Творческие методы в терапии не только и, порой, не столько часть ее – сама терапия может рассматриваться как творчество. В таком контексте можно проследить становление терапевта как творца, развитие клиента как его «второе рождение» и взросление. Но любое творчество начинается с ремесла, которое необходимо освоить. Изучить принципы гештальт-терапии, развить навыки консультирования, научиться учитывать контекст и подбирать соответствующие методы работы с клиентом, создавая творческое пространство для него.
Творческие методы в терапии используются во многих направлениях: психодрамма Морено, экспрессивная терапия Н. Роджерс, арт-терапия, методика построения скульптуры в системной семейной терапии и т.д. И, если психоанализ больше базировался на естественнонаучной методологии, то привнесение творческих методов скорее результат (и с другой стороны – характеристика) работы в рамках гуманистических направлений терапии [5].
Хотя, признать терапию творчеством каким-то новым веянием, открытием, будет кощунственно. Терапевтический эффект искусства наблюдался людьми веками, пожалуй, с незапамятных времен возникновения самого искусства. Можно даже поразмышлять, что сама потребность в терапевтическом проживании каких-то невозможностей, родила в человеке желание творить: рисовать на стенах пещер. Удивительно, что терапевтический эффект возникает не только у самого художника, творца, но и у его зрителей и слушателей.
Произведения искусства вызывают у наблюдателя вовлеченность в «историю», суть сотворенного, переживания чувств такой силы, которая способна привести к катарсису. Наблюдая картину, сцену, любуясь скульптурой, слушая музыку и пение, человек находит в себе, своей душе те чувства, потребности и осознавания, которые помогают ему сформировать целостность образа восприятия им себя и окружающего мира [4].
Таким образом, творчество становится терапией. А терапия, в конечном итоге приводит клиента к развитию творческого приспособления, предоставляя возможность для проявления всех основных принципов гештальт-терапии:
Непрерывность осознавания: через творческое чувствование рождаются инсайты – спонтанный поток содержания переживаний возвращает индивида к собственному опыту и отказу от бесконечных интерпретаций ситуации.
Принцип субъективизации высказываний: в процессе творчества ярко проявляется причастность клиента к происходящему, легче обратить внимание на то, как клиент обходится с собственной ответственностью и границами.
Принцип Я и Ты: творчество помогает выстроить доверительное, открытое, спонтанное пространство для диалога, встречи двух Я.
Принцип «здесь и теперь»: творчество, особенно совместное творчество клиента и терапевта (например, техника совместного рисунка), помогает концентрировать внимание на происходящем, отвечая на вопрос «как это ты делаешь, как это у тебя происходит сейчас?». И этот опыт анализа в здесь и теперь клиент легче переносит в другие области своей жизни, отношений [1].
И в этом смысле возможности творческих методов в гештальт-терапии ограничены, пожалуй, только полетом фантазии терапевта и клиента. Все же для более структурированного понимания темы, попробуем составить список направлений творчества, используемых в качестве терапевтических [3].
Рисуночная.
Имаготерапия (терапия образами).
Сказкотерапия (сюда же, пожалуй, можно отнести работу со сновидениями и фантазиями).
Игровая терапия.
Маскотерапия.
Драматерапия.
Фототерапия.
Песочная терапия.
Данс-терапия (танцевально-двигательная терапия).
Музыкотерапия.
Библиотерапия (терапия чтением).
Терапия поэзией [9].
Лепка, скульптура.
Метафорические ассоциативные карты.
Терапевтическая составляющая использования творческих методов в гештальт-терапии основана на принципах работы с метафорой и состоит из следующих основных частей [1]:
Прояснение фона, ощущений и чувств во время повествования о метафоре (для примера рассмотрим работу со сном: клиент рассказывает, о чем был сон, а терапевт обращает внимание на отклик клиента на сам сон и манеру рассказа);
Работа с внешними полярностями: исследуется противоречие между реальностями (я боюсь конфликтовать, но и людей, с которыми можно поконфликтовать, чтобы почувствовать себя уверенным, около меня нет);
Работа с внутренними полярностями (перевод внешнего проявления конфликта с конкретным человеком/людьми на внутренние потребности: хочу и не хочу быть/приближаться к этому конкретному человеку/людям). На этом этапе важно придавать каждому аспекту жесты, интонации – таким образом осознается травма, которая в свое время привела к расщеплению: человек «завис» и не может двигаться дальше.
