|
Жалость к себе и жалость к другим в вопросах-ответахАвтор статьи: Лидия Агеева
Давайте вместе с Вами разберемся в этом чувстве -чувстве жалости. Что такое жалость? Жалость, по Далю, значит: жалить, жаль. В основе слова «жалость» лежит корень «жал» (грузить, вдавливать, обременять «Словарь русских синонимов»), «жало» (пакостник, жальце, острие «Словарь русских синонимов») Какой бывает жалость? У жалости существует две диаметрально противоположных стороны. Первая сторона -позитивная. Эта сторона является базовой основой для таких важнейших позитивных личностных качеств, как сопереживание, эмпатия и сочувствие. Вторая сторона -негативная, деструктивная. Это одно, из самых негативных, разрушающих и деструктивных чувств, в основе которого лежит полное и открытое обесценивание самого себя и окружающих. Какова суть негативной, деструктивной жалости? Суть негативной, деструктивной жалости (к себе самому или к другим) состоит в том, что она фиксирует личность в её «несчастном и беспомощном положении/состоянии», которое личность воспринимает и принимает как объективную реальность, мешающую личностному саморазвитию, которое по мнению Э. Фромма («Искусство любить») является одним из показателей любви к себе и к окружающим. Следовательно, негативная, деструктивная жалость, не являясь позитивной составляющей любви, лишает человека шанса и возможности самому меняясь, изменить свое отношение к проблеме в процессе собственного саморазвития и решить свои проблемы. Жалуясь, человек сразу обозначает свою роль - «несчастной жертвы» обстоятельств, окружения и ситуаций, свою позицию в них и свои ожидания и требования от жалеющего. Как проявляется негативная, деструктивная жалость к другим? Чаще всего деструктивная жалость к другим проявляется: *либо в виде снисходительного сострадания, при котором человек, которого жалеют воспринимается «жалким», беспомощным, несчастным и униженным в его несчастном состоянии или положении («Я тебя жалею-я сам все сделаю за тебя»); *либо в виде превосходства («Я жалею тебя, Я сильней тебя, поэтому я сам создам для тебя все условия»); *либо в виде созависимости - снисходительной, терпящей и всепрощающей все негативные «слабости» манипулятора («Я жалею тебя, поэтому прощаю и оправдываю все твои поступки, потому что ты ж несчастный и обиженный»), в стойком желании «помочь» манипулятору спастись и в иллюзии, что манипулятор измениться. Как проявляется деструктивная жалость к себе? Деструктивная жалость к себе, чаще всего, проявляется в активно-жалобно-агрессивном самооправдании, которое позволяет манипулятору: *находиться в уютной и в привычной для него роли «несчастной жертвы», например, вместо решения реальных проблем в саморазвитии и формировании новых личностных качеств «рыдает от свалившихся на него несчастий»; *находиться в теплом болоте ничего неделания, например, вместо реальных действий по решению собственных проблем, ждет «волшебника в голубом вертолете», или «манны небесной» или человека, который прилет и молча и покорно решит все проблемы манипулятора; *драматизировать ситуации и отношения, *героизировать себя и каждый свой жест; *находиться в таком приятном для него депрессивно-трагическом состоянии. Кто пользуется деструктивной жалостью? Деструктивная жалость является одним из любимых видов оружия манипуляторов, цель которых -управление окружением/или конкретным человеком для получения собственных выгод с помощью найденных/или формированных у них «манипуляционных вожжей», таких как чувство сопереживания, чувство вины и желания помочь манипулятору, даже в ущерб себе и так далее. Манипулятивное поведение -это устойчивая модель поведения и укоренившиеся методы взаимодействия с окружающими, сформированные у человека с раннего детства. Почему мой психотерапевт/психолог меня не жалеет? Потому что жалость психолога/психотерапевта к клиенту – это показатель: *нарушения личностных и профессиональных границ; *вхождение и нахождение в манипулятивную ловушку и игру клиента; *смены профессиональной роли специалиста на роль «оплаченного жалельщика» - это, по сути, отказ специалиста от профессионального решения проблем клиента, потому что он уже не сможет дать клиенту качественную услугу. Клиент -манипулятор определяется специалистом: а) по реакциям клиента, например: *на отказ психолога/психотерапевта от жалости к клиенту, что «взрывает» клиента, который начинает обвинять или оскорблять специалиста, требовать жалости к себе; *на не совпадение выводов профессионального анализа проблемы клиента и его персонального мнения по ней, что вызывает у клиента досаду, возмущение, злость и гнев и так далее. б)по поведению клиента, например, преследование и т.д. В следующей статье рассмотрим алгоритм выхода из негативной, деструктивной жалости. Лидия Агеева, психолог, психотерапевт, Манчестер, Великобритания
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|