Ленивому всегда праздник (почему я не могу себя заставить)

 Ленивому всегда праздник почему я не могу себя заставить

Люблю я народную мудрость, которая отражается в поговорках и прочем продукте народного творчества. 
Про то, что ленивому всегда праздник - святая правда. Давайте разберёмся, почему. 

Человек, кроме всего прочего, - набор привычек. Привычки - это то, что мы делаем автоматом, не задумываясь. Чтобы у взрослого человека что-то перешло в привычку, ему нужно потратить намного больше сил, чем когда он был ребёнком. 

Ведь для того, чтобы создать привычку, нужно, чтобы:

- психика оценила действия как приоритетные (главные) (ведь если мы будем делать всё, что нам "нужно", мы, пожалуй, утонем в этих действиях, а сил на выполнение всего не хватит. Поэтому психика делает "главными" те действия, которые были выучены в детстве или очень-очень с её точки зрения нужны сейчас. 

-  психика "позволила" путём сто-тысячеркратного повторения эти действия отточить (а поначалу это требует сознательного контроля), а уж потом "передала бы" готовую импульсную дорожку в мозгу нижележащим отделам, чтобы можно было делать не задумываясь. 

-  "психика" научилась извлекать из этих действий и их результата определённое удовольствие, ибо то, что кажется "давлением", "ограничением" и характеризуется прочими "неприятными" терминами, будет со временем психикой взрослого человека уничтожаться. Да и правда, согласны Вы всё время "из-под палки" что-то делать? Зачем себе дополнительную каторгу устраивать?  

Человек сам по себе не очень рад бесконечно трудиться, ну, в большинстве своём,  а любое развитие подразумевает планомерный и регулярный труд. Если ещё нет никакого "надсмотрщика" снаружи, в виде начальника или кого-нибудь, кто будет контролировать результат, многим заставить себя регулярно что-то делать крайне тяжело. Почему?

Первое: давайте проведём эксперимент. Вспомните, как Вы вместо "достойного" занятия, по плану, радостно и легко "сёрфили" в интернете часами, стараясь не думать о расплате, когда наступит "час икс". А, между прочим, Вам нужно было делать, ну, например, курсовую или заниматься английским или важную книжку изучать или физическими нагрузками себя грузить, чтобы позвоночник не болел. Знакомо же?

Вспомните состояние лёгкости, радости, когда Вы "ни о чём не заботясь" в интернете читали демотиваторы и состояние "тяжести", "отвращения", когда нужно было приступать к тому, что на самом деле намечено. 

Состояние лёгкости Вам отлично знакомо, ибо это детское состояние, которое приносит нам ту безмятежность, которую мы испытывали в младенчестве, когда ещё ничего не были должны обществу и себе. Прекрасное состояние, во время которого Вы виртуозно умеете отодвинуть на периферию сознания панический голос про расплату и прочие последствия Вашего приятного безделья. Научились же справляться с голосом разума? Ведь последствия будут потом, а результат: безмятежность детского состояния - вот он, сейчас имеется! И плевать бессознательному, что из-за несданной курсовой Вас могут отчислить, что позвоночник сам по себе болеть не перестанет и пр. Т.н. безделье в который раз подкрепляется детской радостью и островком прекрасных эмоций. А переход к "делу", когда "дедлайн" грозно нависает над Вами и грозит страшным пальцем, подкрепляется чем? Ну, конечно же, состоянием тяжести, неотвратимости, нежелания делать. 

 К гадалке не ходи - что выберет в следующий раз Ваш мозг, когда нужно будет в очередной раз "дело делать". Ну, конечно, праздник, праздник и ещё раз праздник. А последствия... пронесло же в прошлый раз: кое-как работу сделали, тяп-ляп, ну ничего, да, могли лучше, но ведь не катастрофой же закончилось - сошло и так. 

И, в очередной раз вместо нужного бессознательное выбирает "праздник души и именины сердца". 

Как человек "научается" этому празднику и почему "голос разума" не влияет на то, чтобы начать наконец делать? 

Причин много. Наиболее частые, это: 

1. Так называемая "педагогическая запущенность", когда человек с детства не научен регулярно выполнять какие-то необходимые действия. Например, никогда или редко делал домашнее задание. То есть привычка к "празднику" развилась давно, а взрослые или не хотели или не могли научить ребёнка регулярно трудиться. 

2. Когда человек, наоборот, понукаемый диктатом родителей, вынужден был что-то делать регулярно, но под таким давлением и испытывая такой страх, что, при первой же возможности "вырваться" на свободу просто не в состоянии заставить себя что-то делать, потому что это "заставить" тут же ввергает его в тот давнишний ужас насилия, с которым он больше сталкиваться не хочет. 

