|
Психотерапия пограничного расстройства. Особенности работы.Автор статьи: Марина Семилеткина
Ура! Наконец мы приблизились к главному - к лечению людей с пограничным расстройством. В последнее время я в своей практике все чаще сталкиваюсь именно с такими обращениями. Поэтому мне и самой про это писать интересно )). Буду рада, если станет интересно и тебе. В этой статье мы рассмотрим особенности психотерапии людей с пограничным расстройством. Начало цикла статей – о том, как проявляется ПРЛ и по каким критериям ставится диагноз, вы можете прочитать здесь. Как я писала в первой части статьи, для того, чтобы диагностировать у человека пограничное расстройство, нужно 5 критериев из 9. И они должны проявляться длительное время. Однако отдельные симптомы могут проявляться у человека в течение жизни. И хотя это не означает диагноза, тем не менее, это может причинять значительные страдания. Работать с данными симптомами можно и нужно в психотерапии. Чем же помогает такому человеку психотерапия? Именно в терапии создается то, в чем существует основной глубинный дефицит у человека с пограничным расстройством. Это – стабильные, устойчивые, безопасные отношения с четкими границами. Да, человек с ПРЛ будет эти границы всячески «рушить» - опаздывать, переносить сессии, пропускать и «забывать» про терапию. Просить скидки или забывать оплату. Обесценивать то, что происходит в терапии, обесценивать самого терапевта и достигнутые результаты. Он делает это в силу специфики своего нарушения. Поэтому задача терапии – создать и поддерживать устойчивые границы, обсуждать в терапии сложности соблюдения правил, постепенно создавать доверие в отношениях. Процесс создания таких отношений – это небыстрый процесс, но он крайне важен для терапии пограничной личности. И когда отношения выстроены, на их основе можно формировать важные для пограничной личности навыки: перенесения дистресса, эмоциональной саморегуляции, конструктивного выражения агрессии, эффективных межличностных отношений и др (6)
Работа с пограничным клиентом – это очень непростая для психотерапевта работа. Как мы рассматривали в предыдущей части статьи, на терапевта может быть направлено много злости пограничного клиента. Пассивная агрессия может быть выражена в полном обесценивании терапевтической работы. Так, клиент с ПРЛ вполне может спросить в конце терапевтической сессии: «А когда же мы будем работать – то? Мы же только и делаем, что разговариваем». Агрессия может быть и более прямой, и выплескиваться на терапевта в виде обвинений, оскорблений и прямых угроз. Случай из практики. Клиентка, женщина 40 лет, обратилась к психотерапевту с жалобами на одиночество и отсутствие близких отношений. В ходе первой встречи она рассказала о случаях эмоционального и физического насилия, которое пережила в детстве. При этом абьюзером являлся отец клиентки, мать же просто устранялась и не защищала ее. Психолог с эмпатией выслушала историю, поддержала клиентку, была заключен устный контракт на дальнейшую психотерапевтическую работу. На вторую встречу клиентка пришла в ярости – в самом начале встречи она обвинила психолога в том, что она мало сочувствовала ей в прошлый раз. Клиентка была убеждена, что психолог, хотя и высказывала слова поддержки, но внутренне заняла строну родителей. Никакие попытки психолога переубедить клиентку не приносили результата. Женщина испытывала сильный гнев и очень резко осуждала и психолога, и ее работу, и ее внешность, и ее стиль общения. Вся сессия была посвящена контейнированию огромного количества ярости.
Ясно, что для того, чтобы выдерживать подобные эпизоды, психологу необходимо очень много устойчивости, уверенности и сопереживания к пограничному клиенту. Ярость, не нашедшая выхода в детской ситуации клиента, скорее всего, будет обращена на психолога, как на заместителя родительской фигуры. Так, многие опытные психотерапевты рекомендуют начинающим психологам либо отказываться от работы с пограничным клиентом, либо ставить такого клиента в расписание, свободное от работы с другими клиентами в этот день. Это делается для того, чтобы психолог мог восстановить свои ресурсы и не «выгореть» эмоционально. «Ярость часто переносится в терапевтическую обстановку и тогда психотерапевты и другие специалисты становятся ее мишенью. Например, Кэрри часто злилась на своего терапевта, постоянно изыскивая способы проверить его на прочность и готовность продолжать с ней работать. В таких ситуациях лечение становится опасным и многие специалисты по этой причине были вынуждены бросать работу с пограничными пациентами. Большинство психотерапевтов по возможности стараются ограничить число своих пациентов с ПРЛ». (5, с 79).
Терапевту, работающему с ПРЛ, важно постоянно проходить супервизию, брать поддержку коллег. А также - уметь диагностировать данное расстройство для того, чтобы сохранять собственную устойчивость и быть надежной опорой для пограничной личности. Особенность процесса терапии клиента с пограничным расстройством – это фокус внимания не на фигуре, а на фоне. Поясню. Обычно в терапии мы выявляем «фигуру» сессии – ведущую эмоцию, потребность клиента, и работаем с ней, проясняем, усиливаем, исследуем. У пограничного клиента эмоции очень сильны – как мы видели в предыдущих частях статьи, они буквально «затапливают» человека. Поэтому в терапии необходимо очень осторожно работать с переживаниями, не спешить усиливать их. Важно прояснять контекст, общий фон жизни, работать с ресурсами. Кроме этого, важный аспект – работа со стыдом. У пограничного клиента, как правило, много токсичного стыда. Поэтому любые интерпретации его поведения могут невольно вызывать стыд, и желание защититься. Поэтому терапевт больше не интерпретирует поведение клиента, а откликается своими чувствами, поддерживает. Важная задача терапии ПРЛ – это создание рабочего альянса, формирование доверия. На это уходит много времени – ведь доверять другому человеку – это зона роста пограничной личности. Человек с ПРЛ с трудом доверяет другому, поэтому его путь в терапии – долгий и непростой. Но если он его выдерживает, если не «сливается», то у него есть надежда обрести свое настоящее я и свои счастливые личные отношения.
Психолог Марина Семилеткина ❤ ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: в первой части статьи приводится список литературы по теме. Во всех цитатах в тексте приводится номер первоисточника из данного списка литературы.
Дорогие читатели, я очень вам благодарна, если вы делитесь своим мнением в комментариях. А если текст нравится, вы можете подписаться на мою страницу. Присоединяйтесь)) И до встречи в новых статьях!
Предыдущие части статьи здесь: Пограничное расстройство личности. 9 критериев для определения. Пограничное расстройство, ч.2. Почему сложно создать близкие отношения Тяга к саморазрушению или "почему так невыносимо жить?". Пограничное расстройство, ч. 3. Я не управляю эмоциями – эмоции управляют мной! Пограничное расстройство, ч.4 История изучения пограничного расстройства личности.
Другие мои статьи здесь по телефону, в WhatsApp: 8 963 638 83 91 или на сайте b17
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|