уходит, не торопится к тебе, когда с ним будто теряешь себя
  • Вопрос — ответ: Не разрешаю себе злиться на мать. Злюсь на себя
  • Убийство как оно есть. Почему так трудно остановиться в своей жестокости.
  • Только ли человек проявляет бессмысленную жестокость? ....
  • Ведешь себя, как ребенок, лишаешь своих детей - детства
  • Не могу разрядиться — все ношу в себе. Жалость к себе.
  • Жалость к себе
  • Жалость к себе, как яд.
  • Жалость к себе
  • Про жалость к себе
  • Жалость к себе
  • Жалость к себе.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь