Психологическая адаптация к социальным изменениям

В основе теоретических особенностей социально-психологической адаптации лежат концептуальные положения теории адаптации. Проблема адаптации принадлежит к приоритетному направлению научно-практических разработок медицины и психофизиологии.

Понятие «адаптация» - одно из основных в научном исследовании организма, поскольку именно механизмы адаптации, выработанные в процессе эволюции, обеспечивают возможность существования организма в постоянно изменяющихся условиях среды. Начиная с работ К.Бернара, выдвинувшего концепцию о постоянстве внутренней среды, адаптация рассматривается как совокупность динамичных образований, как соотношение между неравновесными системами.

Современное представление об адаптации основывается на работах И.П.Павлова, И.М.Сеченова, П.К.Анохина, Г.Селье и др. Несмотря на наличие многочисленных определений феномена адаптации, объективно существует несколько ее основных проявлений, которые позволяют утверждать, что адаптация это свойство организма, что это одновременно равновесие между средой и организмом, процесс приспособления к изменяющимся условиям среды, что это результат взаимодействия в системе «человек-среда», а также цель, к которой стремится организм.

Таким образом, можно выделить два подхода к рассмотрению феномена адаптации. С одной стороны адаптация является свойством любой живой саморегулируемой системы, опосредующей ее устойчивость к условиям внешней среды (что предполагает наличие определенного уровня развития адаптационных способностей). При другом подходе адаптация может быть рассмотрена как динамическое образование, как непосредственный процесс приспособления к условиям внешней среды".

В западной социальной психологии проблема адаптации разрабатывается в частности "психологией эджастмент". Своеобразие этого направления заключается в том, что оно сформировалось на основе не некоторой общей теории или концепции, а в общности предмета исследования - социальной адаптации, для изучения которого использовались теоретические построения, заимствованные из социальной психологии Запада самых разных направлений. Наибольшую роль в формировании "психологии эджастмент" сыграли необихевиоризм и неофрейдизм. Краеугольным камнем теоретического фундамента этого направления послужила теория К. Халла. Важной ее особенностью было представление об обучении как механизме целесообразного адаптивного поведения.

Л. Шаффер и Э. Шобен, авторы одного из классических руководств по социальной адаптации, отмечают, что для удовлетворения потребности все живые организмы стремятся привести свою активность в соответствие с изменившимися условиями среды. Особенности подхода Н. Миллера и Дж. Долларда состоят в рассмотрении обучения в связи с подражанием, которое трактуется как способ ограничения проб и ошибок. Побуждение подражать оказывается вторичным. В работе "Личность и психотерапия" авторы рассматривают эмоциональные и психологические расстройства, наркоманию и другие феномены дезадаптации как результат неэффективного приспособления.

В настоящее время теоретический фундамент "психологии эджастмент" предстает наиболее развитым в работах А. Бандуры, выдвинувшего теорию социального научения. Самым существенным в его подходе можно признать возможность социального научения через моделирования, то есть введение когнитивных переменных. Современные теории личности в той или иной мере затрагивают вопросы социально-психологической адаптации. Так, например, нарушения социально-психологической адаптации в рамках теории личностных конструктов Келли связываются с функционированием ригидных («непроницаемых») личностных конструктов, представляющих собой индивидуальные когнитивные схемы, применяемые при оценке окружающих людей и событий. Несовпадение реалий окружающего мира с этими конструктами требует их пересмотра, и в этом умении пересмотра кроется проблема гибкости, приспособляемости личности. В феноменологической теории К.Роджерса рассматривается личностный конструкт, который автор назвал «Я-концепция». Человек способен функционировать в обществе только в том случае, если его «Я-идеальное» и «Я-реальное» недалеко отстоят в семантическом пространстве, если «Я-идеальное» открыто для корректировки. Как показывает практика такая корректировка оказывается весьма болезненным процессом для лиц, столкнувшихся с ЧС. Это и затрудняет адаптацию в отдалённом периоде.

В отечественной психологии адаптация личности на социально-психологическом уровне рассматривается со следующих методологических позиций. Во-первых, адаптация личности является продуктом исторического развития, и не может быть понята вне общественных отношений и практической деятельности людей. Во-вторых, сама структура социально-психологической адаптации личности полностью определяется многогранной практической деятельностью и типом общественных отношений, которые обусловливают различные виды адаптации. В основе подхода к проблеме соотношения индивида и социальной среды лежит принцип деятельности, разработанный Л. С. Выготским, А. Н. Леонтьевым, А. Р. Лурия. Деятельность представляет такую форму связи живого организма с окружающей средой, специфической особенностью которой является сознательное, активное преобразование окружающего мира. Среди основных подходов к изучению деятельности человека выделим структурно-функциональный, который отражает системный целостный характер деятельности. В психологической концепции А. Н. Леонтьева выделяется два структурных ряда: "потребность - мотив - цель - условие" и "деятельность - действие - операция". Для того, чтобы определить место социальной адаптации в структуре деятельности человека, нужно соотнести основные понятия психологической теории адаптации "приспособление" и "активность" с центральным понятием теории деятельности. Отношение к понятию "приспособление" в социально-психологической литературе за последнее десятилетие претерпело существенные изменения - наметилась очевидная тенденция к снижению роли собственно приспособительного начала в адаптации. Соотношение приспособления и преобразования среды определяется соотношением целей деятельности адаптирующегося индивида.

