Элементы менеджмента: Условия разрешения конфликта

Существуют три базовых условия управляемости разрешения конфликта. Во-первых, каждая из сторон конфликта должна признать наличие конфликтной ситуации. Она должна признать за оппонентом его право на существование. Непримиримая позиция, когда одна из сторон заявляет, что противоположная сторона не имеет права на существование или что позиция противоположной стороны недопустима, не дает возможности конструктивного разрешения конфликта, превращает ситуацию в склоку. Каждая сторона конфликта должна признать и существующие различия во взглядах.

Реальную проблему следует осознавать, признавать и решать. Для решения конфликта важно знать все его скрытые и явные причины, провести анализ различных позиций и интересов сторон и сконцентрировать внимание именно на интересах, т.к. в них решение проблемы. Необходимо справедливое отношение к инициатору конфликта, сокращение числа претензий, осознание и контроль топ-менеджером своих действий.

Во-вторых, возможность конструктивного разрешения конфликта зависит от уровня организации сторон. Чем он выше, тем легче достичь взаимоприемлемой договоренности и обеспечить ее соблюдение.

В-третьих обе стороны должны согласиться соблюдать определенные правила взаимоотношений.

Такое понимание базовых условий пришло из дипломатической практики. Ральф Дарендорф обобщил их на случай любого конфликта.

Как в бизнесе, так и в государстве и в международной политике эффективным инструментом разрешения конфликта оказывается использование систем вознаграждений. Вознаграждение должно быть адресовано лишь тем сторонам, которые достигли положительных результатов.

Разрешения конфликта часто можно достичь через установление общих целей для конфликтующих сторон. Новые цели, особенно высокие моральные цели, требуют объединения усилий, что ведет к разрешению конфликта, замене его сотрудничеством.

Способом разрешения конфликта оказывается и структурное решение. Если между двумя отделами на предприятии или между двумя министерствами возникают противоречия, то часто для предотвращения и разрешения конфликта необходимо и достаточно создать единый координирующий орган, обычно вышестоящий.

Методом разрешения конфликта может оказаться простое изменение информационной ситуации, рационализация проблемы, ее формулирование. Обычно именно отсутствие информации является причиной конфликтов, порождая домыслы и вымыслы. На их основе и возникает неадекватное понимание своих интересов группами, подгруппами или людьми.

Например, причиной конфликта в фирме может быть недостаток информации о ее общих проблемах в подразделениях. Здесь выходом из положения может оказаться простое разъяснение требований к работе. Менеджмент должен организовать эффективное функционирование информации. Каждый сотрудник должен узнать абсолютно точно, что от него ждут в организации. Когда каждый член организации знает свои права и обязанности, четко представляет политику организации, процедуры и правила работы организации, включая правила определения оплаты труда, распределения поощрений, материальных благ, почва для конфликта очень часто просто исчезает или значительно сужается.

Контролируемое разрешение конфликта

Если склока представляет собой бессознательную динамику конфликта, то управление течением конфликта требует осознания, рационализации его природы претендентом на осуществление такого управления. Нет универсальных способов преодоления конфликта. Для его “решения” необходимым является полное вовлечение в ситуацию. Только “вжившись” в сложившуюся на фирме ситуацию можно изучить проблему конфликта и дать рекомендации относительно оптимальной стратегии поведения и методов его преодоления.

Прежде всего необходимо четко определиться с тем, кто является участником конфликта. Например, в конфликте между бухгалтером и директором относительно того, отражать ли в отчете для налоговой инспекции все движения средств или фальсифицировать отчетность, присутствует и третья сторона - государство, его интересы являются источником конфликта в большей степени, чем психиатрические особенности бухгалтера, ее нерастраченная женская нежность и т.д.

Следует четко определить, является ли конфликт дву- или многосторонним. Необходимо выяснить, кто поддерживает участников конфликта, кто стоит за ними, какие интересы преследует. Иногда выяснение этого обстоятельства заставляет по-другому посмотреть на то, кто является участником конфликта.

Важно точно разобраться, по какому собственно поводу развертывается конфликт, являются ли заявления сторон достаточным описанием этого повода. Важно определить, каков предмет конфликта - ценности, материальные ресурсы, информационные ресурсы, распределение властных полномочий. Необходимо точно сформулировать, что разделяет конфликтующие стороны, является предметом их противоречий, с какими претензиями стороны выступают по отношению друг к другу.

Наконец, надо разобраться, на какой стадии сейчас находится конфликт.

Для разрешения конфликта прежде всего необходимо определить проблему в категориях цели, а не решений. Формулировка проблемы не может содержать в скрытой форме решения - этим она его навязывает, ограничивает поле поиска оптимального решения проблемы, затрудняет понимание целей.

На основе такого определения проблемы Вы должны выработать решение, которое приемлемо для обеих сторон, или которое оптимально с точки зрения критериев, на которых сходятся обе/все стороны. Выбирайте наиболее эффективное решение, обосновав свой выбор аргументами, высказанными обеими сторонами.

При разрешении конфликта необходимо сосредоточить внимание на проблеме и только на ней, а не фиксироваться на личных качествах другой стороны. Вы должны искренне осознать, что они не имеют отношения к делу и к Вашим интересам.

Для того, чтобы сделать ситуацию контролируемой, создайте атмосферу доверия за счет усиления взаимного влияния и обмена информацией. Постарайтесь выработать благожелательное или хотя бы приемлемое отношение друг к другу. Все время проявляйте, демонстрируйте симпатию, выслушивайте мнения другой стороны с уважением и пониманием, постарайтесь избежа…

Что бы получать больше информации рекомендую Вам подписатся на мою рассылку  "Наука Лидерства".



Просмотров: 532
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Подготовка к разрешению конфликта в паре и этапы его разрешения.
  • Картография как способ разрешения конфликта
  • Общая цель как способ разрешения конфликта
  • Упражнения для выявления глубинного конфликта клиента с его сексуальностью
  • Разрешение трудноразрешимого конфликта с учетом его причины.
  • Детский энурез. Что выбрать родителям- мокрую постель или решение конфликта взрослых?
  • Психологические защиты для преодоления внутриличностного конфликта
  • Как надо правильно ссориться? Или - правила грамотного конфликта.
  • Решение невротического конфликта.
  • Как извлечь из конфликта пользу для отношений
  • Развод или в чем ключ к решению конфликта?
  • Трехлетний ребенок открывает для себя мир конфликта
  • Найти конфликт, чтобы выйти из конфликта
  • Почему люди ссорятся? 10 этапов решения конфликта.
  • Просьба? Или начало конфликта?
  • Склонность к фанатизму как попытка решения конфликта идентичности
  • Как слушать и что говорить, чтобы избежать конфликта и укрепить отношения?
  • Невротический конфликт. Психодинамика внутриличностного конфликта.
  • Лестница в небо или как сохранить отношения, не избежав конфликта
  • Психология конфликта или почему влюбленные ссорятся
  • Семья без конфликта? Миф или реальность?
  • «Да» или «Нет»? Избежать конфликта или отстоять свои границы?
  • О том, как важно восстанавливать отношения после конфликта с ребенком
  • Ссоры и драки старших и младших детей в семье. Эффективные решения конфликта.
  • Радуга после грозы. Или скрытая сила конфликта.
  • Теория «кухонного» конфликта, или Как битый небитого обидел
  • Страх конфликта или о том, как всегда быть "хорошим"
  • Чем травля отличается от конфликта.
  • 10 способов избежать конфликта
  • Конфликтные ситуации в семье. Конструктивный выход из конфликта.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь