|
Эмоциональная зависимость как расстройство личностиАвтор статьи: Полушкина Оксана Николаевна
Крайняя эмоциональная зависимость взрослого человека от других людей - один из признаков личностного расстройства. В основе лежит ранняя психологическая травма, связанная с недостатком позитивных внутренних воспоминаний (интроекций) о матери. Если среди интроекций человека есть множество воспоминаний, представлений о том как мама его ласкала, утирала слезы, когда он плакал, умела почувствовать и удовлетворить его потребности и нужды, которые он и сам-то не понимал, но ощущал тревогу и беспокойство, а мама распознавала, удовлетворяла эти нужды и тем снимала его тревогу, то у человека сформируется высокая самооценка и уверенность в своей значимости для мира. Такая связь любви мамы и любви мира понятна — мама для ребенка и есть весь мир, вся вселенная. Отсутствии позитивных интроекций становится причиной сразу двух проблем во взрослом возрасте: низкая способность определения своего места в этом мире и неспособность самостоятельно успокаивать себя в минуты столкновения с тяжелыми переживаниями. Такому обделенному любовью матери человеку не на что опереться в себе, заглядывая «внутрь» себя, он видит там пустоту. Поэтому ему приходится полагаться на других людей и ждать утешения от них, тем самым попадая от них в эмоциональную зависимость. В этой внутренней пустоте отсутствует та психическая структура, которую Юнг называл Самостью. Самость по Юнгу— это архетип целостности, символ единства личности, Самость занимает центральное место в управлении психической жизнью и является высшей властью в судьбе человека. Можно сказать, что Самость — это центр управления судьбой человека. С точки зрения юнгианского анализа проблема эмоциональной зависимости выглядит таким образом — человек вручает свою Самость другому человеку. Самость помогает человеку ответить на вопросы, обращенные к себе: «Кто Я? Какой Я?». Когда центр управления судьбой отдан другому человеку, ответы на эти вопросы зависят от того, что транслирует этот другой. Если ответы негативные, то происходит ретравматизация, психика получает удар. Чтобы удержаться от тотального разрушения, человек вцепляется в хозяина своей судьбы, ощущая его власть над собой на уровне жизни и смерти. Вспомним примеры из мировой классики — Анна Каренина, кавалер де Грие. Они вручили свою Самость другим людям. Не помню, какое детство было у кавалера де Грие, юношей он готовился стать священником, но положил жизнь к ногам куртизанки Манон Леско, а Анна Каренина была сиротой, воспитывалась у тетки. Выйдя замуж, она сначала проецировала свою Самость в сына, а потом во Вронского : «У меня нет ничего и никого, кроме тебя». Эрик Эриксон предложил термин диффузная идентичность, для людей которым так и не удалось решить, кто же они и какие они есть на самом деле. Такие люди черпают информацию о себе из того, что о них говорят другие, из того, как они к ним относятся. Уровень их внутреннего комфорта полностью зависит от значимых других, без них они чувствуют себя несчастными, не целостными, не живыми, обделенными. Жгучая потребность найти себе хоть кого-то, с кем можно избавиться от чувства пустоты и одиночества, предопределяет несчастливый выбор партнера. Реальные качества партнера не так важны, как ожидания от него, что он реализуют неудовлетворенную потребность в защите и эмоциональном тепле. Существует огромная разница в том, чего могут в жизни достичь люди, имеющие внутренние воспоминаний о хороших, заботливых родителях и люди лишенные таких позитивных интроекций. Первые достаточно рано определяются с призванием, могут проявлять свои таланты и способности и вступать в отношения с другими людьми, ощущая себя полностью отдельными и свободными от их мнения о себе. Их "Я" устойчиво. Люди, у которых позитивных интроекций мало или совсем нет, тратят всю свою жизненную энергию на «добывание» материнской ласки от своих реальных родителей, или же от значимых других, становясь эмоционально зависимым от них. Идя по жизни, они воспроизводят первичную травму недолюбленности на разных этапах своего становления и, по сути, в каждом возрасте проходят ретравматизацию, которая в итоге сказывается в психосоматических заболеваниях, в отсутствии энергии для самореализации, в мучительных, тупиковых отношениях с собой и другими, в бесконечных поисках себя и своего места в жизни. Поэтому первичную травму необходимо проработать как можно раньше, ведь каждая ретравматизация расходует психическую и физическую энергию, раскачивает психику, вызывает психосоматические недуги, причем, при каждом повторении травмы, она переживается все тяжелее и тяжелее. Юнг считал расстройства личности посланниками бессознательного, пытающимися донести до сознания сигналы тревоги о том, что «главная потребность человека - любить» не реализуется или реализуется разрушительным для психики способом. Исцеление психологической травмы в песочном пространстве — символическое восстановление разрушенного центра управления судьбой человека, (или возведение его том месте, где была пустота), когда человек осознает — центр управления Судьбой находится в его собственном психическом пространстве, что он только его и больше не принадлежит никому другому. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|