Специфика адаптационных процессов состоит в том, что они являются средством, условием реализации цели и только в этом качестве могут существовать. Все приспособление к действительности направляется потребностями. Потребность в адаптации может существовать и осознаваться, но при этом она будет вторичной по отношению к потребности, вызвавшей необходимость адаптации. Об этом в работе "Мышление и речь" писал Л. С. Выготский. Он отмечал, что приспособление к объективной действительности ради самого приспособления, независимо от потребностей личности, не существует. Важной в теоретическом плане является проблема отношения адаптации к результату деятельности. Поскольку результат рассматривается как продукт деятельности, направленный на реализацию цели, постольку очевидно, что деятельность индивида при адаптации направлена не на саму адаптацию, а на реализацию самостоятельной цели. Будучи условием реализации цели, адаптация является сопутствующим результатом всякой деятельности.

Адаптация выступает как необходимое условие всякого преобразования. Прежде чем человек сможет как-то изменить процесс труда, формы отношений, систему общественных знаний, он должен освоить имеющиеся до него достижения с тем, чтобы выработать план их преобразования в том направлении, в котором это, соответствует назревшей необходимости.

Процесс социально-психологической адаптации происходит на трех структурных уровнях:

  1. На уровне общества (макросреда) проходит процесс социально-психологической адаптации личности к социально-экономическому, политическому и духовному уровню развитии общества, взаимодействие с различными социальными институтами.
  2. На уровне социальной группы (микросреда) происходит адаптация индивида к нормам и ценностям референтной группы, взаимодействие с ближайшим социальным окружением.
  3. На индивидуальном (внутриличностном) уровне осуществляется адаптация в форме стремления достичь внутренней гармонии, целостности личности, сбалансированности внутренней позиции с ее оценкой другими индивидами. 


Просмотров: 332
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Современные представления о социально-психологической адаптации подростков
  • Программа социально-психологической адаптации детей-сирот «Взрослеем вместе»
  • Адаптация в новой стране. Феномен капсулирования в процессе адаптации.
  • Использование техники "коллаж" в психологическом сопровождении адаптации студентов в вузе
  • Еще раз об адаптации…адаптации мамы к детскому саду.
  • "Эмоциональные горки" адаптации в другой стране
  • "Хроники школьного психолога" Тренинг адаптации первоклассников
  • Создание безопасной среды, как одно из условий успешной адаптации ребенка с РДА в детском саду
  • Значение деятельности тифлопедагога в бытовой адаптации незрячих и слабовидящих на уроках домоводства
  • Программа социальной адаптации девиантных подростков
  • Проблемы психологической адаптации в новом коллективе.
  • Анализ методов социальной адаптации детей с аутизмом
  • Нейротрансформинг (НТФ) в социальной адаптации клиента с ограниченными возможностями
  • Развитие коммуникативных умений, как основа социальной адаптации у детей с ГУО
  • Механизм эмоционально-психологической адаптации при нарушении вегетативной регуляции и патопсихологических синдромах.
  • Анализ семейного воспитания и соц.-психологической адаптации у подростков-сиблингов и единственных детей
  • Тип личности и адаптации в Транзактном Анализе
  • Психологические возможности компьютерной игры в адаптации личности к трудным жизненным ситуациям
  • Влияние родителей на процесс адаптации первоклассника
  • Как облегчить процесс адаптации ребенка к детскому саду?
  • Ответы на вопросы родителей по адаптации ребенка к условиям детского сада
  • О вопросах социально-психологической готовности подростков к профессиональной деятельности
  • Взаимосвязь характеристик исполн. деятельности с "якорями карьеры" личности у педагогов
  • О социальной психологии страха и "подшивке" от алкоголизма. Часть 1. Проблема
  • Особенности адаптации замещающей семьи как системы к новой семейной структуре
  • Особенности развития и адаптации ребенка претерпевшего травму.
  • Теории личности в социальной психологии
  • Здравствуй, детский сад: главное условие адаптации ребенка к саду
  • Гиперактивность – это эволюция адаптации человека!
  • Использование игровых методов в работе по адаптации обучающихся с ОВЗ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь