|
Уверенность в себеАвтор статьи: 404
Эта посвящена вопросам самооценки и уверенности в себе. Заниженная самооценка очень распространенная проблема в наше время. Самооценка существенно влияет практически на все сферы жизни любого человека, на восприятие себя, на успешность в социальном плане, в работе и карьере, на успешность в создании личных взаимоотношений с другими людьми и даже на здоровье. Большой психологический словарь, сост. Мещеряков Б., Зинченко В., 2004 г., определяет самооценку как ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. Самооценка выступает как относительно устойчивое структурное образование, компонент Я-концепции, самосознания, и как процесс самооценивания. Основу самооценки составляет система личностных смыслов индивида, принятая им система ценностей. Самооценка рассматривается в качестве центрального личностного образования. Самооценка выполняет регуляторную и защитную функции, влияя на поведение, деятельность и развитие личности, ее взаимоотношения с другими. Отражает степень удовлетворенности или неудовлетворенности собой, уровень самоуважения, создает основу для восприятия собственного успеха и неуспеха, постановки целей определенного уровня, т. е. уровня притязаний личности. Однако, защитная функция самооценки обеспечивая относительную стабильность и автономность (независимость) личности, может вести к искажению данных опыта и тем самым оказывать отрицательное влияние на развитие. Самооценка развитого индивида образуют сложную систему, определяющую характер самоотношения индивида и включающую общую самооценку, которая отражает уровень самоуважения, целостное принятие или непринятие себя, и отдельные, частные самооценки, характеризующие отношение к отдельным сторонам своей личности, поступкам, успешности в отдельных видах деятельности. Самооценка может быть разного уровня осознанности и обобщенности. Самооценка – величина не постоянная, в зависимости от разного рода факторов она со временем может изменяться и характеризоваться такими параметрами, как: 1) уровень (величина) - высокая, средняя и низкая самооценка; 2) реалистичность - адекватная и неадекватная (завышенная и заниженная); 3) особенностям строения - конфликтная и бесконфликтная; 4) временной отнесенности - прогностическая, актуальная, ретроспективная; 5) устойчивость самооценки и другими характеристиками. Итак, откуда же берутся проблемы с самооценкой?! Причин существует несколько. И часто они воздействуют не по отдельности, а комплексно, в сочетании друг с другом. Согласно психодинамического подхода взаимодействие матери и ребенка является стратегической точкой для развития личности в целом и самооценки в частности в будущем. Недаром говорят: «Все мы родом из детства…». Нарушенные детско-родительские отношения - одна из основных причин проблем с самооценкой и уверенностью в себе во взрослом возрасте. В ходе эмпирических исследований (Дж. Боулби, М. Аинсворт) матерей и младенцев было выявлено четыре основных типа привязанности. Анализ поведения младенцев (детей до 18 месяцев), в лабораторной процедуре «незнакомая ситуация» позволил выделить сначала три следующие вида привязанности младенца и матери: безопасная привязанность (secure attachment), обозначенная авторами, как группа «В», дети этой группы чувствовали себя в безопасности, активно исследовали окружающую обстановку, не проявляли сильной тревоги по поводу отсутствия матери, радовались и тянулись к ней по возвращении; небезопасная привязанность избегающего типа (avoidant attachment, группа «А»), для детей этой группы детей было характерно отсутствие или небольшое проявление горя в ситуации ухода матери, они обращали внимание на окружение, но избегали контакта, по возвращении матери игнорировали ее появление; небезопасная привязанность тревожного, амбивалентно-сопротивляющегося типа (resistant-ambivalent attachment, группа «С»),даже в первых эпизодах в присутствии матери детки такого типа привязанности проявляют тревогу и некоторую амбивалентность во взаимодействии и значительно расстраиваются при выходе матери из комнаты, в ситуации воссоединения они ведут себя так, как будто хотят близкого контакта с матерью, однако в действительности сопротивляются контакту и взаимодействию. Позже был выделен еще один, четвертый вид привязанности, небезопасная привязанность дезорганизованного типа (disorganized attachment, «D»), дети с таким типов привязанности проявляли аномальные, противоречивые реакции в отсутствие матери или страх матери по её возвращении. Проведенные в течение последних пятнадцати лет лонгитуюдные исследования показали стабильность проявления типа привязанности у ребенка со временем, связь между привязанностью и последующим развитием. Обнаружено, что различия в привязанности находят отражение в проявлении эмоций, торможении поведения и робости, в знаниях о себе, о матери