3. Когда человек научен делать всё идеально, а он знает, что с ходу новое дело идеально не получится. Потому что сразу не бывает всё гладко, учимся мы, делая ошибки. Поэтому ничего не делает, или делает в последний момент, чтобы не испытывать "ужас перфекциониста". 

4. Когда человек и педагогически запущен и зафиксирован на стадии развития четырёхлетнего ребёнка, не может опираться на себя, поэтому растерян перед новыми обстоятельствами и по привычке ждёт, что мама придёт на помощь (сделает всё за него).

5. Когда амбиции у человека с гору, перед которой он чувствует себя мышью. Часто это случается с теми, кто ставит перед собой долгосрочные и довольно большие по размеру цели, и не имеет опыта их самостоятельной поэтапной реализации. 

 Схема решения, мне кажется, заключается в том, чтобы, кроме выявления и нивелирования психологических препятствий, научиться получать удовольствие и безмятежное состояние радости от регулярной полезной деятельности, то есть перенести детскую безмятежность в деятельность, переделать привычку. Как? 

 Кроме того, что нужно разобраться, какие из пунктов, указанных выше, подходят Вам, и свести их к нулю либо работой со специалистом либо самостоятельной работой, нужно найти небольшое дело, которое и так и так нужно делать регулярно, да хоть пол каждый день подметать, и начать его делать, находя в нём удовольствие. Это можно сделать разными способами: я обычно предлагаю "заякорить" удовольствие определённым способом, а потом "подключать" якорь через 5 минут после начала работы и через 20 минут. Этим мы как бы обучаем мозг "награждать" себя, даже когда делать "неохота". 

 Что такое "якорь"? Это условный рефлекс, который в любой момент времени позволяет нам получить "награду" в виде позитивных эмоций и напомнить мозгу, что удовольствие можно получать не только от безделья. Как "якорить", я расскажу в следующий раз, а пока объясню, почему так важно выделить и выполнять одно несложное дело - у мозга есть особенность: если он научится чему-то в одном, он часто распространяет полученный эффект и на другие области, в которых была похожая проблема. Вот для этого и нужно регулярно выполнять одно дело. Желательно, подключая "якорение". Дело должно быть довольно простое и не занимать много времени. Но такое, которое раньше регулярно не делалось. И научиться находить в нем позитив и удовольствие. 

По сути, нужно потихоньку развивать силу воли, и учиться при этом не воспринимать необходимое как "тяжкий труд". При этом официально выделите один день в неделю, когда Вы это выбранное дело делать не будете. Ведь Вам обязательно захочется сорваться). Почему бы не делать это легально? 

1.Когда будете делать это дело, старайтесь "погрузиться" в него, не думать о чём-то постороннем. На 20 минут Вы ведь это можете себе позволить? 

2.Соревнуйтесь в этом деле сами с собой: старайтесь понять, как сделать лучше, быстрее и проще в следующий раз. 

3.Ищите, что интересного в этом деле для Вас. 

4. Каждый раз старайтесь добавить что-то новое в выполняемый Вами стиль работы. 

5.Подкрепляйте Ваши телодвижения (мыследвижения) якорем. 

Удачного перехода от праздного безделья к приятному выполнению дела!)



Просмотров: 144
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Угловое" воспитание: что делать, когда "угол" не по размерам?
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Упражнения "Безусловная любовь к себе" и "Одно любимое дело для себя"
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • "Когда вкусно- не могу остановиться" Что делать?". Вопрос от читателя канала
  • "Полюби моего Внутреннего Ребёнка!" или "Сделайте то, что не хочу делать я"
  • Самопознание. Почему не нужно "чистить каналы" и "вращать чакры"? Не понятая йога
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • "Время плакать - сейчас" или "Когда попадают в травму"...
  • Когда вы перестанете быть "удобной" для многих вы сразу станете "стервой"
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • Ребенок не хочет учиться! "Кто виноват?" и "Что делать?"
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • Мне то "хорошо", то "плохо" с ним. Что делать с обидами и негативом в семье.
  • Мне то "хорошо", то "плохо" с ним. Что делать с обидами и негативом в семье.
  • "Я на тебя злюсь" или "Что делать с детской агрессией?"
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Что делать с "негативом" (интервью журналу "Shape")
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • "Здесь и сейчас" - состояние, в котором "живут" наши сила и спокойствие.
  • "Здесь и сейчас" - состояние, в котором "живут" наши сила и спокойствие.
  • Чтобы ваше "потом" не превратилось в "никогда"
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • От "больничной койки" и "луна-парка" до "теннисного корта"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь