Как мы учим гештальт-терапии?

С 2007 года я с коллегами веду программу подготовки гештальт-терапевтов «Гештальт-подход в психологии и психотерапии» (Теория и практика гештальт-терапии в Ижевске). Это программа профессионального тренинга для практикующих психологов, психотерапевтов, врачей, консультантов, медицинских и социальных работников, педагогов и студентов старших курсов. Во время собеседования будущие участники программы часто спрашивают меня о том, как именно будет проходить обучение гештальт-терапии. Обычно, отвечая на этот вопрос, я рассказываю о структуре программы, форматах обучения, учебных требованиях, требованиях к учебным работам и т.д. Но иногда я забываю рассказать о том, каков наш подход к самому процессу обучения психотерапии и гештальт-терапии в частности. Я хочу коротко рассказать об этом здесь, с помощью конкретной истории и противопоставления процесса подготовки гештальт-терапевтов «традиционной» системе обучения в школах и ВУЗах. Итак:

 Я сижу в кресле, в своем кабинете, напротив меня молодая женщина, назовем ее Лена. Она говорит мне о том, что у нее много творческих идей, некоторые из них касаются написания текстов. Лена и правда умеет хорошо писать, ясно и увлекательно излагая свои мысли. Некоторые из ее текстов я читал с удовольствием. Проблема в том, что как только она садится за компьютер, то с ней начинает происходить что-то странное. Она начинает тревожиться, раздражаться, не может долго усидеть на месте, иногда ее подташнивает, хочется встать и заняться другими делами. Чаще всего именно так и происходит. Лена подходит к компьютеру с желанием написать давно запланированную статью, садится, встает, и уходит. Иногда она все же пишет что-то, но ей приходится заставлять себя делать это практически героическими волевыми усилиями, преодолевая огромное внутреннее сопротивление.

Откуда берется это сопротивление? Лену никто не заставляет писать, это ее собственное желание, творческий порыв. Никто не подгоняет ее со сроками. Никто не задает ей тему. Она умеет выражать свои мысли. Почему ей приходится буквально заставлять себя это делать?
 
На самом деле, в этом нет ничего удивительного. То, что происходит с Леной, последствие так называемого «традиционного» образования. Иногда его еще называют «развитием снаружи». Это когда есть образовательный стандарт, заданный извне, который человек должен освоить. Набор знаний и навыков, который задан снаружи, относительно личности самого человека. 
 
Я не думаю, что в традиционном обучении самом по себе есть что-то плохое. Все-таки, больше всего результат зависит от учителей и родителей (если дело касается школьного обучения). Однако вектор развития человека, ориентированный на внешние стандарты, часто провоцирует учителей и родителей на репрессивные методы стимуляции к обучению. Иногда человека просто заставляют учиться тем или иным путем.
 
Например, Лену мама не выпускала из комнаты, пока она не сделает все (!!!) уроки, не позволяя ей даже отдыхать, пока «дело не будет доведено до конца». А еще Лену в начальной школе из обычного класса перевели в лицейский, по настоянию учителей, так как она хорошо училась. Правда, сделано это было интересным способом. Лену неожиданно вызвали с урока, учитель ничего не объясняя ей подвела ее к дверям лицейского класса и сказала, что теперь она будет учиться здесь и это для нее большая честь. Если она не будет соответствовать оказанному ей доверию, то ее с позором вернут обратно в обычный класс. Лена старалась и соответствовала, училась хорошо, но в основе мотивации к такому обучению был страх.
 
Традиционное образование, с его идеей развития снаружи, нередко формирует спорные мотивы к обучению и деятельности. Часто – это тревога и страх, в ответ на запугивание. Например, ставший классическим аргумент: «Если не будешь хорошо учиться, то пойдешь работать дворником». Вина и стыд в ответ на сравнение с другими, унижение перед всем классом и другие «чудесные» «педагогические» приемы. Результат — навязчивое желание получить похвалу, хорошую оценку и/или полное сопротивление всему, что связано с обучением и творчеством.
 
Скорее всего, на реабилитацию Лениного здорового и естественного творческого желания уйдет какое-то время. Чтобы она могла писать и творить когда захочет и как захочет, иметь возможность в любой момент прерваться и отдохнуть. Пока Лена не очень верит, что если она не будет себя подгонять (как это делала ее мама), то сможет сама закончить работу, ориентируясь на свой интерес, а не на внешние рамки.
 
Я думаю, многие могут вспомнить свои примеры обучения, ориентированного на развитие снаружи. Так причем здесь обучение гештальт-терапии?
 
