В предыдущей части мы поговорили о содержании жалоб клиента и извлечении из них запроса, отражающего формулировки результата (ссылка в первом комментарии).
Вопросы психодиагностики в этом цикле публикаций я опускаю. Об этом прекрасно рассказывает на интенсиве "Профессия психолог: Смыслы психотерапии", Александр Бессмертный, предоставляя в обобщенном и удобном виде свой клинический опыт и профессиональные знания. Психодиагностика важна и нужна. Просто запомните это и не психологизируйте паталогии. Учитесь распознавать.
Сегодня же рассмотрим, где вообще могут происходить изменения в жизни человека, на что можно влиять.
И так, клиент задумался об ответственности и наметил направление, в котором хочет работать. Это уже хорошо на начальном этапе. Дальше следует только углублять эффект, уточнять и расширять запрос.
Теперь что-то должно за счет чего-то меняться. Перед нами стоит задача, состоящая из ряда параметров. В самом общем виде, представим себе человека (Human) как функцию от ситуации (Situation), стимула (Stimulus) и значения (Meaning).
H = f (Sit, St, M)
То есть проблема клиента существует в каких-то обстоятельствах, её что-то обостряет в зависимости от взглядов, убеждений, смыслов и ценностей. Например, если «кормилец» в семье лишается дохода (Sit), а «хозяйка» вместо оказания поддержки критикует и обвиняет (St), то более сильный стресс он испытает, если дорожит семьей и супругой (M).
Безусловно, это очень упрощенная репрезентация. В действительности, опыт можно разделить на большее количество частей, а в зависимости от изменения содержания переменных будет меняться и сама функция зависимости. И само по себе разделение является условностью, потому что человек целостная и неделимая система.
На что может осуществляться воздействие:
1. Ситуация.
Изменение ситуации
Создание новой ситуации.
Исключение старой ситуации.
Буквально, это про нахождение в окружении, физическом пространстве и деятельности в нём. Где, что и с кем человек делает. Ситуация – пьет виски после работы в баре; изменение – пьет морковный сок там же; создание новой ситуации – начинает ходить тренажерный зал; исключение старой ситуации – перестает ходить в бар, сразу идёт домой.
Ситуация может меняться как за счет непосредственного воздействия, то есть намеренно, так и косвенно, в результате спонтанных изменений обстоятельств, воли других людей.
2. Поведение.
Изменение фактического поведения.
Обучение новому поведению, получение навыков.
Изменение эмоциональной реакции.
Здесь речь идет об улучшении возможностей адаптации к ситуациям и содержащимся в ней стимулам. Фактическое поведение – грубо, раздраженно реагирует на шутки во время общения с женщинами; изменение – улыбается и шутит в ответ; новое поведение, навык – легко знакомится, флиртует, поддерживает контакт глаз.
Эмоции очень тесно связаны с поведением, поэтому изменение в реакциях неизбежно проявляются в поведении. Эмоция является результатом проживания отношения к объекту, процессу, поэтому изменяется вместе с изменением отношения. Например, смена непринятие на принятие соответствует изменению злости на спокойствие или безразличие.
Обучение может происходить как самостоятельно, так и за счет опыта других людей, доступными способами: тренировка, коммуникация, имплицитное обучение, подражание, игра, инсайт.
3. Сознание.
Изменение картины мира, парадигмы мышления, системы убеждений и взглядов.
Обретение, утрата смысла.
Обретение, утрата роли.
Формирование ценности, обесценивание.
Новое знание, понимание, интерпретация.
Работы с данным уровнем в психотерапии задействует развитый аппарат концептуализации. Разные парадигмы психотерапии дают объяснения того, как изменяется сознание в рамках своих знаковых систем.
Концепция устройства сознания, кроме объяснения поведения носителя и процесса психотерапии, сама по себе оказывает воздействие на содержание сознание. Например, человек успокаивается, когда ему кажется, что он понимает, как устроена его психика или почему он имеет те или иные черты характера. Так же концептуальные знания нередко создают единое смысловое поле в отношениях клиент-консультант со всеми вытекающими возможностями и ограничениями.
Конгруэнтные изменения каждого уровня приводят к частичной или полной перестройке остальных.
Если человек изменил взгляд на вещь, то изменится его эмоциональная реакция, следовательно, и поведение, которое он реализует в новой роли, а значит у него появятся новые возможности по преобразованию ситуации.
Как итог – системное изменение образа жизни, явное или не очень.
Поделитесь своим мнением, интересен ли такой формат блога? Какие вопросы у вас возникли, я с удовольствием уделю этому внимание в последующих публикациях.
Для тех психологов, кто хочет серьезнее разобраться в данной теме и полном цикле психотерапии, приглашаю на интенсив "Профессия психолог: Смыслы психотерапии" в 2020 году, Москва 16 - 21 марта, Одесса 6 - 11 апреля, Киев 27 апреля - 2 мая.
https://www.psyoffice.ru/trainings/meaningsofpsychotherapy/
С вами будут работать:
Практический психолог, блогер, Илья Киндеров.
Опытный медицинский психолог, кандидат психологических наук, Александр Бессмертный.