|
Безжалостность и жестокость: Тяжелая жизнь и угроза смертиАвтор статьи: Дрёмов Сергей Владимирович
Пролетарская безжалостность Пролетариев всех стран объединяет одинаковая нечувствительность к жалости. Простые люди, занятые всю жизнь физическим трудом, привыкшие выживать и справляться с тяжелыми обстоятельствами менее расположены жаловаться на судьбу и не приучены проявлять жалость к себе. В адрес других они так же не склонны к сантиментам. Вспоминаю одну из своих любимых бабушек. - Баба Тася, как кошку зовут? В коммунистические времена жестокость была включена в пролетарское самосознание и диктовалась классовой безжалостностью.
Жизнь в стесненных материальных условиях на грани с нищетой приводит к равнодушию к чужому страданию. «Кого еб...т чужое горе, когда свое не впроворот» - повторяли за своими родителями мальчишки в нашем дворе. Знакомые с унижением, прежде всего, и жалость будут воспринимать как что-то унизительное. Такой, например «бывший образованный человек», отсидевший пять лет за убийство и обитатель ночлежки:
В период «красного террора» самый известный писатель пролетариата М. Горький писал:
Соцреализм это или неуклюжая попытка оправдать истребление своего народа разбираться не нам. Очевидно лишь, что Горький лжет, ибо ничто человеческое ему не чуждо. Развитие высших чувств в психике отдельного человека или в коллективной психике – это результат воспитания и двух-трех поколений, проживших без социальных катаклизмов и при ответственном руководстве страны. Тяжелая жизнь, соединяющая череду поколений, способствует передачи безжалостности как способа выживания в стране, где отменяются жалость и уважении к человеческой жизни. Осознание смертности как главный повод к безжалостности и жестокости Основная причина, по которой ни одно самое хищное животное не сопоставимо по жестокости с людьми - это их неспособность спрашивать себя о смерти и наше понимание своей смертности. Смерть близкого, да и любого другого человека это фактор вызывающий наибольшую жалость. «Все это останется, а меня уже не будет» - такова жалость к себе в самом чистом виде. Вторично появляется жалость о том, что близкий человек теперь не с нами и не может быть свидетелем этой жизни. Известное с Древнего Рима выражение «Memento Mori» («Помни о смерти») исходно звучало как «Respice post te! Hominem te memento!» («Обернись! Помни, что ты – человек!»). За спиной полководца, возвращающегося с победой, ставили раба, который был обязан периодически напоминать триумфатору, что, несмотря на славу, тот остаётся смертным. Помни, чем все закончится, помни о жалости к себе. Нас страшит не только смерть, но и мысли о ней – идея смерти. Выражение «Memento Mori» это про ценность каждого отпущенного дня, ценность которого появляется лишь на фоне жалости о возможной потере. О том же русская народная пословица, описывающая момент осознания ценности чего-либо только после его утраты – «что имеем, не храним, потерявши плачем». Но смерть в человеческом мире не только напоминает о жалости, но и побеждает ее. Именно ее в первую очередь и побеждает, другие чувства - вина, злость, надежда остаются. Умершие, вроде как, уже не жалеют себя, а выжившие защищаются посредством других сильных чувств. Чувство самосохранения перед лицом смерти, отключает мысли о смерти и мы отказываемся верить, что она случилась с кем-то или случится с нами. А также отключает чувство жалости и делает нас в высшей степени безжалостными. Такими выглядят родственники и близкие умершего, которые не плачут, отключенные от чувств из-за невыносимости утраты. Как бы там ни было, но жалость могущественна, великолепна, служит жизни, повышает ее ценность и возвышает человека. В свою очередь безжалостность и жестокость возвышают не жизнь, не способность сочувствовать и быть с кем-то, а Эго и нарциссическое тщеславие человека. Безжалостность дает иллюзию освобождения от страха смерти: «что мне смерть, если я сам могу выбрать время, когда ей прийти, могу уничтожить себя по своему усмотрению, могу обмануть смерть, при желании могу использовать ее как своего личного тренера». Мы не можем полностью отказаться от жалости к себе или от безжалостности. И то и другое приводит к смерти, а отказаться от страха смерти, находясь в обычном состоянии сознания невозможно. Но в отличие от животных мы развили множество способов (химических, патологических, медитативных) впадать в измененные состояния сознания. Из всех обитателей Земли, мы не только создали самый агрессивный мир вокруг себя и следом внутри себя, но и научились в нем жить. Жалость к себе загнанного животного на биологическом уровне выражается в том, что оно падает и лежит пока не восстановит силы для битвы или бегства, или же кто-то убивают его. Для животного смерть предельно конкретна. Мы же можем вести себя аналогично животным, но наряду с этим приобрели способность впадать в свойственные только нам измененные состояния сознания, в которых уже как бы нет смерти. Вместе с этим мы создали безжалостность и жестокость – суррогат смерти в виде депрессии, апатии, одержимости, психопатии, паранойи, войн между народами, массовых убийств на улице в мирное время и самоубийства.
Еще по теме: Безжалостность и жестокость: Наследство матери Безжалостность и жестокость: Наследство отца Безжалостность и жестокость. Что происходит в теле? Безжалостность и жестокость как патология жалости Природа безжалостности (II) Природа безжалостности Природа жалости Ваш характер и стиль питания: Избегающие жалости, безжалостные и жестокие. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|