Стиль организационного контакта

Инструмент, который я предлагаю здесь, безусловно, не является моим оригинальным изобретением. Это скорее удачное обобщение, легко применяется, причем относительно любых сфер жизни, в том числе для оценки ситуации в организации.

 Инструкция: Как психодиагност со стажем я знаю, что для достоверности результатов лучше пройти тест до того, как ознакомишься с его описанием и интерпретацией. Поэтому предлагаю сначала оценить себя по пунктам в незатейливой таблице №1.

Предлагается 7 пунктов и два варианта ответа. Вариант «нечто среднее» отсутствует, необходимо сделать определиться с выбором, как же все-таки чаще происходит в Вашей организации.

Таблица №1 Экспресс-диагностика стиля организационного контакта

  Стиль организационного контакта

Выпишете на лист свои ответы и по таблице №2 определите, какая стратегия контактирования у Вас преобладает: возможно Вы больше ориентированы структуру, правила, либо на отношения между людьми в организации.

№2 Ключ к методике «Экспресс-диагностика стиля организационного контакта»

А теперь разберем инструмент подробнее.

В этом приеме я соединила мои любимые слова-понятия: «КОНТАКТ», «СТРУКТУРА» и «ЭНЕРГИЯ». Сказывается гештальт-ориентация.

Контакт – необходимое условие, единица любого взаимодействия.

Из чего складывается Контакт? Благодаря чему он возможен? Через что он, собственно говоря, организуется?

1. Структура (этапы, правила, алгоритмы, требования, формы и т.д.).

2. Энергия (отношения, эмоции, заряд и т.д.).

Структура позволяет экономить и канализировать энергию, задает вектор изменениям.

 

Энергия обогащает, «оживляет» структуру, дает ей развитие, является причиной изменений. Прошу не путать эту энергию с космической.

 Организационный контакт – контакт, происходящий в рамках профессиональных и организационных задач. Чаще всего он ориентирован на какой-то один из векторов: либо на структурный, либо на энергетический.

 Идеальным вариантом является такая организация, где оба вектора поддерживается в равной степени хорошо. Организации нужен порядок, правила, система контроля, наказания и поощрения. В тоже время доброжелательная атмосфера, взаимные симпатии и уважение, поддержка в трудных ситуациях, во-первых, положительно сказывается на формировании чувства приверженности к организации, во-вторых, является фактором профилактики эмоционального выгорания у сотрудников, а соответственно сохраняет психологическое здоровье.

Довольно сложно одновременно выстраивать четкую структуру и поддерживать позитивные отношения в организации. В действительности это нелегкая задача, но без ее решения организация будет «одноногая»: погоня за результатом, жесткая структура без энергии, довольно быстро «израсходует» ресурсы работников. С другой стороны энергия (симпатии, поддержка, понимание и безусловное принятие друг друга) без структуры постепенно превратится в вязкую жижу, в которой, кстати, рано или поздно, по каким-то объективным законам, зарождаются конфликты. Хотя, как говорится, «все так хорошо начиналось». Вероятнее всего это происходит потому, что со временем отсутствие  ясности, порядка порождает ситуации несправедливости, из-за снижения производительности возникает напряжение по вертикали (руководители – подчиненные), оно распространяется на горизонталь (сотрудники). Отсутствие результата, низкая прибыль, невыполнение плана, в конечном счете, преобразует положительную энергию в отрицательную: вместо симпатий и уважения появится недовольство и раздражение – скрытое или явное.

Итак, для более четкого понимания еще раз уточним значения векторов. На схеме №1 (параметры организационной среды) изображена координатная плоскость, образованная векторами «Структура» и «Энергия».

 Вектор «Структура» включает:

- цели, задачи, принципы. Могут быть и чаще всего привносятся извне;

- правила, алгоритмы, инструкции, границы, систему наказаний и поощрений;

- требования к профессиональным знаниям и навыкам, компетенции;

- деятельность, направленную на решение организационных задач.

Структура – это «надо», «должен», напряжение.

 

Вектор «Энергия» включает:

- желания, интересы, потребности, вплоть до энергии инстинктов;

- свободу, творчество;

- принятие человека таким, какой он есть, дружелюбие;

- процессы, связанные с личными отношениями.

Энергия – это «хочу», расслабление.

 

Чего больше?

Схема 1 Параметры организационной среды

 

Хорошая структура положительно отражается на производительности, чрезмерная, ригидная – может давать обратный эффект.

