|
Исследование изменения отношения к учению у учеников средних школАвтор статьи: Михеева Дарья Сергеевна
На современном этапе развития Республики Казахстан перед государством и обществом возникла исторически обоснованная задача радикальных изменений в области системы образования с целью того, что бы отвечать мировым стандартам качества образования и стремиться к высокой конкурентоспособности нашей страны в регионе и мире. Ввиду этого уже на протяжении более 15-ти лет проводится реформа образования Республики, которая, однако, еще пока не дала должных результатов. Кроме того, применение различных инноваций все чаще стало вызывать негативное отношения учащихся к учебному процессу в целом. И если на ступени начального образования это уже имеет выраженный характер, то в дальнейшем это будет лишь усугубляться, в итоге приводя к неумению и нежеланию ребенка учиться. На наш взгляд решение этой проблемы находится не столько в системе содержания образования, сколько в необходимости изменения принципов и подходов к процессу обучения, что позволит изменить само отношение ребенка к процессу обучения. В процессе исследования изменения отношения к учению у учеников средних школ нами была исследована и применена на практике технология конструирования новых возможностей (Агеев В. В. профессор, к.пс.н.), которая отвечает всем запросам современности и может стать основой, которая поможет решить поставленные перед государством задачи. Главной целью нашего исследования было получить качественно новые результаты и изменить отношение к учению у учеников средней школы. Научная новизна работы заключается в том, что нами исследовался процесс изменения отношения к учению при смене педагогической системы воздействия. Так как в основу исследования была положена технология конструирования новых возможностей, следует обратить внимание на основную идею этой технологии. Развитие ребенка протекает одновременно в двух направлениях: психологическом и педагогическом. Психологическое развитие (развитие структуры деятельности) происходит путем прибавления с каждым шагом нового, более сложного элемента самостоятельной деятельности к предыдущим. Эти элементы создаются и усваиваются самими детьми. Педагогическое направление развитие ребенка обеспечивается через усложнение предметных ситуаций, что приводит к развитию самой деятельности. При этом можно предположить, что в случае обеспечения одновременного соблюдения этих направлений в любой другой педагогической технологии, можно добиться подобного результата. Практическая значимость исследования заключается в том, что в ходе исследования были получены уникальные результаты, которые свидетельствуют о том, что возможно изменить отношение ученика к учению, тем самым изменить педагогические результаты, что свидетельствует о изменении мышления и деятельности учащегося с культуропотребляющей на культурообразующую. В условиях культуропотребляющей системы обучения в виде классических образовательных технологий, когда ребенок находится в условиях постоянного присвоения ранее накопленного человечеством опыта, происходит лишь одновекторное ( предметное) развитие ребенка. Эта система существует достаточно длительное время и представляет собой удобный вариант обучения. Однако, позитивные стороны данной системы ограничиваются лишь стенами учебного заведения, государственными и общественными стандартами. При этом, особое место отводится понятию стандарт, к которому легко применяются известные знания, умения, навыки. Однако, если человек имеющий сформированную в таких условиях систему мышления оказывается в условиях выходящих за рамки государственных и общественных стандартов, либо пытающийся самостоятельно преодолеть таковые, неизменно оказывается в глубоком замешательстве. Так как известные ему комбинации знаний, умений, навыков не срабатывают в данной конкретной ситуации и не располагая необходимым набором индивидуальных качеств направленных на нестандартное поведение либо оказывается не в состоянии решить возникшую проблему, либо пытается решить ее методом проб и ошибок, что, в свою очередь показывает экстенсивность его мышления. Помимо этого чем более взрослым становится ребенок, тем более часто ему приходится сталкиваться с нестандартными ситуациями, что постепенно снижает его заинтересованность к дальнейшему обучению что подтверждают часто звучащие фразы о ненужности в жизни тех или иных знаний. Отличительной чертой классических технологий является то, что максимальным количеством знаний, умений, навыков может овладеть лишь ученик с хорошо развитыми образовательными способностями, что приводит к постоянной дифференциации коллектива учеников на способных, неспособных и средних. В условиях культуропорождающей системы в виде технологии конструирования новых возможностей, когда ребенок находится в условиях постоянного созидания собственного исторического опыта, происходит двухвекторное развитие ребенка – с одной стороны, сохраняется предметная направленность, с другой стороны, идет параллельное психологическое развитие через освоение структуры самостоятельной деятельности. Предметная сторона основывается на цепи постоянно усложняющихся предметных ситуаций, решение которых возможно только через усвоение определенного элемента самостоятельной деятельности. Психологическое же развитие подразумевает постепенное овладение учащимися элементами креативной деятельности, которая лежит в основе дальнейшего саморазвития человека. Эта паритетная взаимосвязь позволяет свободно находить решения как стандартных жизненных ситуаций, так и ситуаций выходящих за рамки общественного исторического опыта. Поэтому можно утверждать что человек с креативным мышлением оказавшись в условиях стандартной ситуации самостоятельно сможет определить оптимальный путь решения таковой, в нестандартной ситуации, этот же человек будет принимать обоснованное решение основанное на глубоком анализе проблемы. Положительное отношение к учению в целом обеспечивается особенностями организации образовательного процесса. А именно, в первую очередь, самостоятельной формулировкой критериев оценки эффективности учебной деятельности, самостоятельным формулированием проблем, самостоятельным формулированием учебных целей и задач. Самоконтролем, самооценкой, что приводит к формированию способности к рефлексии собственной субъектной истории. Формированию высокого уровня притязания, высокой самооценки, веры в свои силы, чувства долга, персональной ответственности, способности работать в команде, ответственности за себя и за всю команду, наличия собственной точки зрения, способности формулировать и доказывать свою точку зрения, способности слушать другого, способности принять точку зрения другого. Кроме того, не бояться рисковать, быть способным добиваться поставленной цели, не бояться трудностей, быть принципиальным. Отличительной особенностью технологии конструирования новых возможностей является то, что все перечисленные выше способности и качества формируются у каждого без каких бы то ни было исключений учащегося. В этом состоит существенная новизна этой технологии. В исследовании приняли участие 153 ученика 2-х классов, 6-ти классов школ города Алматы и Алматинской области.
