|
Между жалостью и жестокостью: Хороший, плохой, злойАвтор статьи: Дрёмов Сергей Владимирович
Рассмотрим характер как сложившийся предпочтительный способ контакта с жалостью. Примечательно, что дюди с разной характерологией действительно обходятся с этим чувством по-разному, а люди одной характерологической группы относительно жалости имеют много общего. За основу возьмем систематику характеров, предложенную Нэнси Догерти и Жаклин Вест в книге «Матрица и потенциал характера» (2014), где рассматриваются три базовых типа межличностных отношений. На каждый тип отношений – избегающий, ищущий и антагонистический накладывается три уровня развития личности и в перекресте получаем девять характеров. Структура характера (Н. Догерти и Ж. Вест)
Типы характеров носят устоявшееся специальное наименование, но исходно они не изобретены психологами и психоаналитиками. Специалисты исследуют и описывают, но не создают ее. А разница в характерах всегда присутствовала в культурном поле, улавливалась наблюдательными умами и представлена живым языком сказок и мифов. Избегающий тип отношений: Шизоидный характер – "Девочка со спичками" (Г.-Х. Андерсен). Контрзависимо-нарциссический характер – "Белоснежка" (Братья Гримм), "Питер Пэн" (Дж. Барри), богиня Афина, Метида и Медуза Горгона древнегреческой мифологии. Обсессивно-компульсивный характер – "Три поросенка" (английская сказка), "Красные башмачки" (Г.-Х. Андерсен), боги Кронос, Апполон и Сатурн дренегреческой и древнеримской мифологий. Ищущий тип отношения: Истерический характер – "Алиса в стране чудес" Л. Кэролл, богиня Афродита, бог Дионис, прорицательница Кассандра древнегреческой мифологии. Зависимый нарциссический характер – "Золушка" (Ш. Перро), "Госпожа Метелица» (Братья Гримм), Офелия из "Гамлета" (У.Шекспир), богиня Персефона древнегреческой мифологии. Пограничная структура характера – "Ослиная шкура" (Братья Гримм), богиня Койольшауки ацтекской мифологии Антагонистический тип отношений: Пассивно-агрессивный характер – "Смоляное чучелко" (Дж. Харрис). Альфа-нарциссический характер – "Король Дроздобород" (Братья Гримм), мачеха из сказки "Белоснежка» (Братья Гримм), царица Медея древнегреческой мифологии. Психопатический характер – "Волк и семеро козлят", "Морской Заяц" (Братья Гримм). Благодаря сказочным расширениям Нэнси Догерти и Жаклин Вест разгрузили клиническую терминологию и показали характеры через живые, или не очень живые, но всегда яркие сказочные образы. Например, трудно назвать живой девочку со спичками, она уходит из этого мира, но сам этот образ производит впечатление, которое превосходит то, что можно получить от прочтения десятков страниц клинического описания. Общекультурный контекст помогает уважительно отнестись к собственной структуре характера и структуре характера другого человека, признавая заложенные в ней скрытые силы для восстановления здоровой жалости. Также мы можем обнаружить источник силы для борьбы и отстаивания своих границ, увидеть, как пытается выжить человек с той или иной характерологией. И важное дополнение от авторов систематики Нэнси Догерти и Жаклин Вест:
Структура характера (Н. Догерти, Ж. Вест, С. Дрёмов)
Избегающие зачарованы бескрайностью и вечностью образов внутреннего мира и закрыты от контактов с внешним миром и не приемлют жалости – «кто я такой?». Ищущие заворожены отношениями и погружаются в хаос межличностных связей с размыванием границ. Они откликаемы, включены, но вместе с тем неделикатны и безжалостны - при всей чувствительности не чувствуют границ между я и они, мое и чужое – «а что такого?». Антагонистические живут в реальности доминирования и подчинения, добиваясь своих целей с помощью угроз, физической силы и жестокости – «кто ты такой?». Базовая комплектация экзистенциального уровня Рассмотрим межличностные стили коммуникации у избегающих жалости, безжалостных и жестоких с самой глубокой глубины базового экзистенциального уровня. Возьмем для иллюстрации культовый вестерн Серджо Леоне "Хороший, плохой, злой" (1966). Это не просто один из лучших фильмов про Дикий Запад, но и прекрасная развернутая иллюстрация сосуществования и столкновения трех характеров. Это избегающая, ищущая и антагонистическая типология со своими страстями, пороками и отсутствием жалости. Злой (ищущий или безжалостный в нашей терминологии) убивает и грабит, потому что так живет и дышит. Жалость недоступна ему, так как он захвачен аффектом. Плохой (антагонистический, жестокий) – наемный убийца, который убивает, потому что это его работа и ее надо делать хорошо. У него свой кодекс чести, но жалость не вписывается в него, так как его профессия и жалость несовместимы. Хороший (избегающий жалости) не убивает первым – это его понятие о чести. Но он добывает деньги хитростью и обманом и поэтому должен оставаться холодным и расчетливым. Три авантюриста, которым ничего не стоит убить человека, в финале фильма сходятся на круглой кладбищенской площади – теневой образ центра психики (Темная Самость), в которой нет места для жалости. В человеческом смысле все трое уже мертвы и продали душу, но здесь они должны решить, кому принадлежит золото Дьявола и кто выживет в физическом смысле. Фигуры в круге расставлены так, чтобы зритель занял в нем свое место и жалость, которой нет у главных героев осталась в глазах смотрящего. Вместе со зрителем в круге появляется крест или квадрат, вписанные в круг – равнозначные символы Самости и целостности психики. Наблюдая сцену, мы переживаем за героя своей типологии и, если с нами все в порядке, надеемся, что в живых останется именно он. На базовом уровне присутствует только один вопрос – "быть или не быть", остаться в живых или умереть "когда покров земного чувства снят". Лишь решив вопрос выживания, можно в последующем становится кем-то. Когда во время кризисов человек регрессирует на этот уровень, он чувствует себя Гамлетом, который стоит перед вопросом "быть или не быть". Каждый становится в некотором роде поэтом, уязвимым перед этой экзистенциальной темой, в связи с которой все очень обостренно, тонко или брутально. Один и тот же текст Шекспира звучит по-разному в зависимости не только от переводчика, но и в связи с разными исполнителями. И сегодня уже нет какого-то одного Гамлета, а здесь для нашей иллюстрации нам понадобиться трое. Посмотрите на три воплощения принца датского в лице И. Смоктуновского, В. Высоцкого и А. Филиппенко. Первый – это Гамлет с избегающей характерологией, второй представляет психопатический характер и жестокость, а третий – истероидного, безжалостного с ищущей характерологией. Посмотрите насколько они разные и как у каждого по особенному звучит один и тот же вопрос "быть или не быть".
Читать по теме: Безжалостные: Пограничная структура характера Характер и стиль питания: Видео и текст Вебинара
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|