|
Как справиться с чувством вины и тревоги?Автор статьи: Заика Роман Владиславович
2 чувства, относящихся к моему бытию, которых я старательно могу избегать, потому что они могут быть неприятными и даже - невыносимыми. Эти 2 чувства, относящиеся к моему индивидуальному бытию - тревога и вина, взаимосвязанные как прошлое, настоящее и будущее во времени. Почему они возникают? И как с ними быть? Тревога и вина возникают в виду того, что мне дарована жизнью свобода. Я свободен в определённой степени в своей жизни, поэтому мне нужно принимать решения. Тревога возникает только в отношении будущего - я боюсь, что моё решение, в конечном счёте, окажется неправильным. Я могу не всё правильно просчитать, не предвидеть неприятные последствия, моя жизнь уже может не быть такой хорошей, как я хочу, или я могу даже умереть от этого, или меня могут обесценить, мои отношения с дорогим мне человеком могут разрушиться, я могу остаться из-за этого в одиночестве, моё решение может разрушить мой проект, которому я посвящаю большую часть своей жизни. Многие вещи могут меня тревожить. Чувство вины возникает в виду того, что я неправильно сделал что-то в прошлом. Я чувствую, что то, что я сделал, в конечном счёте, было неправильным или даже провальным. Я могу бояться чувства вины, избегать его. Я могу уже давно сожалеть о том, что то, что я сделал, в этом нет ощущения хорошего. Это меня подавляет, я могу извиниться, сказать, что это был не я, что я не хотел так поступить с тобой или со своей жизнью, если я чувствую сожаление, разочарование в жизни. Я уделил время не тому, что мне ценно. Или я уделил время не тому, что я воспринимаю как ценное для себя. Жизнь меня разочаровала, я могу её ненавидеть. Я ожидал нечто большее или ожидал совсем не то, что произошло со мной. Эти 2 чувства - тревога и вина - напоминают мне о моей свободе. Моя жизнь вручена мне вместе со свободой. Если я не принимаю решение, то мир, условно говоря, принимает решение за меня. Я могу быть довольным поводу того, что произошло, но могу и чувствовать вину, угрызения совести, что я мог больше, чем сделал. Или я мог бы направить свои силы на что-то более ценное для меня. Когда передо мной стоит задача - продолжать оставаться в этих отношениях, которые меня угнетают, или уйти из них - я тревожусь, мне сложно принять правильное решение, слишком рискованно, нет гарантий. Я ведь могу сделать неправильно и снова оказаться во власти вины. Эти чувства могут быть невыносимыми, я могу их избегать, лишь что-то в теле у меня происходит неприятное, напряжённое или настроение плохое, давит на меня. Это давление выбора. Но как быть? Мне нужно избегать этих чувств? Но, избегая, я могу столкнуться с ещё большим напряжением. Это напряжение от того, что я не понимаю, что происходит. Что правильно? А что может уничтожить меня? Но я свободен. Своей свободой я могу изменить много или мало, но я могу, пока я жив. Я могу остановиться, послушать себя, поговорить с собой, услышать, как изнутри что-то говорит во мне ненавязчиво. И этот голос я могу услышать, если я уделяю этому время, даю этому пространство в своей жизни. Это то, что всегда со мной, в любой ситуации. У меня можно забрать всё, но меня нельзя заставить быть несвободным. Я могу подчиниться чуждой воле, но я могу и не подчиниться. Эта свобода дарована мне, чтобы я мог позволить испортить жизнь себе, но также я могу позволить жизни и протекать во мне, сделать её наполненной. Я могу стать другом для себя, я могу познавать себя, свои ценности, свои смыслы. Тревога и вина всегда будут со мной, но я не буду их избегать, а буду лишь учитывать их: "наверное, сейчас это я делаю неправильно, это не моя ценность реализована или может быть реализованной". Такое понимание себя рождается в диалоге с другими и с собой. Я познаю себя через другого. Я познаю себя, когда делаю что-то удачно или неудачно. Ты говоришь мне, что это ценно - то, что я делаю, ценно то, что я есть, какой я есть. Даже если ты говоришь мне неприятное, я могу принимать это во внимание, но я выношу окончательную оценку о себе и о своей жизни - прав или не прав я, ценен или не ценен я, хорошо я поступаю или от этого больше вреда, чем полезного, ценного. Если у меня есть опыт, где меня ценили, принимали во внимание, замечали, говорили со мной, справедливо оценивали меня, не нарушали моих границ, то тогда я могу стать ориентиром для самого себя. Тогда я могу учитывать себя, а не только то, что мне говорят другие. Поэтому, подводя итог, тревога в отношении будущего и вина в отношении прошлого, могут стать вполне выносимыми чувствами, если я познаю себя, использую эти чувства не для избегания свободного выбора, а учитываю их как ориентир: всё ли я делаю так, чтобы жизнь моя имела смысл, и, возможно, станет даже приятной, хорошей, ценной для меня. В конечном счёте, даже если я поступил не так как хотел, я могу извлечь из этого смысл. Но если я поступил так, как хотел, но не получил того, что хотел, тогда у меня всё равно уже есть чувство, что я сделал это из чувства внутреннего согласия - это был я, это мой выбор, самый лучший выбор, который я мог сделать в этом месте и в это время со своими возможностями и ограничениями.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|