Исследование проводилось в ГУ «гимназия» №18 во 2 «Б» классе. Было проведено 23 урока и 1 встреча с родителями учеников класса. Уроки проводились 2 раза в неделю (вторник, четверг) по 45 минут. Первый урок был проведен 16 февраля 2010 года. Последний урок был проведен 20 мая 2010 года. В ходе проведѐнного нами исследования отношения к учению у учеников средних школ были сформулированы следующие выводы: 1. Очень важным фактором школьного обучения является отношение ребенка к учению, как основы его дальнейшего развития. Любой педагог обязан своей деятельностью формировать положительное отношение к учению, и желание ребенка быть активным участником образовательного процесса. 2. Технологии действующие в культуропотребляющей и культуропорождающей системах имеют качественные отличия, которые оказывают непосредственное влияние на систему взглядов и отношений ребенка к учению. 3. В ходе исследования было определено, что экспериментальный класс, оказавшийся в структуре культуропорождающей технологии изменил отношение к учению с отрицательного на положительное, тогда как в контрольных классах с культуропотребляющими технологиями, результаты либо остались неизменными, либо углубились в отрицательном факторе. 4. В ходе исследования в экспериментальном классе было проанализировано отношение к учебным дисциплинам до и после исследования. Результат показал, что резко повысился интерес к экспериментальному курсу «природоведение», тогда как к остальным дисциплинам существенного изменения отношения не произошло. 5. В ходе исследования в экспериментальном классе было изучено отношение к предметам «познание мира» и «природоведение» как смежным. Результат показал что после экспериментального курса, количественно уменьшилось число отрицательных ответов по отношению к учебной дисциплине. 6. По окончанию исследования были опрошены родители учеников экспериментального класса с целью получения внешнего подтверждения результатов эксперимента. При этом более 60% родителей отметили изменения отношения ребенка к процессу обучения и такое же количество респондентов напрямую связали эти изменения с уроками природоведения. 7. С целью более глубокого анализа изменений были проведены личные наблюдения за каждым учеником экспериментального класса. Эти наблюдения так же подтвердили выдвинутую ранее гипотезу исследования. Сфера образования и воспитания подрастающего поколения всегда являлась ареной столкновения многочисленных «за» и «против» относительно вопросов ее содержания и структуры. Наше исследование в очередной раз подчеркивает, что спорные моменты в этой системе не только не уменьшились, а скорее увеличились. Однако, в отличие от замуссированных вопросов вышней оболочки этой сферы, мы попытались обратить внимание на внутренние элементы структуры. Образовательные события последних лет, лишь подчеркивают, на сколько вопросы изменения внутреннего содержания образования являются актуальными. Наше исследование является одним из немногих стремящихся профессионально обосновать необходимость изменения принципов образовательной деятельности. Ни для кого не секрет, что существующая на сегодняшний день в Казахстане система образования отстает от мировых стандартов, это связано в первую очередь, с процессом становления нашего государства и с процессом поиска индивидуального пути его развития. В этих условиях креативно мыслящая, стремящаяся к знаниям молодежь может стать основой социума нашего государства. Но для достижения этой цели необходимо изменит отношение этой молодежи к самой системе обучения. А возможно это только в условиях глубоко проанализированных качественных и современных образовательных реформ. Полученные в ходе исследования результаты, подтверждающие заявленную нами гипотезу, говорят об обратном. Существует две известные «крылатые» фразы: «Дети- цветы жизни», «Дети- наше будущее». Позаботившись сегодня о создании благоприятных и комфортных условий для формирования позитивного отношения к учению, мы обеспечим здоровое образовательное будущее себе и нашим потомкам. Литература: 1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2002. – 720с. 2. Агеев В.В. Теоретические основания психологии саморазвития. – Алматы, 2008. – 310 с. 4. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М.- Воронеж,1996. 5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.,1940. 6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.,1989. т.2 7. Менчинская Н.А. Проблема учения и умственного развития школьника. М.,1989. 8. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М.,1972. 10. Гальперин П.Я. Введение в психологию. М.,1976. 11.Философско-психологические проблемы развития образования / Под ред. В.В.Давыдова. М., 1981. 14. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. М.,1983. т.2. 15. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М.,1974. 17. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М.,1974. 18. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М.,1985. 20. Джакупов С.М. Психология познавательной деятельности. Алма-Ата, 1992. - 195 с. 21. Агеев В.В. «Учебные задания. Пособие для учителей» Алма-Ата 1990г. 22.Агеев В.В, «Проблемы психического развития современного школьника» Академия «Престиж», г. Алматы 23.Агеев В.В., Тетюхина Э.В. «Технология конструирования новых возможностей как способ формирования самокритичного познания». 24. Агеев В.В. Психология неадаптивного образования. – Алматы, 2005. – 420 с. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|