Плохое «хорошее» воспитание: что на самом деле стоит за хорошими манерами?

— Веди себя тихо!

— Сядь спокойно! Не болтай!

— А ну не плачь! Ты же мальчик!

— Нельзя драться, ты же девочка!

Порой воспитание напоминает свод законов, цель которых не ясна. Казалось бы, эти правила создаются, чтобы дать ребенку безопасность, помочь ему адаптироваться в мире и стать человеком с хорошими манерами. Но так ли это на самом деле? — Давайте разберемся.

На плохой-хороший рассчитайсь!

Само понятие «хорошее воспитание» подразумевает оценку. Создается набор правил, которые нужно выучить, как школьный урок, и соблюдать. Получается? — Молодец, хороший мальчик (девочка), мама тобой довольна. Держи в награду любовь и одобрение. Не выучил, как надо себя вести? — Тебя накажут — или даже отвергнут.

Эти правила сами по себе могут быть полезны и эффективны. НО.

На чем они основаны? Какая система ценностей стоит за хорошим воспитанием? Реальная польза и помощь для ребенка? Или ограничения, которые созданы, чтобы сделать его удобным для родителей? — Как ни странно, это зависит от формы, а не от содержания воспитания. Если ребенка наказывают, винят и отвергают за непослушание — значит, родители действуют в эгоистичных интересах. Если же ему объясняют, зачем нужны эти правила и ограничения — значит, родители действительно заботятся о своем ребенке. Почему это так?

Позвольте объяснить.

Что опасного или вредного ребенок может сделать в 3-5 лет? — Например, съесть сладкое перед обедом, открыть дверь незнакомцам или выбежать на проезжую часть. Вряд ли его в этом возрасте потянет на алкоголь, наркотики и беспорядочные связи. Потому что у малыша пока другие интересы и потребности: он понимает, зачем хотеть лишнее пирожное, а зачем лишний бокал вина — нет. Получается, ограничения меняются вместе с возрастом и потребностями человека. Значит, ребенку вполне реально объяснить, для чего они нужны, не осуждая его и не запугивая. Тогда он растет с пониманием личной ответственности за свои поступки: не потому, что так делать плохо, а так хорошо, а потому что действия сами по себе имеют последствия. Объелся сладким? — будет диатез, выбежал на дорогу? — можешь попасть под машину. Не слушал учителя на уроке? — Получил двойку. Но если ребенок сделал что-то опасное или вредное, это не значит, что он плохой или в чем-то виноват. Просто его действия привели к неприятным последствиям.

Совсем иначе обстоят дела с «хорошим» воспитанием. Оно начинается с оценки и опирается на чувства вины и стыда. А еще на страх, что родители не будут любить его такого «плохого». Малышу никто не объясняет, почему стоит поступать так, а не иначе. Создается искусственный способ принятия решений: сделал, как маме не нравится — получил наказание. Контакт с реальными последствиями действий теряется, и ребенок не учится принимать взвешенные решения.

Какой мотив тогда становится ведущим?

Стыд и вина как основа хорошего воспитания

Дети от природы лишены чувства стыда. Это одно из немногих чувств, которыми мы не наделены с рождения. Поэтому на вопрос «Как тебе не стыдно?» — самый естественный ответ — «Не стыдно — и все». Но что слышит ребенок, когда ему задают этот вопрос? — Он слышит: «Ты плохой! Мама тобой очень недовольна». Здесь уже задеваются самые глубокие врожденные чувства. Что значит «не будут любить» — каждый ребенок знает очень хорошо, на уровне инстинктов. Ведь от любви мамы зависит его жизнь в прямом смысле. Поэтому, когда мама недовольна, он готов сделать что угодно, лишь бы это исправить.

Так маленький человек усваивает правило: главное — слушаться маму и быть для нее хорошим. Он живет согласно этому правилу всю жизнь, — только вместо мамы будет начальник, супруг или религиозная секта, например. Чувства страха и вины полностью заменяют такому человеку его желания, и он не знает, кто он и чего хочет на самом деле.