Работа с интеграцией, ассимиляцией: каждая полярность занимает свою «территорию», перестает «конкурировать» за главенство – становится «разрешенной» и «признает» право на существование другого полюса. Возрастает собственная витальность (энергия жизни, жизненноспособность), клиент принимает себя в более целостном образе.
Для более детального рассмотрения метода работы с полярностями, следует вспомнить о парадоксальной теории изменений: изменения в жизни клиента происходят тогда, когда он становится тем, кто он есть, а не тогда, когда он пытается быть кем-то другим [8]. Т.е. терапевтический эффект заключается в принятии в себе полярностей, создавая целостный образ своего Я (восстановление функции self).
Итак, методы работы с полярностями содержат такие элементы, как:
Идентификация качеств, которые клиенту не нравятся, неприятны (мне не нравится моя лень);
Озвучивание (легализация, обозначение) самой возможности существования полярности (если есть бессилие, значит, есть и сила);
Предложение «побыть» обеими этими полярностями (представить себя на месте бессилия и силы) и составить «послание» друг другу (бессилие «говорит» силе: иногда ты должен быть слабым и бессильным, чтобы отдохнуть и набраться сил). Здесь уместно использовать технику двух стульев (на одном клиент находится в позиции одной полярности, пересаживаясь на другой – «становится» проявлением противоположности);
Интеграция, ассимиляция полярностей: признание в себе возможности проживать «взаимоисключающие» чувства, иметь противоположные потребности, придавая этим полярностям значение, составляющее для клиента ответ на вопрос – «для чего мне это?».
Говоря о показаниях к работе с творческими методами, важным моментом будет также понимание цикла контакта и механизмов его прерывания. Если в процессе терапии клиент долго остается на стадии пре-контакта (ему сложно выделить фигуру потребности из фона переживаний), когда на стадии контакта клиенту сложно выбрать форму проявления потребности и поиска вариантов ее удовлетворения (я понимаю, что хочу, но не знаю, как это выразить или как это сделать), а во время фазы полного контакта у клиента нет возможности удовлетворить потребность (например, проживание нереализованной «встречи», близости с умершим человеком), творчество становится тем инструментом, который позволяет в наиболее полной мере допрожить, осознать и реализовать то, что было невозможным. Безусловно, творчество может стать полезным инструментом и на фазе пост-контакта – ассимиляции, осмысления свершившегося контакта (удовлетворения потребности): когда клиенту недостаточно вербальных навыков выражения своего чувства удовлетворения или грусти от невозможности реализовать потребность желаемым способом.
Творческие методы работы в терапии, на мой взгляд, полезны практически при всех механизмах прерывания контакта. Так, склонность клиента к рационализации, уводящая от чувственного проживания контакта, может быть решена с помощью творческого процесса.
По остальным механизмам прерывания контакта и возможности творческих методов ограничусь частичным перечислением [1]:
Слияние: творчество помогает выстраивать границы через наглядные физические ограничения (лист рисунка, набор цветов, музыка, собственное тело – все имеет физические границы).
Интроекция: в процессе творчества есть возможность «прочувствовать» свой истинный отклик на «правило», не принимать его сразу, а для начала «распробовать».
Проекция: собственно, работа с метафорой в основном и строится на легализации «отверженных», перенесенных на других частей личности клиента.
Ретрофлексия: процесс творчества создает пространство для «извлечения» (размещения) способа удовлетворения потребности из внутреннего мира клиента во внешнюю среду.
Дефлексия: пожалуй, даже при этом механизме прерывания контакта можно выстроить работу с творческим методом таким образом, чтобы клиент выразил само свое уклонение от контакта или, наоборот, нашел таким образом способ выразить свою потребность в прямом контакте с собой (нарисуй то, что ты избегаешь мне говорить прямо). Во втором варианте работы наиболее важной становится часть интеграции – обсуждения с клиентом того, что он нарисовал (выразил другим творческим способом) из «скрываемого».
