|
Безжалостность и жестокость: Наследство отцаАвтор статьи: Дрёмов Сергей Владимирович
Патриотизм Противостоять жалости призваны прославляемые чувства патриотизма, храбрости и воинского мужества. Воин, ставящий жалость к себе прежде любви к Родине становится негодным солдатом - «Воин не нуждается в утешении» (Дон Хуан) Жалея себя, становишься слишком важным, чтобы погибать. Начинаешь всерьез воспринимать свои желания и прежде всего желание жить. Несмотря на то, что психически здоровые люди не согласны погибать и не любят убивать других людей, альтруистические инстинкты, доставшиеся нам со времен родовых стай палеолита толкают на самопожертвование ради детей, братьев, сестер и родины, которую ассоциирует с матерью. Любая пропаганда – нацистская, советская, современная эксплуатирует древние инстинкты родства, альтруизма и превозносит патриотизм. Страх, агрессия, отвращение, являются эмоциями низшего порядка, связанными, как и альтруизм с инстинктами. Если альтруизм связан со своими, то отвращение надо спроецировать на врага и блокировать эволюционно более поздние социализирующие чувства стыда, вины, эмпатии и жалости. Тем, кто выживет в сражении, награды и гордость воина победителя должны якобы компенсировать психическую травму военного времени и помочь справиться с инвалидностью в виде безжалостности. Но этого не происходит. Начиная с Первой мировой войны военная медицина «была нацелена не на выздоровление пациента», а на «восстановление его пригодности к службе. Здесь медицина служила целям, чуждым самой ее сути» (З. Фрейд, 1918). За последние несколько десятков лет российские солдаты участвовали в военных действиях в Афганистане, Карабахе, Абхазии, Таджикистане, Чечне, Украине, Сирии. Но я не слышал о множестве клиник, аналогичных тем, что открылись в Америке после Вьетнама, где оказывалась бы психотерапевтическая помощь по реабилитации и возвращению к мирной жизни. Бесчувственные, безжалостные, идентифицирующие себя с убитыми, склонные к самоубийству и агрессии бывшие солдаты спивались, шли в криминал, не могли создавать семьи и интегрироваться в общество. Вместе с потерей жалости нарушалась нравственная стабильность личности и обычные представления о добре и зле. Никуда не ушли и трансгенерационные травмы, которые сегодня задействует новая пропаганда войны. Тема жалости к себе и к другим тотально не актуальна в стране, где люди живут в состоянии «можем повторить». Тема жалости перекрыта примитивными побуждениями, о которых исчерпывающе писал Л.Н. Толстой:
Презрение к слабости Мы завидуем благополучию Европы, принимаем европейскую культуру, активно заимствуем и пользуемся европейскими достижениями в психологии и психотерапии, но при этом храним в себе презрение к их «позорной» слабости в годы прошлой войны. Они сдались и не включили как наши предки «героических» механизмов отрицания, вытеснения и расщепления. Они предпочли оккупацию гибели, что с точки зрения потомков погибших означает «не хватило духу». Они пожалели себя, сохранили целостность коллективной психики, интегрировались и сняли границы, а мы освободители понесшие незаживающую травму ведомы инстинктом саморазрушения и все еще противостоим «врагам». И, конечно, считаем их жалкими при всех их мирных достижениях. В менталитете страны, где погибло 20 (40?) миллионов человек эта европейская жалость к себе и ценность каждой сохраненной жизни представляется как слабость трусливых и подается с плохо скрываемым высокомерием. Презрение к женскому В патриархальной модели мира безжалостность направлена не только на слабое детское, но и на слабое женское. Слезы и сопли не для мужчин, да и женщин не красят. Все эти женские выделения слишком откровенно указывают на жалость. В фильме «Клятвенная девственность» (2015) отец показывает дочери пулю, которую он передаст ее будущему мужу как символ безграничной власти мужчины. Любящий отец говорит своей дочери, что он готов к тому, что какой-то мужчина убьет ее за неповиновение. В обыденных и привычных проявлениях этот вид безжалостности и жестокости проявляется в сексизме, домогательствах, инцестах и физическом насилии. Женщины, отрицающие жалость к себе принимают в обесценивании феминного столь же активное участие, что и мужчины, вплоть до отказа от женской идентичности. Агрессия к женскому это еще и мужской страх потери мужественности и сопутствующее ему сохранение дистанции к своей чувствительности и жалости. Инцестуозный стыд Еще сто лет назад в деревнях девочку переселяли к будущему мужу, так как наделенные властью мужчины внутри своей семьи - отец, братья, дядья практически не оставляли шанса сохранить девственность. Вместо сочувствия и жалости в случаях сексуального злоупотребления жертва приобретала опыт вины и стыда. Психологи и психотерапевты, знакомые с большим количеством личных историй, знают, что такое положение вещей не является редкостью и сегодня. В результате травматичный опыт остается у женщины на многие годы, мешает формированию нормальной самооценки, личных границ и здоровых способов заботы о себе. Безжалостность безотцовщины Если материнская забота и жалость к ребенку вводит маленького человека в этот мир и показывает ему, что он хорош, то отцовская жалость и забота учит как сделать этот мир более обустроенным. Отец учит как строить дома, города и цивилизации, как относится к себе и к этому миру бережно. Такого не происходит с детьми, выросшими при отсутствующих отцах, при отцах, потерявших авторитет и при безжалостных отцах, вызывающих страх. Дети таких отцов умеют хорошо воевать, порабощать, использовать и разрушать, но не чувствуют стремления к созиданию и воспроизводству ценностей. Идентифицируясь с отцовской агрессией, дети невольно и неизбежно начинают проповедовать и нести в жизнь некрофильские культы. Законодатели, голосующие за запрет на спасение детей инвалидов в приемных семьях – проводники этого культа, родители, наряжающие детей в военную форму одержимы этим культом. Сочинители песен вроде «Дядя Вова мы с тобой» - не только холуи, но и преступники, поскольку готовят детей к смерти. Пока это выглядит как патриотический маскарад, но нет гарантий от того, что он не перерастет во что-то большее. В Азии, Африке и Латинской Америки подростков от 10-и лет уже давно используют в повстанческих армиях и бандитских группировках как бесстрашных, безжалостных и легко управляемых солдат. По привычке называя эти страны странами третьего мира, мы сами неуклонно превращаемся в такую же, возвращаясь к тому, что происходило у нас не в такое далекое прошлое, когда безжалостность была связана с тяжелыми условиями жизни. Еще по теме: Безжалостность и жестокость: Тяжелая жизнь и угроза смерти Безжалостность и жестокость: Наследство матери Безжалостность и жестокость. Что происходит в теле? Безжалостность и жестокость как патология жалости Природа безжалостности (II) Природа безжалостности Природа жалости Ваш характер и стиль питания: Избегающие жалости, безжалостные и жестокие. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|