Другое, менее очевидное последствие «хорошего» воспитания — необходимость скрывать часть жизни. Все, что за рамками образа «хорошей» девочки или мальчика — объявляется постыдным и прячется куда подальше. В итоге — если «хорошая» девочка начинает пить, она не может никому признаться в своей проблеме. А «хороший» мальчик («настоящий мужик») — не может признаться в своих страхах и слабостях, поэтому к 40 годам имеет гипертонию из-за подавленных чувств.

Означает ли это, что хорошие манеры вредны сами по себе? — Конечно, нет. Всем понятно, что вежливые обходительные люди приятней в общении, чем эгоистичные и грубые. Но что если человек всегда вежливый и обходительный? Если не может выразить злость или постоять за себя? — Скорее всего, перед вами жертва «хорошего» воспитания, и за его приятными манерами скрываются страх осуждения или вина. Такие люди не могут быть искренними и надежными, ведь у них нет своей системы ценностей и приоритетов.

Чем так плохо «хорошее» воспитание?

Подводя итог — чем же так плохо «хорошее» воспитание? Главное, на мой взгляд — то, что оно приучает делить свои чувства на «хорошие» и «плохие». «Хорошие» — культивируются и поощряются. «Плохие» — осуждаются и подавляются. В результате, жертва такого воспитания всю жизнь строит на чувстве вины и страха, не задумываясь о своих истинных желаниях и реальных последствиях своих действий. Возникает постыдная сторона жизни, которая не вписывается в образ «хорошего» мальчика или девочки. Человек приучается ее скрывать и замалчивать свои проблемы, делая вид, что их нет. Таким образом, он уходит все дальше и дальше от своих настоящих желаний и проживает искусственную жизнь. Вот чем так плохо «хорошее» воспитание.



Просмотров: 508
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • - После смерти хорошие люди попадут в рай. - Почему это так? - Потому что я хороший и хочу туда попасть.
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Если Ваш мужчина расстался с бывшей, но на самом деле не расстался... Как узнать, что это так?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Работа или жизнь? О том, что если целиком уйти во что-то одно, можно остаться ни с чем.
  • Если сил ни на что нет, что делать, как быть? Или, здравствуй, депрессия...
  • Если у тебя "плохие" мысли - это еще не значит что ты - плохой.
  • Что такое буллинг или как помочь ребенку, если его обижают сверстники
  • Если он сначала вас бросил, а потом снова возвращается: что это значит на самом деле
  • «Мужчина мечты!!!» – почему он так и остаётся в мечтах и что сделать, чтобы его воплотить?
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Можно ли договориться с мужчиной, если он ведет себя «не так», и что делать, чтобы вел «так»?
  • 5 признаков того, что вы разбогатеете (даже если это пока не так)
  • Все плохо, потому, что я так думаю
  • Я могу любить себя, но не знаю, как это сделать, потому что боюсь…боюсь, что не получиться!
  • Что я тебе такого сделал, что так сильно злюсь на тебя? /заметки полевого практика/
  • Что такое зависть и так ли плохо завидовать на самом деле?
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Хватит говорить "у меня все хорошо", если на самом деле это совсем не так
  • Безоценочное восприятие: что нем хорошего и почему это так трудно
  • Я самоутверждаюсь – значит, я существую?... Самоутверждение за счет других – что это и как его понимать?
  • Строить иллюзии и формировать ожидания - это плохо или хорошо, и что такое плохо, что такое хорошо?
  • Как что-то захотеть или что делать, когда клиент не знает, что хочет?
  • Почему я это съела, или что заставило меня так поступить?
  • Вина. Что это за чувство? Как избавиться от чувства вины?
  • Лишний вес: все равно его не сброшу, потому что он....хороший!!!
  • Как так получается, что ожидание результата важнее его самого? (техника включения ожидания)
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь