|
Пограничное расстройство, ч.2. Почему сложно создать близкие отношения?Автор статьи: Марина Семилеткина
В предыдущей статье (она здесь) мы рассмотрели перечень симптомов, характеризующих ПРЛ – пограничное расстройство личности, довольно часто встречающееся в психотерапевтической практике. Продолжаем. 2 симптом. Сложности в близких отношениях Близкие отношения – это минное поле для пограничной личности. Поле, по которому человек пробирается, пытаясь достичь безопасности, но то и дело «подрывается» на минах зависимости, безответных чувств или отношений с отвергающим партнером. Поскольку собственная идентичность такого человека нарушена, он пытается нащупать чувство собственной целостности, растворяясь в другом. Поэтому близкие отношения – это тема, чрезвычайно важная для пограничной личности. Именно в отношениях с другим человек надеется обрести себя, почувствовать ту внутреннюю наполненность, которой не хватает в жизни. Поскольку отношениям предается такое повышенное значение, они бывают очень эмоционально заряженными, напряженными, сложными. Никто не может выдерживать долго такую непосильную задачу – поддерживать внутреннее чувство идентичности другого человека. Поэтому партнер пытается отдалиться и как-то сохранить собственные границы. Человеку с пограничным расстройством это невыносимо – при малейшем отдалении объекта его тревога растет (ведь он через эти отношения достраивает себя, помните?) – и он старается снова вернуться к слиянию с объектом. При этом может наблюдаться противоречивое поведение в отношение одного и того же объекта: значимый другой сначала идеализируется, возносится на пьедестал, наделяется всеми мыслимыми и немыслимыми достоинствами. Затем он допускает промах, ошибку, или просто не соответствует изначальному «идеалу» пограничной личности. И с грохотом свергается с пьедестала – теперь ему приписываются лишь негативные качества и черты. Такие периоды идеализации и обесценивания чередуются в поведении пограничной личности постоянно. Это связано с невозможностью увидеть объект как целостный, с одновременным набором и «плюсов», и «минусов». Пограничная личность склонна к поляризации своих оценок: мир делится на черно-белый, и другие люди тоже оцениваются в черно-белых тонах. Или другой человек «полностью тот самый», без недостатков (идеализация), или же он - «совершенно никудышний», и вызывает только раздражение (обесценивание). Сценарий пограничного расщепления в отношениях повторяется из раза в раз с разными людьми. Это может быть, например, поиск женщиной «мужчины мечты», постоянная встреча все новых претендентов на эту роль, и последующее разочарование в них. Или невозможность расстаться с партнером, реальные отношения с которым уже в прошлом, постоянное навязчивое стремление вернуть идеализированный объект. При этом доступные объекты (мужчины, готовые к близким отношениям) обесцениваются и не вызывают таких интенсивных чувств.
Люди с ПРЛ ценят и оберегают отношения со значимым Self – объектом, так как они понимают, что ничего другого у них нет. Разрыв значимых отношений сопровождается развитием депрессии, а предпринимаемые попытки изменить ситуацию делаются неуклюже и грубо, способствуя еще большему ее ухудшению. (4, с.169)
3 симптом. Страх одиночества. Человек с ПРЛ боится остаться один. Почему – становится ясно, если мы вспоминаем про первый симптом – нарушение идентичности, потеря собственного Я. Внутри себя человек ничего стабильного не может обнаружить. Поэтому остаться одному – это остаться ни с чем. Из-за невозможности переносить уединение, пограничная личность боится быть покинутой, оставленной. Ее пугает ощущение пустоты, незаполненности собственной жизни, если в этой жизни не присутствуют отношения. Из-за этого человек с ПРЛ может сохранять деструктивные отношения, которые скорее разрушают его, но боится их завершить. Корни этого симптома – в непостоянстве значимого другого – родителя – в детстве. Если мать была отсутствующей, или резко оставила ребенка на других родственников, если с ней что-то случилось - то ребенок не понимает, что случилось со значимым объектом. И испытывает ужас, который невозможно переработать. Мир младенца в таком случае теряет стабильность, рассыпается на тысячу небезопасных фрагментов. Вырастая, человек не чувствует безопасности и чувствует экзистенциальный ужас, оставаясь наедине с собой. Поскольку этот ужас слишком огромен, он подавляется, и может проявляться «беспричинной» тревогой, депрессией, скукой, невозможностью наслаждаться уединением. Как младенец не видит различия между временным отсутствием матери и ее «пропажей», так и пограничная личность часто воспринимает одиночество как вечную изоляцию. (5 с. 58).
О проявлении других симптомов читайте в следующей части статьи. Начало статьи можно прочитать здесь: Пограничное расстройство личности: 9 критериев для определения. В первой части статьи приводится список литературы по теме.
А здесь вы можете прочитать об истории выделения критериев ПРЛ разными авторами: История изучения пограничного расстройства личности.
Психолог Марина Семилеткина ❤ Дорогие читатели, я очень вам благодарна, если вы делитесь своим мнением в комментариях. А если текст нравится, вы можете подписаться на мою страницу. Присоединяйтесь)) И до встречи в новых статьях!
Еще интересное по теме: Родитель-абьюзер. Что важно понять. Невротический контроль (плюс хорошая практика) Как договориться с "внутренним палачом"
Другие мои статьи здесь по телефону, в WhatsApp: 8 963 638 83 91 или на сайте b17 Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|