При оптимальном уровне энергия также положительно отражается на производительности и сохраняет энергетический баланс людей (а значит и психологическое здоровье), при чрезмерном – может снижать производительность.

От того, какой вектор поддерживает руководитель, как он выстраивает контакт с сотрудниками (через структуру или через энергию) во многом зависит стиль управления и организационная среда.

В том случае, если в организации хорошо налажена структура и циркулирует позитивная энергия, мы говорим о демократичной среде: каждый делает хорошо свое дело, вовремя, ответственно, при этом отношения между сотрудниками уважительные и поддерживающие. Просто идеальный вариант.

При слабой энергии, но хорошей структуре выстраивается директивная среда. В организации действуют жесткие правила, налажена система контроля, нарушения караются, возможно, даже имеют место поощрения, но только за очень высокий результат. В результате развивается конкуренция, человеческие отношения в таких условиях уходят на задний план. Личные проблемы людей никого не волнуют. Индивидуальность нивелируется. В таких условиях люди перестают творить, рождать креативные проекты. Немаловажно, что такая среда – фактор развития психосоматических заболеваний (гипертония до инсультов, инфаркты).

Отсутствие правил, алгоритмов, контроля + поддержка, понимание, свобода = либеральность. Подходит для творческих организаций, например, мастерская художников. Может быть замечательной средой для творчества, интересных проектов, инноваций. При худшем стечении обстоятельств возможно превращение организации в «загородный клуб». Когда это накладывается на наш менталитет, есть риск разрастания алкогольных традиций.

Некоторые организации умудряются существовать какое-то время на попустительском стиле: без структуры и без энергии. Более ответственные и доброжелательные работники могут «тянуть лямку», но в итоге «отсутствие всякого присутствия» руководителя приведет организацию или отдел к развалу.

 

Время от времени руководителю имеет смысл анализировать свой стиль управления. Также важно понимать, как контактируют с сотрудниками другие руководители в организации, где стратегии друг друга дополняют, а где «задваиваются» и, таким образом, утяжеляют вектор.

При оценке персонала (прием на работу, текущая аттестация и т.д.) имеет смысл обращать внимание на способность человека поддерживать структуру, а также личностные качества – доброжелательность, самообладание, которые будут обеспечивать позитивную энергию в коллективе.

Компетенции сотрудников будут поддерживать структуру организации, а отношение – лояльность, приверженность и т.д. – будут поддерживать уровень энергии.



Просмотров: 408
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Тайм-менеджмент. Мой способ организации дня. Подойдёт? Очень хорошо!)
  • Производительность. Взломать потребности вашей организации: изменение мышления
  • Развитие лидерских навыков сотрудников организации
  • Дифференциация организации через политику лояльного общения
  • Баланс и равновесие как принципы организации жизни (на примере денег)
  • Время мамы в декрете. 14 рекомендаций по организации своего дня.
  • Новая система организации дел для «нелинейных мыслителей»
  • Пограничный уровень организации личности. Быть или бить.
  • Сексуальная энергия: взгляд Запада и Востока. Роль сексуальной энергии в жизни человека.
  • Новый век. Уровень организации жизни 5 и 6 рас.
  • Представление о времени как условие организации самостоятельной работы младших школьников
  • о психотическом уровне организации личности
  • Возможности применения гештальт-подхода в организации эффективного взаимодействия «педагог-ученик»
  • Лояльность внутри организации как часть корпоративного духа
  • «Подводные камни» при обучении персонала в организации.
  • Психолог в организации: задачи, ожидания, ошибки
  • Гл 3 / 3.6. Принципы организации и функционирования образов будущего
  • Наставничество в организации. Часть 1: Цели.
  • Бессознательная тайна вашей организации. Зависть.
  • Управление без страха и упрека: конфликты в организации
  • Конфликты в организации: виды, причины и пути разрешения
  • Рак – болезнь или черта характера? Часть 4 – уровень личностной организации.
  • Неврозы, неврозоподобные расстройства и невротический уровень организации личности.
  • Первичное консультирование родителей в дошкольной организации. Основные этапы.
  • Конфликт-менеджмент в организации: стратегии и тактики (часть первая)
  • Конфликт-менеджмент в организации: стратегии и тактики (часть вторая)
  • Конфликт-менеджмент в организации: стратегии и тактики (часть третья)
  • Игротерапия и сказкотерапия детей (основные задачи по организации арт-терапевтического пространства)
  • Теоретические аспекты организации и проведения гештальт-консультирования
  • Развитие навыков лидера для оптимизации работы организации



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь