Законы развития. Как попасть из зоны А в зону Д?

Автор статьи: Алиса Нузирова

Это не моя идея, между прочим, это Лев Семёнович, а все знают, что Лев Семёнович авторитет.


 Правда, Выготский лет сто назад писал это об обучении и развитии детей, но всё чаще встречаюсь с распространением этой концепции на взрослую психику. Она простая, но гениальная, только вчитайтесь.

👉🏻 Зона А = зона вашего Актуального развития, то есть такие действия, которые и так у вас отличненько получаются, те навыки, которыми вы уже владеете.

👉🏻 Зона Б = зона Ближайшего развития, то, что у вас в общем-то получается, но тяжко и с опорой. С помощью наставника, с помощью взрослого (это про детей уже), с помощью каких-нибудь вспомогательных инструментов. Сами пока что не справляетесь, но потенциально можете осилить уже сейчас.

👉🏻 Зона Д = зона Дальнего (потенциального) развития, то, что не получается у вас никак. Совсем. А очень хочется, предположим.


Законы развития Как попасть из зоны А в зону Д


Ну, например, я хочу научиться петь. Дома, когда никто не слышит, я пою с удовольствием, а выйти с микрофоном и спеть на публику — ни за что в жизни. Ступор, горло сжимается, я не могу заставить себя даже пискнуть, не то чтобы куда-то там в мелодию попасть (про ноты кокетливо молчим).

Петь дома в одиночестве мимо нот — моя зона Актуального развития, а петь на публику, не стесняясь, красиво и «правильно» — предел мечтаний, тьфу, зона развития очень Дальнего. Не понимаю, не могу, хоть режьте.

Как попасть из зоны того, что у вас и так получается отличненько (А), в зону, которая вам ну ваще никак не понятна, манит и удручает одновременно, фиг вообще знает, как там люди оказываются (Д)?

💞 Нужно. Идти. Через. Зону Б.

Просто? Логично? Тогда какого ж чёрта мы часто пытаемся, стоя у подножья горы, сигануть сразу на вершину? Строим огого какие ожидания, обламываемся, разочаровываемся и всё меньше умеем верить в себя.

Заставляем себя прыгать сразу в зону «не представляю, как это, но я хочу и должен, иначе я неумеха и неудачник». Угадайте, с каким результатом.

Нужно определить для себя, что вам уже даётся просто (зона А), а что даётся чуть-чуть посложнее? Какой следующий шаг нужно освоить. Что вас не пускает дальше? В чём вы не чувствуете уверенности?

Нужно вытаптывать зону Б. По шажочку, кхе-кхе.

Со временем область, которая была в зоне Ближайшего развития, станет областью вашего Актуального развития, а то, что было в зоне Дальнего, потихоньку уползёт в Б - можно будет заняться уже её «вытаптыванием».




Так, в моём примере с пением я могу задать себе вопрос: в чём из того, что я в прииинципе могу, я чувствую неуверенность? В какой области я могу поработать уже сейчас, чтобы облегчить себе эту далёкую и прекрасную цель?

Если я иду на урок вокала, и меня там просят попадать голосом в ноты пианино — то я ловлю ступор и не могу делать ничего.

Вы что, у меня ж МОЖЕТ НЕ ПОЛУЧИТЬСЯ, ужас-ужас (да-да, я с детства тот ещё социофоб, в смысле, человек с диким страхом социальной оценки).

А что я уже могу?

👉🏻 Могу дома, когда никто не слышит, сама тренироваться попадать в ноты, пока это не начнёт более-менее устойчиво получаться.

Пианино у меня есть, слух тоже — я слышу, попадаю или «мажу» (зона Актуального развития).

Не хватает навыка управления голосом, уверенности, что я вообще могу сделать это специально, контролируемо. Это — моя зона Ближайшего развития, и мне нужно её топтать.

👉🏻 Могу дома вместе с Ильёй горланить и петь «абы как». Без цели петь красиво и правильно.

Петь абы как в одиночестве я умею, иногда даже попадаю куда надо, иногда нет, но в целом петь - это приятненько (зона Актуального развития).

Петь при ком-то ещё — ступор, блок, не могу выдавить писка. Но если постараться и петь хоть как-нибудь, косо, мимо, даже дурачась и специально горланя «плохо» или, наоборот, тихонечко, почти неслышно — можно попробовать привыкнуть вообще открывать рот при ком-то. Это тоже зона Ближайшего развития.

Как считаете, если я буду более-менее устойчиво чувствовать себя в теме контролируемого попадания в ноты + привыкну открывать рот при ком-то, это облегчит мне уроки вокала, которые сейчас не даются мне вообще никак? Ставлю на то, что будет попроще, и я смогу пойти дальше в этой теме, как уже случилось с барабанами.*

Это я и делаю сейчас.

Это же я делала с барабанами. И с рисованием. И с зарядкой.*

И вообще, всё собственное обучение тому, что даётся сложно, я выстраиваю в этой же концепции: что мне даётся, но с трудом и неуверенностью? Нам чем я могу поработать уже сейчас, чтобы чувствовать себя устойчивее? В такой области, которую хрен пойми как осваивать, если смотреть на далёкую перспективу, на желанную цель.

* * *

Кстати, я так оцениваю и преподавателей. Преподаватель может быть гениальным учёным, очень умным, но что толку, если он преподаёт в зоне Д? Студенты только чувствуют себя беспомощными. И только больше боятся или ненавидят предмет.

Крутой преподаватель для меня — не тот, который говорит самыми умными словами, а тот, который в своих объяснениях чувствует зону Б у студента. И идёт в неё.

Вот тогда «щёлкает», вот тогда магия, пазлы встают по местам, вот тогда всё получается, и развитие идёт.

Всегда, когда есть возможность, я стараюсь преподавать именно так.)

* * *

А как у вас? Пока читали, переложили на себя?

Придумали, что у вас находится в зоне Д - далёкой и прекрасной, но фиг-пойми-как-достигаемой цели? :)

Какой ваш Актуальный уровень развития в этой области.

И — самое вкусное и важное — что находится в зоне Б, которую можно и нужно топтать, чтобы освоить далёкую цель.

Успехов вам в развитии, и не забывайте это простое правило: если не получается что-то, значит, это пока находится в вашей зоне Д.
Ищите зону Б и топчите её :)

Нужно найти, что лежит между актуальным уровнем, и тем, который не получается, в чём пока неуверенность? И поработать над устойчивостью в этой области.

Тогда всё получится.

Ваш психолог, преподаватель психологии Алиса Нузирова 💜
----------------------------------

* - подробнее об этом можно почитать в моём блоге ВК. Я занимаюсь темой ненапряжного формирования привычек (ежедневная зарядка, чтение, закалка, музыка и т.д) и провожу групповые стодневные движухи. Сама в данный момент напривычила себе уже 15 маленьких ежедневных дел, но почти не рассказываю об этом на б17. Кому интересно - заглядывайте в блог.



Просмотров: 448
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Я могу любить себя, но не знаю, как это сделать, потому что боюсь…боюсь, что не получиться!
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Не нужно притворяться, что у вас в порядке и вас все устраивает, если это далеко не так
  • 5 признаков того, что вы разбогатеете (даже если это пока не так)
  • Всё, что Вам нужно - это полюбить себя.
  • Учим детей новому или зона ближайшего развития на практике.
  • Зона комфорта. Что это такое и стоит ли выходить? И как правильно выходить из зоны комфорта?
  • Зона комфорта - что это?
  • Я всё больше понимаю, что нужно людям и при это я всё больше не готов им это дать!
  • Зона ближайшего развития | быстрые шаги вверх
  • Рефракторная зона: что делать, чтобы поменять то, что есть
  • Стараться для мужчины - это не совсем то, что нужно мужчине, чтобы любить Вас
  • Новый год! А что если я не могу, не хочу радоваться? А что если я радуюсь, а кажется, что не должен?
  • Зона комфорта или зона дискомфорта. Что выбираете Вы?
  • Вопрос от "худеющей" клиентки: «…вообще не могу себя заставить тренироваться!!! Что делать???»
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Как приготовить счастье из того, что у Вас уже есть?
  • Потому что я могу себе это позволить.
  • Все что я могу сделать – это быть счастливой…
  • Я почему-то не чувствую, что меня любят. Кто мне скажет – как это полюбить себя?
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Я не могу быть собой, потому что не понимаю кто это - я.
  • Зона комфорта. Зона развития.
  • Что мне делать, когда я должен, мне надо, я не могу, а порой я боюсь, что...?
  • Как долго нужно ходить к психологу и могу ли я себе это позволить?
  • Коуч персонального развития - что это и с чем его едят?
  • Тест Роршаха: что это и нужно ли мне это?
  • Как это любить себя и что это дает?
  • Верь в меня (и это последнее, что мне от тебя нужно)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь