Конфликт-менеджмент в организации: стратегии и тактики (часть вторая)

Конфликт менеджмент в организации стратегии и тактики часть вторая

Конфликт-менеджмент в организации: стратегии и тактики (часть вторая)

 

Процесс управления конфликтом во многом зависит от позиции, которую занимает участник взаимодействия, от его собственных интересов, а также от того, к каким средствам он прибегает, чтобы не допустить разрастания конфликта. Большинство людей достаточно гибко используют различные стратегии конфликтного взаимодействия в зависимости от ситуации, даже не имея специальной подготовки. Однако знание особенностей основных типов поведения в конфликте, их преимуществ и ограничений важно для профилактики конфликтов и эффективного управления людьми в целом, именно поэтому целесообразно остановиться на коротком обзоре основных стратегий разрешения конфликта (по Томасу-Килменну) –  конфронтация/конкуренция, приспособление/уступка, уклонение/избегание, компромисс, сотрудничество.

 

Стратегия конфронтации/конкуренции предполагает всяческую демонстрацию собственной силы и неуязвимости перед противником, а также возможности легко без его доброй воли решить конфликт в свою пользу. Эта стратегия не отрицает возможности использования таких тактик как блеф или хитрость.

Рекомендуется применять, когда:

­       для вас очень важен исход и вы делаете большую ставку на свое решение проблемы, цена вопроса велика, выгоды больше, чем ущерб;

­       вы обладаете достаточным авторитетом для принятия решения;

­       решение надо принять быстро, и вы имеете достаточно власти для этого;

­       вы чувствуете, что нет другого выбора и вам нечего терять;

­       вы находитесь в критической ситуации, которая требует мгновенного реагирования.

 

Стратегию приспособления/уступки обычно выбирают, понимая и принимая превосходящую силу противника. Согласно этой стратегии необходимо приспособиться к интересам оппонента, идти на уступки вплоть до собственной капитуляции. Рекомендуется применять, когда:

­       вы жертвуете малым ради большого;

­       уступки и даже капитуляция не наносят вам большого вреда;

­       вас не особенно волнует то, что происходит;

­       вы хотите сохранить мир с оппонентом;

­       вы считаете, что важнее сохранить хорошие отношения в долгосрочной перспективе, чем отстаивать свои интересы;

­       вы понимаете, что итог намного важнее для другого человека, чем для вас;

­       вы понимаете, что правда не на вашей стороне;

­       у вас мало власти и шансов победить. 

Стратегия приспособления/уступки неэффективна в том случае, когда появляется желание поскорее «избавиться» от конфликта. Отсроченный эффект такого конфликта будет намного разрушительнее, ибо избавиться –  не значит решить.

 

Стратегия уклонения/избегания подразумевает демонстрацию оппоненту собственного непонимания его конфликтных намерений. Словами, интонацией, манерой разговора, жестами мы показываем противнику следующее:

­       на самом деле нет проблемы;

­       это не моя проблема;

­       это дело не самой первой важности;

­       у меня нет полномочий, это не в моей власти;

­       конфликт неприятен и разрушителен, поэтому от него стоит отказаться в принципе.

Рекомендуется применять, когда:

­       необходимо ослабить напряженную обстановку;

­       вы хотите выиграть время;

­       вы знаете, что не сможете разрешить конфликт в свою пользу;

­       нет явной, активной угрозы с противоположной стороны;

­       вы собираете информацию о противнике, сознательно тянете время, готовите контраргументы;

­       вы не хотите брать на себя ответственность за конфликт.

Данная стратегия становится неэффективной в случае, когда конфликтная ситуация начинает представлять реальную угрозу вашим интересам.

 

Стратегия компромисса наиболее эффективна в тех случаях, когда обе стороны  хотят одного и того же, но знают, что одновременно это для них невыполнимо. Понимая структуру и суть конфликта, стороны сходятся на частичном удовлетворении своих желаний и частичном выполнении желаний другой стороны, обмениваясь уступками и торгуясь для разработки компромиссного решения. Достигнутый компромисс позволяет в будущем использовать иной подход к разрешению конфликта, если первичный компромисс устранил проблему лишь на короткий срок.

Рекомендуется применять, когда:

­       вы хотите прийти к соглашению быстро;

­       обе стороны обладают одинаковой властью и имеют взаимоисключающие интересы;

­       вы хотите получить решение быстро, потому что у вас нет времени или потому что это более экономичный и эффективный путь;

­       вас может устроить временное решение;

­       вы можете воспользоваться кратковременной выгодой;

­       другие подходы к решению проблемы оказались неэффективными;

­       удовлетворение вашего желания имеет для вас не слишком большое значение и вы можете несколько изменить поставленную вначале цель;

­       компромисс позволит вам сохранить взаимоотношения и вы предпочитаете получить хоть что-то, чем все потерять

­       вы внутренне готовы к уступкам, чтобы договориться.

 

Стратегия сотрудничества является наиболее целесообразным подходом к решению задачи определения и удовлетворения интересов обеих сторон, однако требует от сторон времени и умения объяснить свои желания, выразить свои нужды, выслушать друг друга и затем выработать альтернативные варианты решения проблемы. Отсутствие одного их этих элементов делает такой подход неэффективным.

Рекомендуется применять, когда:

­       вы сможете выиграть только тогда, когда выиграет ваш партнер;

­       решение проблемы важно для обеих сторон;

­       у вас есть время поработать над возникшей проблемой;

­       вы и ваш оппонент осведомлены о проблеме, желания и потребности обеих сторон известны;

­       вы способны изложить суть интересов и выслушать друг друга;

­       вы обладаете равной властью и на равных ищете решение проблемы.

­       решение проблемы очень важно для обеих сторон, и никто не хочет полностью от него устраниться;

­       у вас тесные, длительные и взаимозависимые отношения с другой стороной

­       Сотрудничество среди прочих стратегий является самым трудным, однако она позволяет выработать наиболее удовлетворяющее обе стороны решение в сложных и важных конфликтных ситуациях.

 

Важно понимать, что не бывает «правильных» или «неправильных» стратегий, –  бывают уместные или неуместные. Каждая из этих стратегий эффективна только в определенных условиях, и ни одна из них не может быть выделена как самая лучшая. Опытный менеджер должен уметь эффективно использовать каждую из указанных стратегий и сознательно делать тот или иной выбор, учитывая конкретные обстоятельства, а также принимая во внимания собственные предпочтения в выборе стратегий разрешения конфликта.

Кроме того, на выбор стратегии конфликтного взаимодействия  также влияет то обстоятельство, что этапы конфликта и этапы управления им находятся в определенном соответствии. Учет этого соответствия позволяет определять приоритетные направления работы руководителя с конфликтами и выбор адекватной стратегии. Например, на этапе возникновения и развитии конфликтной ситуации в процессе прогнозирования или предупреждения конфликта основные усилия должны быть сосредоточены на работе с субъектами, создающими конфликтные ситуации или склонными к созданию таких ситуаций, здесь применима стратегия уклонения/избегания. На этапе осознания конфликтной ситуации в ходе предупреждения конфликта важно не упустить работу с субъектами, которые осознают возникшие конфликтные ситуации. В этом случае необходимо удержать их от перехода к активным действиям при предупреждении деструктивных конфликтов или направить их действие в легитимное русло при стимулировании конструктивных конфликтов (стратегии компромисса, сотрудничества).

В целом, при принятии решения о стратегии конфликтного взаимодействия необходимо учитывать по крайней мере два обстоятельства:

Во-первых, реакцию, какую могут вызвать те или иные из предпринимаемых мер со стороны как непосредственных участников конфликта, так и сил, соблюдающих временный нейтралитет;

Во-вторых, нормы морали, привычки и обычаи, господствующие в конкретной организации и регулирующие поведение людей в спокойной обстановке и в моменты конфликтов. Необходимо считаться с реальными возможностями, конкретной ситуацией и общественным мнением, избегать как слишком слабых, так и слишком сильных средств воздействия.

 

Итак, рассмотрев природу конфликтов, можно сделать следующие выводы.

 

  • Для менеджера любого уровня умение эффективно разрешать (и предупреждать) производственные и трудовые конфликты является профессиональной компетенцией. Зная признаки возникновения конфликтной ситуации, закономерности развития конфликтов, выявляя мотивы и цели участников конфликта, осознавая свои истинные интересы в конкретной ситуации, владея методами анализа конфликтной ситуации и организации совместного поиска решений, менеджер гораздо эффективнее справляется со сложными управленческими проблемами.
  • Конфликты неизбежны, и стремиться к их отсутствию нет необходимости, так как любой конфликт, организационный в том числе, является формой проявления объективных противоречий, возникающих в процессе социального взаимодействия, способствует их развитию, переходу на более высокий уровень. Задача заключается в том, чтобы минимизировать деструктивные последствия конфликтов, уменьшить их разрушительный потенциал, используя методы их конструктивного урегулирования.
  • Организационными конфликтами необходимо управлять, учитывая их возможные функциональные и дисфункциональные последствия.
  • Для того чтобы конфликтное управленческое действие являлось точкой роста и развития организации, необходимо соблюдение ряда существенных условий и принципов, способствующих разрешению конфликта.
  • Для профилактики конфликтов и эффективного управления людьми в целом необходимы базовые знания основных стратегий разрешения конфликта (конфронтация/конкуренция, приспособление/уступка, уклонение/избегание, компромисс, сотрудничество), типов поведения в конфликте, их преимуществ и ограничений.


Просмотров: 585
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Конфликт-менеджмент в организации: стратегии и тактики (часть первая)
  • Конфликт-менеджмент в организации: стратегии и тактики (часть третья)
  • Конфликтные ситуации в семье. Конструктивный выход из конфликта.
  • Как выжить в ситуации военного конфликта и сохранить психологическое здоровье
  • Пять стратегий во время конфликта – нужно выбрать лучшую
  • 5 стратегий поведения в конфликтной ситуации.
  • Найти конфликт, чтобы выйти из конфликта
  • Подготовка к разрешению конфликта в паре и этапы его разрешения.
  • Выработка стратегии выхода из конфликта (техника)
  • Решение невротического конфликта.
  • Стратегии в ситуации, когда вашего ребенка дразнят
  • Детский энурез. Что выбрать родителям- мокрую постель или решение конфликта взрослых?
  • Невротический конфликт. Психодинамика внутриличностного конфликта.
  • Сколько встреч необходимо для работы с психологом, чтобы решить свои проблемы
  • О том, как важно восстанавливать отношения после конфликта с ребенком
  • "Волшебная Поляна": мягкое решение жёсткого семейного конфликта с помощью метафоры
  • Общая цель как способ разрешения конфликта
  • Стратегии эффективного решения проблемы в рамках КПТ
  • Вагинизм. Когда причины могут быть совсем необычными. Решение проблемы
  • Картография как способ разрешения конфликта
  • Дуэль либидо: Разные уровни сексуальности в паре и 7 шагов к разрешению конфликта сексуальных желаний
  • Лестница в небо или как сохранить отношения, не избежав конфликта
  • Как слушать и что говорить, чтобы избежать конфликта и укрепить отношения?
  • Элементы менеджмента: Условия разрешения конфликта
  • Почему люди ссорятся? 10 этапов решения конфликта.
  • Склонность к фанатизму как попытка решения конфликта идентичности
  • 10 вещей, которые лучше не делать во время конфликта
  • Проблемы в отношениях: стратегия и тактика поиска решения
  • «Да» или «Нет»? Избежать конфликта или отстоять свои границы?
  • Методы конструктивного поведения в конфликтной ситуации



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь