|
Почему так трудно принимать себяАвтор статьи: Сергеева Ольга София
Принятие себя – очень популярная концепция, которая сулит нам избавление от боли, напряжения и внутренних конфликтов. Однако она не так проста, как может показаться на первый взгляд. Казалось бы, что в этом сложного – просто осознавай и соглашайся с тем, что с тобой происходит. Называй свои чувства и принимай их: я принимаю свой страх, свою агрессию, свой стыд, свое замешательство, свою растерянность, свою ненависть и т.д. Я прощаю себе эти состояния, т.к. верю, что я все равно достаточно хороший и смогу справиться со своими проблемами. Но чтобы осуществлять все эти, безусловно, очень ценные, действия, нужна совершенно особая, исключительная позиция в сознании, которую Кант, например, называл трансцендентальной. В сущности, это позиция Бога. Ведь только Бог может прощать нам наши грехи и несовершенства. Чтобы осуществлять принятие себя, мы должны быть способны выходить внутри себя на трансцендентальную позицию Бога и оттуда взирать на свою психику как на нечто отдельное от нас. Только в этом случае возможно принятие себя. Заместителем Бога в нашем внутреннем мире может выступать так называемый внутренний Родитель, как это назвал Эрик Берн. Причем не абы какой, а добрый, заботливый родитель. Ведь у нас внутри есть еще и злой, критикующий родитель. Этот критикующий родитель очень похож на жесткое Сверх-Я, или совесть, моральный механизм оценки, как обозначил эту инстанцию Фрейд. Критикующий родитель или моральное Сверх-я никогда не позволит нам принять самих себя, ибо его функция противоположная – он призван сохранять в нас внутренний конфликт между тем, какие мы есть и какими мы ДОЛЖНЫ быть. Таким образом, чтобы осуществить принятие себя, любого своего негативного чувства или состояния, у нас во внутреннем мире должен быть сформирован устойчивый «хороший объект», наш внутренний добрый бог. Эта инстанция формируется на основе интроекции образов наших реальных родителей. Поэтому для человека, у которого нарушены отношения с реальными родителями, принятие себя становится крайне сложным. Такой человек вынужден постоянно находиться в конфликте с самим собой. То, какой он есть прямо сейчас, и то, каким он ДОЛЖЕН быть – находятся в конфликте. Его критикующий родитель постоянно спорит и опровергает его доброго родителя. И принятие становится труднодостижимым, т.к. критикующий родитель обычно побеждает. Вероятно, принятие себя, а значит, интеграция своих «плохих» и «хороших» качеств в целостную личность, остается под вопросом, пока не преодолено расщепление на «хорошего» и «плохого» родителя. Расщепление можно признать преодоленным, когда хороший родитель доминирует, хотя у него и остаются недостатки. Это значит, что любовь к родителю побеждает ненависть к нему. Хороший внутренний родитель не становится идеальным, по доброе отношение к нему перевешивает злое. В этом случае в психике формируется устойчивый позитивный объект, опираясь на который мы можем принять себя такими, какие мы есть. Это и есть наш внутренний бог, а по сути - вера в добро. Эта трансцендентальная позиция позволяет принимать свои (и чужие) несовершенства как частный случай, неизбежные трудности, с которыми можно жить или даже справиться в будущем.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|