и о мире в целом, в упорстве и энтузиазме при выполнении ребенком задания, в качестве игры, в решении проблем. В настоящее время несомненным является факт, что тип привязанности оказывает непосредственное влияние на самооценку и уверенность в себе уже во взрослом возрасте. Так же тип привязанности имеет большое влияние на так называемый терапевтический альянс, при взаимодействии клиента и психолога, психотерапевта. Еще одна причина проблем с самооценкой – незнание человеком самого себя. Каждый из нас с детства примеряет на себя множество различных ролей, идентифицируясь с ними. Сначала это идентификация в пределах ближайшего окружения: с родителем своего пола, идентификация себя как сына, дочери, ученика, работника, подчиненного или руководителя, мужа, жены, родителя и многие другие. Отождествляясь, с этими ролями человек со временем уже плохо понимает, кем же является на самом деле. Например, если человек, будучи предпринимателем, таким образом, отождествляется со своей работой, утверждая, что его фирма это он сам и есть, то можно представить, какими будут последствия, если вдруг его фирма разориться. Отождествление с ролями делает «Я» неустойчивым, через уязвимую уверенность в себе. По сути, это сужение диапазона своих способностей и возможностей. Чувство определенности и понимание того, что есть Я, а есть некие роли, помогает обретению уверенности в себе в таких случаях. Сюда же относится проблема незнания своих ценностей или конфликт ценностей, которые вносит хаос и разлад в жизнь человека, приводя к дезорганизующему поведению. Если человек не знает что для него важно и ценно в жизни, а что нет, начинает дела и тут же их бросает, не завершив, пренебрегает действительно важным ради надуманного или навязанного, то и самооценка и уверенность не на высоком уровне. Поэтому так важно расставить приоритеты, исходя из знания себя и своего Предназначения, разобраться со своими ценностями и внести определенность в свою жизнь. Следующая возможная причина неуверенности в себе и снижения самооценки – отсутствие смысла жизни. Не секрет, что многие просто проживают свою жизнь, имея весьма смутное представление о том, ради чего собственно живут. Такое отсутствие мотивации не способствует продвижению вперед, реализации планов и идей. Такой человек пребывает в состоянии, когда ни жизнь в целом, ни работа, не дают удовлетворения. Если нет понимания для чего, то о какой уверенности может идти речь. Знание своего Предназначения или Миссии наполняет жизнь человека смыслом, раскрывает потенциал и внутренние ресурсы, проявляя огромный поток энергии для осуществления этого предназначения, дает возможность проявить себя наилучшим способом. Ощущение, когда мир открывается на встречу, осознание своей Миссии в жизни дает мощную зарядку и в разы повышает самооценку и уверенность в себе. Современный человек живёт в основном «головой», воспринимая все с точки зрения рацио, так как ежедневная деятельность требует постоянных умственных затрат. Жизнь превращается в структурированный, логичный, рациональный и… несколько «безжизненный» процесс. Спонтанность, интуитивность, умение радоваться простым вещам уходят в этом случае на задний план, а то и совсем исчезают. Теряется целостность, голова отдельно, всё остальное тело – отдельно. Есть существенная разница между тем, чтобы думать о своих желаниях или чувствах и тем, чтобы действительно испытывать эти желания и чувства. Практики телесно-ориентированной терапии и арт-терапии незаменимые помощники в процессе возвращения к себе целостному и гармоничному, т.е. более уверенному. И еще один важный момент, влияющий на самооценку – личностные границы. Все мы живем в социуме и ежедневно взаимодействуем с другими. Результаты и чувства этих взаимовлияний бывают разными, не всегда позитивными. Именно знание своих границ дает возможность человеку минимизировать отрицательные влияния, а позитивные сделать еще более полезными, правильно ассимилировав в свой опыт. Неумение говорить «нет» и противоположенная крайность, отгораживание от внешнего мира, являются признаками нарушения личностных границ. Оптимальный вариант – создание четких границ и избирательной проницаемостью. Знание границ совей личности, комфортный диапазон общения с другими и умение, в случае необходимости, отстаивать свои границы, объективно способствуют повышению самооценки и уверенности в себе. Существует много различных методик для повышения самооценки до адекватного уровня и обретения уверенности в себе. Повышение уровня своей компетентности, один из таких способов. Чем лучше Вы будете разбираться в том или ином вопросе, тем большую уверенность будете чувствовать. Предлагаю начать с себя и желаю продуктивной работы в обретении уверенности в себе и повышении своей самооценки! Ваш психолог, Оксана Волкина. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|