|
Воспитание чувства стыдаАвтор статьи: Наталья Разина
Все мы испытываем чувство стыда в той или иной мере. Но задумываемся ли мы когда-нибудь, когда появляется это чувство, как оно зарождается в нас, и каковы механизмы его возникновения? Оно не рождается, не возникает из неоткуда, а как вакцина, прививается нам системой воспитания. Да, да, вы не ослышались, именно воспитывается. Среди взрослых и, в частности, родителей существует большое количество мнений о полезности этого чувства, поэтому многие используют этот инструмент для воспитания своих чад. Давайте попробуем разобраться, что же это за чувство, какова его природа и содержание? Какие у него проявления? Стыд – это… …чувство уязвлённости в доверии к кому-то одному, или нескольким людям (Линд, 1958); …уменьшение самоуважения и уважения к другим людям, вследствие ярости и гнева, служащих восстановлению чувств ценности того, кого оскорбили (Льюис, 1971); …сильное ощущение однозначно и безнадёжного отличия и плохости, нежели другие люди (Вилсон, 1990); …дискомфорт из-за собственного несовершенства (грубо говоря, понимания того, что не дотягиваешь до идеала) или из-за того, что твое несовершенство стало очевидно для окружающих (Ильин,2016). Что-то вам из определений обязательно откликнулось. Какие-то струны души вспомнили это состояние. Все мы не раз переживали это довольно неприятное чувство, но попробуйте вспомнить, когда Вы впервые его испытали. Непростая задача, не правда ли? И в научном мире психологии и психотерапии существует несколько мнений о возрастном диапазоне возникновения СТЫДА. В каком же возрасте ребёнок впервые способен переживать это чувство? С. Томкинс считал, что стыд может переживаться младенцами уже в возрасте 9 месяцев (4-5 месяцев в других источниках). Ребёнок научается отличать материнское лицо от всех остальных, сначала он испытывает радость от любого лица, начиная с 4-5 месяцев радость прерывается понимаем, что перед ребёнком чужое лицо, а не материнское, получается, что радость была напрасной. По Томкинсу, такая ситуация и является поводом для возникновения стыда. В случае, когда ребёнок часто переживает подобные ситуации, он постепенно осознает, что встреча с чужими людьми сопровождается чувством стыда. Томкинс пишет об этом феномене следующее: «Ожидание помехи в общении каким-то образом ослабляет возбуждение, которое он должен испытывать при встрече с незнакомцем в следующий раз. Стыд тогда возникает вновь, и ребенок предпринимает решительные меры для создания в воображении образа тех людей, в чьем присутствии он стыдится. В дальнейшем опыте подтверждение этого ожидания вызывает знакомую застенчивость, причем более сильную и генерализоваанную, чем врожденная реакция на врожденные стимулы» (Tomkins, 1963. P 142). Хелен Льюис придерживается мнения о том, что для переживания чувства стыда ребёнок должен обладать хотя бы зачаточными элементами образа Я. Исследования Льюис показали, что первые предпосылки появления образа Я наблюдаются лишь с 15-18 месяцев, а примерно к 22 месяцам можно наблюдать первые паттерны проявления стыда лишь у некоторых детей. Так Льюис заключает, что стыд базируется на знании о самом себе. Данные подходы, на наш, взгляд оказываются очень интересными для изучения, хоть и вызывает ряд вопросов, в особенности о том, каким образом исследователи делают заключение, что малыш переживает именно стыд, ведь он не может дать обратную связь о своих переживаниях. Большинство психологов придерживаются мнения о том, что ребёнок способен переживать стыд лишь после прохождения кризиса трёх лет. В это время у ребёнка происходит отделение от взрослого и осознание своего “Я”. Но для возникновения чувства стыда, одного осознания себя, своего “Я” недостаточно. У ребенка должны быть развиты и другие морально-этические чувства, продиктованные семьей и близким окружением. Таким образом, осознание своего “Я”, развитые морально-этические чувства и крепкие связи с семьей и обществом служат почвой для возникновения чувства стыда у ребенка. Чувство стыда зачастую возникает у ребенка в ответ на завышенные или невыполнимые требования родителей. Например, ребенок не может изменить свой пол, чтобы удовлетворить ожидания родителя, который хотел ребёнка противоположного пола. Скорее всего, у каждого читателя этой статьи найдется свой пример подобных требований, и это не удивительно, ведь зачастую родители даже не осознают, какие невыполнимые задачи ставят перед своими малышами. Подумайте, а какие требования вы предъявляли или предъявляете своему ребёнку? Адекватны ли они его возможностям? В какой форме вы их преподносите?
Сложно оценить психологический ущерб, который можно нанести ребёнку, стыдя его, так как у всех детей и взрослых разный внутренний мир, чувствительность и уязвимость. Ругая и выражая недовольство поступком малыша, родитель преследует воспитательную цель, чтобы ребёнок сделал правильные выводы, исправил последствия своих действий, но пристыживание в подобных ситуациях лишь повредит, стыд занижает самооценку, порождает комплексы и неуверенность. В процессе воспитания родители часто бранят ребенка, пугают и наказывают, выражают своё неодобрение, манипулируют чувствами ребёнка, чтобы добиться одобряемого им поведения, но забывают простые истины: - постарайтесь принять «несовершенство» своего ребёнка; - хвалите его и за маленькие победы; - говорите ребёнку о его достоинствах; - воспитывайте в нем гордость за свои достижения; - не акцентируйте в процессе воспитания внимание ребёнка на его неуспехах, промахах, неодобряемом поведении; - будьте разумны в своих требованиях по отношению к ребёнку; - постарайтесь избежать крайности в безусловном принятии, восхвалении и восхищении своим ребёнком, чтобы не стать его рабом; - говорите с ребёнком о его нехорошем поступке, не стыдя его и не манипулируя его чувствами; - уважайте достоинство вашего маленького человечка. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|