|
Законы развития. Как попасть из зоны А в зону Д?Автор статьи: Алиса Нузирова
Это не моя идея, между прочим, это Лев Семёнович, а все знают, что Лев Семёнович авторитет.
👉🏻 Зона А = зона вашего Актуального развития, то есть такие действия, которые и так у вас отличненько получаются, те навыки, которыми вы уже владеете. 👉🏻 Зона Б = зона Ближайшего развития, то, что у вас в общем-то получается, но тяжко и с опорой. С помощью наставника, с помощью взрослого (это про детей уже), с помощью каких-нибудь вспомогательных инструментов. Сами пока что не справляетесь, но потенциально можете осилить уже сейчас. 👉🏻 Зона Д = зона Дальнего (потенциального) развития, то, что не получается у вас никак. Совсем. А очень хочется, предположим.
💞 Нужно. Идти. Через. Зону Б. Просто? Логично? Тогда какого ж чёрта мы часто пытаемся, стоя у подножья горы, сигануть сразу на вершину? Строим огого какие ожидания, обламываемся, разочаровываемся и всё меньше умеем верить в себя. Заставляем себя прыгать сразу в зону «не представляю, как это, но я хочу и должен, иначе я неумеха и неудачник». Угадайте, с каким результатом. Нужно определить для себя, что вам уже даётся просто (зона А), а что даётся чуть-чуть посложнее? Какой следующий шаг нужно освоить. Что вас не пускает дальше? В чём вы не чувствуете уверенности? Нужно вытаптывать зону Б. По шажочку, кхе-кхе. Со временем область, которая была в зоне Ближайшего развития, станет областью вашего Актуального развития, а то, что было в зоне Дальнего, потихоньку уползёт в Б - можно будет заняться уже её «вытаптыванием».
Если я иду на урок вокала, и меня там просят попадать голосом в ноты пианино — то я ловлю ступор и не могу делать ничего. Вы что, у меня ж МОЖЕТ НЕ ПОЛУЧИТЬСЯ, ужас-ужас (да-да, я с детства тот ещё социофоб, в смысле, человек с диким страхом социальной оценки). А что я уже могу? 👉🏻 Могу дома, когда никто не слышит, сама тренироваться попадать в ноты, пока это не начнёт более-менее устойчиво получаться. Пианино у меня есть, слух тоже — я слышу, попадаю или «мажу» (зона Актуального развития). Не хватает навыка управления голосом, уверенности, что я вообще могу сделать это специально, контролируемо. Это — моя зона Ближайшего развития, и мне нужно её топтать. 👉🏻 Могу дома вместе с Ильёй горланить и петь «абы как». Без цели петь красиво и правильно. Петь абы как в одиночестве я умею, иногда даже попадаю куда надо, иногда нет, но в целом петь - это приятненько (зона Актуального развития). Петь при ком-то ещё — ступор, блок, не могу выдавить писка. Но если постараться и петь хоть как-нибудь, косо, мимо, даже дурачась и специально горланя «плохо» или, наоборот, тихонечко, почти неслышно — можно попробовать привыкнуть вообще открывать рот при ком-то. Это тоже зона Ближайшего развития. Как считаете, если я буду более-менее устойчиво чувствовать себя в теме контролируемого попадания в ноты + привыкну открывать рот при ком-то, это облегчит мне уроки вокала, которые сейчас не даются мне вообще никак? Ставлю на то, что будет попроще, и я смогу пойти дальше в этой теме, как уже случилось с барабанами.* Это я и делаю сейчас. Это же я делала с барабанами. И с рисованием. И с зарядкой.* И вообще, всё собственное обучение тому, что даётся сложно, я выстраиваю в этой же концепции: что мне даётся, но с трудом и неуверенностью? Нам чем я могу поработать уже сейчас, чтобы чувствовать себя устойчивее? В такой области, которую хрен пойми как осваивать, если смотреть на далёкую перспективу, на желанную цель. * * * Кстати, я так оцениваю и преподавателей. Преподаватель может быть гениальным учёным, очень умным, но что толку, если он преподаёт в зоне Д? Студенты только чувствуют себя беспомощными. И только больше боятся или ненавидят предмет. Крутой преподаватель для меня — не тот, который говорит самыми умными словами, а тот, который в своих объяснениях чувствует зону Б у студента. И идёт в неё. Вот тогда «щёлкает», вот тогда магия, пазлы встают по местам, вот тогда всё получается, и развитие идёт. Всегда, когда есть возможность, я стараюсь преподавать именно так.) * * * А как у вас? Пока читали, переложили на себя? Придумали, что у вас находится в зоне Д - далёкой и прекрасной, но фиг-пойми-как-достигаемой цели? :) Какой ваш Актуальный уровень развития в этой области. И — самое вкусное и важное — что находится в зоне Б, которую можно и нужно топтать, чтобы освоить далёкую цель. Успехов вам в развитии, и не забывайте это простое правило: если не получается что-то, значит, это пока находится в вашей зоне Д. Нужно найти, что лежит между актуальным уровнем, и тем, который не получается, в чём пока неуверенность? И поработать над устойчивостью в этой области. Тогда всё получится. Ваш психолог, преподаватель психологии Алиса Нузирова 💜 * - подробнее об этом можно почитать в моём блоге ВК. Я занимаюсь темой ненапряжного формирования привычек (ежедневная зарядка, чтение, закалка, музыка и т.д) и провожу групповые стодневные движухи. Сама в данный момент напривычила себе уже 15 маленьких ежедневных дел, но почти не рассказываю об этом на б17. Кому интересно - заглядывайте в блог. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|