Пограничное расстройство личности является огромной проблемной в современном нестабильном мире и приносит дискомфорт, как самим его «обладателям», так и окружающим людям.
Пограничное расстройство личности (ПРЛ) снижает качество жизни и приводит к дезадаптации личности. ПРЛ заставляет страдать и причиняет неудобства огромных масштабов людям.
Традиционно в МКБ-10 как такового названия "пограничное расстройство личности" не указано. В Международной классификации болезней 10-пересмотра (МКБ-10) пограничное расстройство личности названо пограничным типом эмоционально неустойчивого расстройства личности, код в классификации — F60.31x.
Рассматривая пограничное расстройство личности в историческом дискурсе, стоит отметить, что термин «пограничный» впервые использовал Адольф Штерн в 1938 году для описания группы пациентов, которые, казалось, не укладывались ни в одну из основных диагностических классификаций «неврозов» и «психозов» (Джерольд, Хэл, 2018).
Далее в 1942 году Хелене Дойч описала группу пациентов, которые преодолевали внутреннее ощущение опустошенности, прибегая, как хамелеоны, к изменению своих внутренних и внешних эмоциональных переживаний, чтобы они соответствовали текущему окружению и ситуации. Она назвала эту склонность перенимать качества других для завоевания или сохранения их любви «как будто личность» (Джерольд, Хэл, 2018).
В 1953 году Роберт Найт воскресил термин пограничный в своей работе о «пограничных состояниях». Он признавал, что, хотя среди пациентов наблюдались заметные различия в симптомах, которые подпадали под категории разных диагнозов, они были проявлением одной и той же патологии (Джерольд, Хэл, 2018).
В 1967 году Отто Кернберг представил свою концепцию «Пограничной организации личности» (ПОЛ) — более широкую, чем определение ПРЛ по DSM-IV. Кернберг помещает ПОЛ между невротической и психотической организацией личности (Джерольд, Хэл, 2018).
Таким образом, из истории указанной категории расстройств видно, что ПРЛ представляет группу достаточно неоднородных состояний , где уже нет места неврозу, но в то же время это ещё не выраженные психотические нарушения. В ПРЛ показательными являются ощущения на «границе» психоза, где может преобладать агрессия, срыв, но при этом человек находится в сознании, отсутствуют выраженные психотические нарушения.
В целом, ПРЛ достаточно сложное и полиморфное расстройство, которое плохо поддаётся психотерапевтической коррекции.
Группы симптомов при ПРЛ можно разделить на 4 группы:
1. нарушение поведения
2. нарушение межличностных отношениях
3. эмоциональная дисрегуляция
4. нарушения мышления.
Если рассматривать симптомы ПРЛ подробнее, то стоит отметить некоторые особенности, например, пограничные личности страдают от своего рода эмоциональной гемофилии: у них отсутствует механизм сворачивания, который усмирял бы приливы эмоций. Стоит только уколоть тонкую «кожу» такого человека, как он истечет эмоциями до смерти. Недостаточное опознаванием идентичности "подобно хамелеонам, приспосабливаются к текущей окружающей среде (Джерольд, Хэл, 2018).
Отметим, что черно белый мир человека с пограничным расстройством отражается в своеобразном восприятии ситуации и других людей, когда другой человек воспринимается как очень хороший или как очень плохой. При этом люди с ПРЛ не воспринимают того, что в каждом человеке имеют место быть как хорошие, так и плохие качества. Конечно, от этого страдают межличностные отношения, которые чаще всего имеют бурный характер.
Кроме того, хроническая опустошенность истощает их до тех пор, пока они не решаются что-то сделать, чтобы ее избежать. Охваченный такими проблемами пациент склонен к массе импульсивных саморазрушающих действий: употреблению алкоголя и наркотиков, марафонам переедания, припадкам анорексии, булимическим «чисткам», приступам игромании и шопоголизма, сексуальной неразборчивостью и нанесению себе физического вреда. Пограничные личности могут совершать попытки суицида, причем зачастую не с целью умереть, а просто чтобы почувствовать хоть что-то, чтобы доказать себе, что они живы (Джерольд, Хэл, 2018).
Риск для жизни и здоровья у людей с ПРЛ связан в основном с попытками суицида, самоповреждением.
Само по себе наблюдение за последствиями самоповреждения страшно. Жуткое зрелище самоистязания, мазохизма вызывает жалость, желание помочь или вовсе отгородиться от такого человека.
У людей, страдающих ПРЛ нарушена, так называемая ментализация: понимание себя, смысла своих поступков и действий, а так же понимание поведения других людей, мотивов тех или иных действий со стороны другого человека.
Эти и многие другие нарушения часто приводят к страданиям.
Корректировать ПРЛ помогают следующие методы психотерапии: лечение с опорой на ментализацию, диалектическая поведенческая психотерапия, когнитивно-поведенческая психотерапия, схема-терапия.
Литература
1. Информационный портал – Ресурсный центр. Пограничное расстройство личности. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://bpdresourcecenter.ru
2. Крейсман Джерольд, Страус Хэл «Я ненавижу тебя, только не бросай меня. Пограничные личности и как их понять» — СПб.: Питер, 2018. — 304 с.
3. Мэри-Пол де Вальдивиа, Бесс МакКрейв, Линн Кори-Менью Материалы с семинара «Связь семей», Москва, 2017.