|
Конфликт-менеджмент в организации: стратегии и тактики (часть первая)Автор статьи: Патлах Ирина Николаевна
Для менеджера любого уровня умение эффективно разрешать и предупреждать производственные и трудовые конфликты является профессиональной компетенцией, а в передовых компаниях умение строить конструктивный конфликт и вовсе фигурирует среди корпоративных ценностей. Действительно, зная признаки возникновения конфликтной ситуации, закономерности развития конфликтов, выявляя мотивы и цели участников конфликта, осознавая свои истинные интересы в конкретной ситуации, владея методами анализа конфликтной ситуации и организации совместного поиска решений, менеджер гораздо эффективнее справляется со сложными управленческими проблемами.
Для многих конфликт в организации ассоциируется с нарушением взаимоотношений, потерей психологического равновесия, эмоциональным дисбалансом. Однако конфликт может быть полезен как конфликтующим сторонам, так и компании. Задача состоит в том, чтобы конфликт из делового контекста не смещался в область личностных отношений, не переходил во взаимное дискредитирование, не разрушал формировавшуюся годами совместимость. Примером «полезного» для компании конфликта может выступить так называемый позиционный конфликт, когда в структуре организации для подразделений сознательно формируются противоположные, конкурирующие цели, в результате чего возникает объективное противостояние. Позиционный конфликт дает возможность руководству более объективно оценивать действия подразделений, поскольку те в противостоянии ищут более совершенные доводы своей состоятельности, разрабатывают новые технологии. Другими словами, позиционный конфликт создает конструктивное напряжение, полезное для организации. Поэтому на практике он нередко специально предусматривается в целевой структуре организации. Патология позиционных конфликтов возникает тогда, когда целевое напряжение, вызванное сугубо позиционными причинами, насыщается эмоциями, переходит в межличностное напряжение и межличностный конфликт. Кроме того, полное отсутствие конфликтов в организации выглядит неестественно, гармония в управлении всегда отдает фальшью, ведь как выразился основоположник современной конфликтологии Георг Зиммель, «враждебность, наряду с симпатией, Безусловно, организационными конфликтами необходимо управлять, и здесь важны не столько формы действий, сколько их функциональные или дисфункциональные последствия. Дисфункциональные последствия конфликта таковы: в процессе деструктивного конфликтного взаимодействия неизбежно происходит переключение внимание участников с деятельности на выяснение межличностных отношений; конфликт дезорганизует мышление участников, разрушает сложившиеся системы отношений; конфликт способствует разрушению системы межличностных отношений, которые сложились между субъектами взаимодействия до его начала; конфликт формирует негативный образ другого – «образ врага», который способствует формированию негативной установки по отношению к оппоненту; конфликт закрепляет в социальном опыте личности насильственные способы решения проблем; конфликт разрушает коллектив и личность; конфликт снижает работоспособность и производительность труда; конфликт вовлекает новых участников; конфликт увеличивает затраты; конфликт интенсифицирует отрицательные отношения между людьми; конфликт продуцирует новые конфликты; снижается оценка коллектива во внешней среде (падает имидж коллектива).
Под функциональными последствиями подразумевают следующее: конфликт способствует развитию взаимопонимания между участниками взаимодействия; конфликт позволяет более глубоко оценить индивидуально-психологические особенности участников; конфликт позволяет ослабить психологическую напряженность, являющуюся реакцией участников на конфликтную ситуацию, снимает эмоциональную напряженность, приводит к последующему снижению интенсивности отрицательных эмоций; конфликт служит источником развития личности, межличностных отношений, дает социальный опыт решения трудных ситуаций; при отстаивании справедливых целей в конфликте оппонент повышает свой авторитет у окружающих; конфликт служит средством диагностики положения дел в организации, конфликт объективирует противоречия, вскрывает недостатки, позволяет осуществить целенаправленную коррекционную деятельность; конфликт позволяет адаптироваться к новым обстоятельствам; конфликт может быть средством испытания и самоутверждения личности.
Таким образом, управленческое действие во многих вариациях не только допустимо, но и необходимо воспринимать в качестве конфликтного. Именно конфликтные ситуации могут являться точками роста и развития организации, могут дать существенный толчок для формирования в ней новых отношений. Однако для реализации этой важной функции конфликтов требуются два существенных условия: во-первых, изменение отношения к конфликтам, формирование позитивного отношения к ним и умения «видеть» в конфликтах конструктивное начало; во-вторых, формирование умения анализировать конфликтные ситуации, управлять ими, обогащение «репертуара» технологий разрешения конфликтов, а также соблюдение принципов, способствующих разрешению конфликта. Принципы разрешения конфликта: 1. Институциализация конфликта (установление норм и процедур урегулирования или разрешения конфликта): ограничение количества участников и сфер проявления конфликта; принятие всеми сторонами определенных правил разрешения конфликта — организационных и (или) этических норм, четких договоренностей и т.д.; контроль со стороны третьих лиц (государственных органов, арбитров и т.п.).
2. Легитимация процедуры разрешения конфликта: признание всеми его сторонами правомерности и справедливости определенного порядка действий по разрешению спора даже в том случае, если установленные процедуры расходятся с некоторыми (устаревшими) правовыми нормами; фиксация процедур в специальных документах и широкого ознакомления с ними всех участников конфликта.
3. Структурирование конфликтующих групп: определение состава участников конфликта, представителей (лидеров) соперничающих групп, различных центров группового влияния и их силы.
4. Отделение людей от проблемы: демонстрация готовности разобраться с проблемой; твердость по отношению к проблемам и мягкость по отношению к людям.
5. Предложение взаимовыгодных вариантов разработка широкого круга вариантов; поиск взаимной выгоды; выяснение предпочтений другой стороны.
6. Внимание интересам, а не позициям фиксация базовых интересов; поиск общих интересов; признание интересов оппонента частью проблемы.
7. Использование объективных критериев: разработка по каждой части проблемы объективных критериев; использование справедливых критериев; использование нескольких критериев.
8. Редукция конфликта: последовательное ослабление конфликта путем перевода на более мягкий уровень противоборства или противостояния.
Разрешение конфликтов – сложный многоступенчатый процесс, который, основываясь на диагностике конфликтов, выражается в предупреждении, сдерживании, регулировании конфликтов. Управление конфликтами характеризуется в выработке стратегий конфликтного поведения, в подавлении или стимулировании конфликтов, в снижении уровня конфликтных деструкции. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|