Дело в том, что уже взрослых людей, которые хотели бы научиться практике психологического консультирования и психотерапии, мы можем обучать основываясь совершенно на других принципах, отличных от методов, применяемых в школе и ВУЗе.
 
Такое обучение называют экспериенциальным или обучением через опыт. Базовый принцип такого обучения – это развитие человека и профессионала «изнутри», в соответствии с его  собственными потребностями, интересами, темпом и целями. Все знания и навыки, которые получает специалист в процессе подготовки гештальт-терапевтов, «пропущены» через собственный опыт и не являются простой трансляцией чужих наработок. Здесь важно развитие самой личности изнутри, а не гонка за соответствием внешним стандартам.
 
Задача ведущих создать условия, в которых человек мог бы научиться психотерапии и психологическому консультированию в рамках гештальт-терапии. Важно, чтобы участники программы в первую очередь следовали за своим интересом к обучению и получали от этого удовольствие.
 
Например, мы никого не заставляем читать книги и пересказывать их содержание. Мы считаем, что взрослые люди и так прочитают то, что им будет действительно интересно,  когда они захотят разобраться в том или ином вопросе.
 
Мы редко даём какие-то конкретные технические приемы психотерапии, так как считаем, что сила и профессионализм психолога или психотерапевта не в знании каких-то уникальных технологий, а в его собственной личности (кстати, это доказано многими исследованиями). Поэтому, мы больше заботимся о личностном росте участников и развитии понимания процесса психотерапии.
 
Навыки психотерапии можно приобрести только через собственный опыт, а не через повторение чужого. Поэтому, обучение гештальт-терапии – это постоянная практика, профессиональный разбор и обратная связь.
 
Несомненно, существуют достаточно жесткие требования к учебным работам и сдаче квалификационного экзамена, но опыт подсказывает, что если человек осознанно выбирает предмет обучения, то учиться ему удается легко и с огромным удовольствием, так как это соответствует его интересам. И такой подход уже доказал свою высокую эффективность.
 
Я попросил у Лены разрешения упомянуть ее случай в статье, предварительно изменив ее имя и некоторые детали, чтобы сохранить анонимность. Мы договорились, что сначала я отошлю эту статью ей, и опубликую только после ее согласия. Взамен она будет присылать мне, если захочет, свои тексты. Сейчас, когда я пишу эти строки, то испытываю радостное волнение, так как статья практически дописана и мне осталось только отправить ее Лене. И если вы читаете сейчас эти строки, значит, она дала свое согласие на публикацию.
 
Творчество и обучение через опыт (а это практически одно и то же) доставляют мне много радости и искреннего удовольствия. Конечно, в небольшой статье невозможно рассказать обо всех идеях и методах, которые мы используем в процессе подготовки гештальт-терапевтов. Да и нет такой необходимости. Каждый, кому интересна гештальт-терапия может прийти и узнать об этом через свой собственный опыт.



Просмотров: 374
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Очень коротко об особенностях гештальт-терапии или что она дает.
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Несколько слов о гештальт-терапии. Что это для меня?
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Еще раз о гештальт-терапии: Почему это называется словом «гештальт»?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Что такое Гештальт-терапия и кому она необходима.
  • Что такое Гештальт – терапия и для чего она нужна?
  • Что такое гештальт-терапия и зачем она клиенту?
  • Самооценка… Что это такое и как она формируется?
  • 5 признаков того, что вы разбогатеете (даже если это пока не так)
  • Хочу сказать маме о том, что мне нравится мальчик, но боюсь, что она меня не поймет
  • Что же это такое, этот пресловутый гештальт?
  • Гештальт-терапия. Что это такое?
  • Если Ваш мужчина расстался с бывшей, но на самом деле не расстался... Как узнать, что это так?
  • Почему идея “здесь и сейчас” так важна в гештальт терапии?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Какую девушку выбрать? Как понять, что это ОНА!
  • Гештальт- терапия. Что это?
  • Конечно, она готова к школе и будет там хорошо учиться...
  • Пассивная агрессия, часть 1. Что это такое и как она портит нам жизнь
  • Иногда, если с вами плохо поступают - это не ваша вина. Иногда, это просто не ваш человек.
  • Гештальт - что это?
  • Почему все так? За что мне это?
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • Гештальт-коучинг. Что же это?
  • Что делать, если время не лечит? Гештальт- подход о памяти ушедших.
  • Целостность. Что это и для чего она нужна?
  • Мультимодальная психотерапия: что это такое и почему она краткосрочная?
  • Психологическая помощь. Что это и кому она нужна?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь