|
Природа безжалостностиАвтор статьи: Дрёмов Сергей Владимирович
«Страдание существует» Будда Почему о жалости люди говорят как о чем-то дурном и связывают ее с унижением? Что, казалось бы, плохого в том, что один жалеет другого или сам человек пожалеет себя? Но нет же.
О безжалостности великого пролетарского писателя чуть позже. Что же касается Ницше, то он всю жизнь боролся с иллюзиями и развенчивал их вплоть до того момента как сошел с ума. Жалость и сострадание мешали ему видеть жизнь как она есть без смягчающих обстоятельств, но отказ от иллюзий и противопоставление себя Богу лишает рассудка - «человеку нельзя увидеть лица Бога и остаться в живых» (Исх 33:20). Остается или нет жалость, но безжалостность в определенных обстоятельствах представляется более ценным качеством. Жалея, мы не способны ненавидеть и лишаемся сил для борьбы, безжалостность же мобилизует. Если в мире есть зло, то в нем должно быть место и для безжалостности.
Когда случается беда и гибнут невинные можно жалеть и оплакивать их, представляя себя и своих детей в подобном ужасе, а можно обрушить гнев на тех, кто принес горе. Безжалостность, поднимаясь до высшего накала ненависти, помогает выбраться из-под обломков и горе уже не раздавит нас.
В экстремальных ситуациях мы узнаем себя в безжалостности, но что происходит с людьми, которые теряют жалость в безопасных обстоятельствах? Седовласый профессор, написавший несколько книг по психотерапии, веселится и шуткует, выкладывая в соцсеть фотку, на которой экипированный омоновец пинает подростка. Православный мыслитель предлагает возрадоваться родителям, у которых в пожаре сгорели дети. Мол, они стали ангелочками и цветами в райском саду. Что говорят последователи философии безжалостности Ф. Ницше с фейсбучного форума психологов - психотерапевтов?
Получается, что жалость не в тренде, хотя от этого вряд ли пропадает потребность в ней. Приведенные высказывания свидетельствуют скорее про недостаточность понимания себя и неприятие всего объема своих чувств. Если проводить опросы на тему жалости, то в лучшем случае только половина участников безоговорочно признают в ней ценное человеческое качество и свяжут жалость с человечностью. Приходится признать, что она как роскошь, украшающая отношения доступна не для всех. Другая часть правды в том, что жалости не бывает без насилия, жестокости и унижения одних другими - «высокое и низкое взаимно определяются» (Дао Дэ Дзин). Нарциссический способ ухода от жалости родился не на пустом месте. За ним тысячелетние традиции и пантеон богов разрушителей, смерти и хаоса всех мифологий и религий – Шива, Кали, Яма, Мара, Анубис, Аид, Эрешкигаль, Чернобог, Эрлик, Яхве, Азраил, Сатана и пр. В XX веке новая безжалостность представлена в обложках и обертках консюмеризма для обывателя и в нью-эйджевских практиках для продвинутых. Это уже не христианское схимничество, не буддийский отказ от привязанностей, не танцы Шивы разрушителя, не скандинавский Рагнарёк и даже не русский народный пизде@. Когда стремление к удовольствию и счастью, становится новой идеологией уже не надо никакой религии и мистики. Жизнь это то, что ты видишь перед своим носом или в зеркале. Нормально стремиться к счастью, выбирать подходящие объекты и обращать внимание на глянец с образцами успеха. Они действует как магнит, и подтверждают всеми своими белозубыми улыбками, что счастье есть. Чтобы не портить глянцевую картинку надо просто отстраниться от чувств, связанных с душевной болью. Защищаясь, обыватели забывают родной язык и начинают игру в слова - говорят о милосердии, сочувствии и сострадании и пугаются связать эти качества с исходным значением слова «жалость». Массовая культура с современными фильмами про ужасно милых психопатов и неподражаемых нарциссов популяризирует безжалостность. Доктор Хаус определенно эффективен, холоден, безжалостен, а свою непроходящую боль снимает викодином. Новый Шерлок Холмс с нулевым уровнем эмпатии злодейски умен и сидит на кокаине. Безжалостность будоражит, возбуждает и оживляет, привлекает внимание из-за аккумулированной в ней силы и власти, но при этом всегда разрушительна. Популярная психология включена в общий поток, иначе не была бы популярной. Упрощаясь до технологий и упрощая людей, она превращается в психологию без души и жалости. Если людей привлекают пути достижения успеха, то и психология на службе нарциссических запросов должна вносить свою лепту в формирование безжалостной среды обитания, где главное достижение успеха и бесчувственность к боли. Своей и чужой. Упрощение целого до желаемого помогает решать частные задачи, но если нет полноты, то не будет и счастья. Таков старый мотив о продаже души Дьяволу. Читать по теме: Природа безжалостности (II) Природа Жалости Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|