В качестве одной иллюстрации работы с творчеством приведу пример из периода моей работы в Женской Консультации (гинекология). Клиентка N, 24 года, беременность 32 неделя, пришла на разовую консультацию по рекомендации гинеколога, «фасадный» запрос звучал как страх перед родами. Попытки выделения фигуры, потребности рациональной беседой ни к чему не привели: все знаю, все понимаю, верю, что все будет хорошо (беременность протекала без осложнений, наблюдающий гинеколог не предполагала никаких осложнений в будущих родах). Поэтому клиентке было предложено нарисовать рисунок-послание своему ребенку.
Я осознанно не предложила рисовать свой страх, предполагая, что это будет лишь способом сброса напряжения. Моя гипотеза состояла в том, что тревога клиентки связана с тревогой за благополучие ребенка и, связанным с этим образом себя как заботливой мамы. В некотором смысле это могло быть и страхом перед своим родительским бессилием – дать все самое лучшее, родить наиболее «полезным», «здоровым» способом. Гипотеза строилась на предыдущем прояснении клиентки о том, как она готовилась к родам, читала и посещала курсы «здоровых родов».
Итак, клиентке было предложено, слушая мелодию Marc Enfroy «The Magic Garden», рисовать о том, какой мир она хочет показать ребенку, которого ждет. Рисовать она начала настороженно, словно выверяя правильны ли краски и линии. Примерно со 2-й минуты в теле клиентки уже можно было наблюдать некоторое расслабление, появилась улыбка. К концу рисования клиентка плакала (продолжая рисовать, т.е., не прервав свое творчество).
Во время дальнейшего анализа ее переживаний, она выделила два основных чувства – умиление и грусть. Умиление было связано для клиентки с радостью материнства, ожидания встречи с ребенком и желания показать малышу всю красоту окружающего мира. Грусть же для нее была в том, что она представляла малыша настолько беззащитным и крохотным, что боялась причинить ему боль, вред. Таким образом, благодаря творческому методу (здесь стоит отметить, что это был симбиоз музыкальной и рисуночной терапии), выбранному для выявления фигуры из фона тревоги, мы смогли выделить потребность клиентки в поддержке ее уверенности в себе как в заботливой маме. Далее работа была построена на интеграции «материнского» опыта клиентки в процессе вынашивания беременности (забота о своем здоровье, умение просить и получать помощь) и опыте общения с другими мамами и младенцами (ее старшая сестра родила два года назад, и клиентка имела возможность ухаживать за племянником). Т.е. работа с функцией-Self: personality – представление клиента о самом себе [Моя работа была построена в т. ч. на источнике литературы п. 10, 11].
Подводя итоги, хочу вернуться к цитате в начале статьи: «Творчество рождает творца» (М. Звонарев). Как терапия сама становится творческим процессом, требуя и в то же время предоставляя терапевту необходимость и возможность поиска, сотворения для каждого клиента своей, индивидуальной терапии, так и клиент в процессе творчества становится более гибким, целостным и витальным.
Список используемой литературы:
Булюбаш И. Д. Руководство по гештальт-терапии. Москва, Издательство Института психотерапии, 2004, 768 с.
Вадов В., Глоток воздуха (Сказкотерапия панических расстройств). Москва, Abbott, 2015, 47 с.
Воронова А. А., Арт-терапия, Ростов-на-Дону, «Феникс», 2013, 253 с.
Захарян И.С. В жанре клиента. – Гештальт гештальтов, 2006, 2, с.20 – 31.
Захарян И.С. Психотерапия. Между наукой и искусством. — В сб.: Гештальт-терапия и консультирование, вып.2. М., МИГТиК, 2002.
Кулакова Елена, Сказка, как творческий метод работы с семьей в гештальт-подходе. Сборник статей ВШГТ «Актуальные вопросы гештальт-терапии и профессиональной подготовки гештальт-терапевтов, 2017г.
Материалы сайта https://www.psyoffice.ru/blog/8558/, блог Коваленко Олеси, рерайт статьи Арнольда Бейсера Парадоксальная теория изменений.
Немиринский О.В., О психотерапии и поэзии. Журнал практического психолога, 2009, 3, с.3 – 15.
Семина И., В ожидании Любви (Сказки Эльфики). Речь, Спб, 2010, 198 с.
Семина И., Ты не одна, девочка (Сказки Эльфики). Речь, Спб, 2014, 174 с.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.