Случай из практики: принятие себя

Случай из практики принятие себя

Клиентка: Ксения, 32 года. Запрос: постоянная усталость, апатия, отсутствие сил, нежелание что-либо делать по дому, бестолковое проведение свободного времени.

У Ксении сильно развито воображение, присутствует склонность к фантазированию, поэтому я часто в работе с ней прибегаю к методам символ-драмы. Для начала расслабляю клиентку техникой релаксации по Шульцу. Когда тело клиентки абсолютно спокойно покоится на кушетке, прошу представить образ своего плохого самочувствия.

- Опиши, пожалуйста, как выглядит твоя болезнь.

-Вода. Вода, которая колеблется. Нечистая вода, она постоянно в движении. Она движется не хаотично, а так, как будто ее что-то колышет. Или кто-то. Да, это какое-то живое существо.

- Как выглядит это живое существо?

- Похоже, что змея, извиваясь телом, создает волны.

- Какие чувства у тебя вызывает эта змея?

- Опасность. Гадливость. Неприязнь.

-Говоря об этой змее, почувствуй, пожалуйста, какой участок в теле ощущает присутствие этой змеи.

- Ноги. Я стою в воде.

-Что сейчас с ногами?

-Как будто я стою в воде. Теплой гаденькой воде. А ноги утопают в иле. Не  знаю, во что я наступила, что скрыто под водой.  Змею не вижу.

Новый образ пошел.

- Да?

- Сгусток волос черных. Что-то непонятное. Сначала, думала, женский образ с черными волосами, сейчас я вижу темный глаз, который на меня смотрит. Это пятно с неровными краями, как будто волосы. И оно шевелится. Пульсирует.

-Какого оно цвета?

-Пурпурного. Косматый шарик находится у меня между глаз. Может быть, он в точке третьего глаза. Я чувствую давление и его взгляд. Косматый шарик – это черный глаз с ресницами, которые растут в два слоя, как будто они наклеены. Иногда я вижу этот глаз в профиль. Когда он поворачивается ко мне, он меня обжигает.

-Что ощущаешь?

-Давление. Он ослепляет меня. Он закрывает от меня свет. Он не дает мне видеть вещи реальными. Когда он на меня смотрит, я по-другому воспринимаю действительность.

-Сейчас он на тебя смотрит?

-Нет, я его теряю. Я вижу светлую бабочку - бабочку, которая несет свет. Свет сыплется пыльцой с ее крыльев.

На этом месте сильные телесные реакции, текут слезы.

- Опять глаз появился.

Телесные реакции усиливаются, дыхание участилось, много импульсов в диафрагме, голова подвижна.

- Что происходит?

- Происходит борьба. Глаз меня накрывает. И я забыла про воду! Меня накрывает волной. Волна снизу пришла. Я захлебываюсь. Я забыла про волну снизу! Мне плохо.

- Ты контролируешь ситуацию. Волна уходит, волны больше нет, - с этими словами волнистым движением провожу по ногам. Чтобы снять агонию в верхней половине тела, даю прикосновение – металл на ноги. - Прилетели бабочки. Пыльца сыплется на глаз огромными струями яркого света. Глаза больше нет. Глаз растворился в свете. Вода стала уходить глубоко-глубоко под землю. Воду поглотила земля.

Теперь представь, пожалуйста, место, где тебе будет безопасно. Отдохни там прежде, чем вернешься сюда.

-Я вижу блеск. Как будто блестит вода. Безопасное место - это тоже вода, но другая вода, прозрачная дождевая вода, по одной капле она падает в лужицу. Вода ровная и гладкая, как зеркало. Она тоже темная, но не страшная. Внутри ничего живого нет, ничто не шевелится. Волны, которые расходятся по воде упорядоченные, четкие. Это горная вода. Круги на воде правильные. В мутной воде – хаос, а здесь все упорядоченное. Мне спокойно, когда порядок и когда геометрия. Не должно быть хаотичных движений. У змеи движения хаотичные. Конечно, прослеживается какой-то ритм, но он не геометрический, даже не по синусоиде.  Я хочу, чтобы было очень ровно, чтобы были идеальные круги.

-Что происходит с кругами горной воды?

-Капля, которая падает в воду, делает круги на воде. Круги на воде понятны и расширяются в бесконечность.

- Когда будешь готова, попрощайся с этим местом и открой глаза.

Ксения открывает глаза.

-Как ты себя чувствуешь?

- Физический дискомфорт. Я не чувствую тело, только голову, нос заложен, давит. А на душе очень сильное спокойствие.

Далее вместе с клиенткой мы разбираем ключевые моменты образа плохого самочувствия клиентки.  Таким горячим моментом был глаз, который не давал Ксении быть собой, не пропускал свет реальности, заставлял видеть все в искаженном виде.  Задаю вопрос:

- Что в твоей жизни мешает тебе видеть в реальном свете?

- Возможно я сама. Это третий глаз человека. Это мое негативное «Я». Я сама себе жить мешаю.

-Т.е. твоя часть, которую не принимаешь, мешает жить, подавляет поступки?

- Я на самом деле плохой человек. Не в том смысле, что я маньяк-убийца, а в том, что я имею негативные качества, которые я не замечаю, на которые закрываю глаза: ленивая, упрямая. Не то чтобы эти качества совсем отрицательные, но это то, что я порицаю в людях. Я должна бороться со своими негативными качествами.

- В таком случае ты просто выбросишь их за пределы своего внутреннего мира, но они остаются твоими, поэтому эти качества разрушают твои границы, атакуют тебя давлением.  Единственный выход - принять их в себе.

-Я хочу быть хорошим человеком, хочу состоять из положительных качеств. Я трудолюбива, но одновременно и ленивая. Я хочу избавиться от своих негативных качеств, оставив себе только положительные.

-Тогда ты будешь половинкой человека.

-  У меня нарушено равновесие. Меня раздражает «я». То, что оно колеблется. Мне кажется, что я из- за этого непоследовательная. Я порицаю людей за некоторые поступки, но сама такая же. Во мне те же негативные качества, но я отрицаю их. Я хочу считать, что я хороший человек.

-Ты и есть хороший человек. Но хороший человек может быть ленивым, может быть непоследовательным и нелогичным. То, что ты описываешь, это не человек. Это святой или идеализированный образ человека, но не человек.

-Я стремлюсь к идеализированному образу.

- Отрицать в себе негативные качества - это не путь к совершенству. Лень -  это не всегда плохо. Помнишь анекдот, когда начальник прибежал к рабочим и сказал двигать вагоны. Рабочие остались на месте, играя в домино. Через 15 минут, прибегает начальник и говорит, что надо все вернуть на место. Лень – это качество, которое может быть как отрицательным, если оно действительно тебе мешает, так и положительным, если рассматривать лень, как способность вовремя отдыхать и не перенапрягаться.

- Я в себе чувствую большой подъем и много сил. Хочется срочно бежать домой и что-то делать.  Подраить что-то, с ребенком позаниматься.

На этом подъеме энергии я отпускаю клиентку, дав предварительно домашнее задание. Завести дневник и выписывать те качества, которые Ксения считает негативными, и моменты, когда эти качества проявляются в ее жизни.

На что еще хочется обратить внимание, анализируя образы клиентки? Вода выступает в роли болезни, плохого самочувствия - это мутная теплая вода со змеями. Образ безопасного места – это тоже вода, только чистая, дождевая, без живности. Символически вода обозначает  чувства. В нашем случае – это качества клиентки, которые она не хочет принимать в себе, потому что:

а) это опасно;

б) вызывает гадливость;

В) вызывает неприязнь.

Глаз – это «сверх я» клиентки, которое контролирует поведение, мысли, заставляет видеть мир в другом свете, а так же напоминает ей, что в ней есть негативные качества. И это очень болезненно. Это в физическом смысле давит клиентке в точку третьего глаза. Из предыдущих встреч я знаю, что Ксения страдает гайморитом. В психосоматике  гайморит обычно говорит о невыплаканных слезах, о разочаровании в других людях, о потребности найти свое пространство. В нашем случае Ксения подавила в себе эмоции, связанные с несовершенством себя, с несовершенством окружающих людей, границы ее собственного «Я» были сужены и вмещали только положительные качества, отрицательные же были вынесены за грань понимания себя. И эти отрицательные качества никуда не делись из пространства, они атаковали границу «Я» клиентки, пока эта борьба не переросла в болезнь.

Следующим этапом в работе будет принятие негативных качеств в себе. Но открытых вопросов остается много: Для кого клиентка должна быть хорошим человеком? Что или кто подчиняет ее волю, заставляя видеть искаженную реальность? На этой сессии время ответов на эти вопросы не пришло. Но мы обозначили направление следующей сессии: это работа с образом «себя идеальной», принятие негативных качеств, уход от разрушающего клиентку образа «хорошей девочки», т.е. работа с перфекционизмом.

 

 

 

 



Просмотров: 403
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Я почему-то не чувствую, что меня любят. Кто мне скажет – как это полюбить себя?
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Что делать, когда хочется наорать на ребенка, но понимаешь, что это плохо?
  • У меня есть проблема, но мне это нравится: что такое вторичная выгода и как её обнаружить
  • Верь в меня (и это последнее, что мне от тебя нужно)
  • Что за гадость мешает мне жить? Немного об интроектах. Часть 1: что это и «с чем их едят».
  • Перезагрузка подсознания. Тета-волны. Что это и как это работает?
  • Самоизоляция. Соблюдать или нет? Про что это для меня?
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Как это любить себя и что это дает?
  • Хотеть, чтобы что-то случилось в нашей жизни и быть готовым это принять - очень разные вещи!
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Хочу сказать маме о том, что мне нравится мальчик, но боюсь, что она меня не поймет
  • Я могу любить себя, но не знаю, как это сделать, потому что боюсь…боюсь, что не получиться!
  • Это мне? Тебе! А за что? Просто так!
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Я хочу, чтобы мне было плохо, для меня это хорошо.
  • 3 сигналы вашего тела, которые указывают на то, что это действительно - Ваш человек
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • Тест Роршаха: что это и нужно ли мне это?
  • Психотерапевтическая группа. Что это, и как в ней быть?
  • Почему я это съела, или что заставило меня так поступить?
  • Сигналы вашего тела, которые указывают на то, что это не ваш человек
  • Что делать, когда на работе возникают мысли: "Не хочу/не буду/неинтересно/мое ли это?"
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Шопоголизм – что это такое, почему это бывает и как от этого лечиться?
  • Это все, что останется после меня...
  • Мама - это не про меня. Материнский инстинкт - что делать, если он не возник(ает)?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь