|
Тренинговое занятие "Я и экстремальная ситуация"Автор статьи: Макарченко Светлана Владимировна
МКОУ Тисульская общеобразовательная школа-интернат психолого-педагогической поддержки ТРЕНИНГОВОЕ ЗАНЯТИЕ «Я И ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ» А. В. Грабузов, заместитель директора по БОП, С. В. Макарченко, педагог-психолог муниципального казённого образовательного учреждения Тисульская общеобразовательная школа-интернат психолого-педагогической поддержки. Пгт. Тисуль, Тисульский р-н, Кемеровская обл., Россия. Цель занятия – актуализация и обобщение знаний у обучающихся с умственной отсталостью об экстремальных ситуациях (пожар, землетрясение, угроза терроризма), а также тренировка уверенности в себе. Задачи: - повторять правила поведения в экстремальных ситуациях; - определять способы выживания в экстремальных ситуациях; - развивать заинтересованность учащихся в предотвращении возможных экстремальных ситуаций; - развивать умение работать в коллективе; - обучать способам преодоления тревоги и страхов; - воспитывать чувство самосохранения и ответственности за личную безопасность, ценностное отношение к своему здоровью и жизни, осторожность, наблюдательность. Оборудование: видеоролик «Как выжить во время теракта», мультимедийное оборудование, простые и цветные карандаши, фломастеры, листы А3, клей, фотографии и иллюстрации пожара, землетрясения, людей в различных эмоциональных состояниях, карточки красного, желтого и зеленого цвета. Ход занятия:
Заместитель директора по БОП: Здравствуйте, ребята! Сегодня наше занятие будет посвящено серьезной теме: мы вспомним, что такое чрезвычайная ситуация, какие они бывают, как правильно себя вести в ЧС. Педагог-психолог: Узнаем, как можно бороться с тревогой и страхами, а в заключении выполним творческую работу. Ребята, я хочу, чтобы вы во время занятия: 1) внимательно слушали все задания; 2) не отвлекались; 3) помогали друг другу.
Упражнение «Сказать «ДА» или сказать «НЕТ» (модификация). [2] Учащимся задаются вопросы, связанные с темой занятия. Если дети считают, что нужно ответить «ДА», то они собираются у стола с данной табличкой, если ответ отрицательный – у стола с табличкой «НЕТ». Дети могут давать пояснения к своему выбору. Нужно выслушать и коллективно определить, верен ли ответ. Вопросы: - ты – ученик 7 класса? - ты будешь помогать другим людям? - если пожар случился в одной комнате, то надо спрятаться в другой? - если ты увидел возле школы чужую сумку или коробку, то нужно ее брать? - если человек попал в беду (начал тонуть, др.), нужно ему помогать? - здание дрожит, бьются стекла, ты останешься дома? - ты увидел в соседнем здании людей с оружием, будешь ли ты куда-нибудь сообщать? 3. Обсуждение.Заместитель директора по БОП: Во-первых, давайте вспомним, какую ситуацию считают ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ. Обсуждение. ВЫВОД: Выходящая за рамки обычного, необычная по сложности, трудности и опасности обстановка. Всегда есть угроза жизни человека. Значит, главное в экстремальной ситуации – ВЫЖИТЬ, не погибнуть не только физически, но и не потерпеть психологическое поражение!!! Заместитель директора по БОП: Во-вторых, давайте определим, какие причины могут привести к экстремальной ситуации? Есть две причины, которые приводят к экстремальной ситуации: Одна из них искусственная, и вызвана она деятельностью человека, а другая природная, т.е. не зависящая от деятельности человека. К каким группам относятся пожар, землетрясение, терроризм? Ребята отвечают, педагог помогает.
Педагог-психолог: Ребята, сейчас я вас разделю на группы (1-3), затем каждая группа будет работать над своей проблемой. Вам необходимо всем вместе решить, как себя вести и что делать, чтобы выжить при: 1 – возникновении пожара; 2 – в зоне землетрясения; 3 – в случае угрозы террористической атаки. Каждая группа озвучивает свое решение, другие учащиеся дополняют их ответ. По каждой теме делается вывод.
Заместитель директора по БОП: Ребята, вы знаете, что в современном мире велика угроза террористических актов, террористы угрожают людям любой страны. Давайте посмотрим и узнаем, что советуют нам специалисты для того, чтобы выжить в случае теракта. Просмотр. Беседа: - какие ошибки вы заметили? - что нового и важного узнали?
Педагог-психолог: Друзья, в любой чрезвычайной ситуации, а особенно при террористической угрозе, важно справиться с тревогой и страхом. Вам уже рассказали в фильме, что люди в состоянии страха реагируют на ситуацию по-разному. Давайте мы с вами потренируемся, каким образом можно успокоиться, справиться со страхом. Расскажите, как вы успокаиваетесь, если сильно расстроились или напугались. Спасибо, но в ситуации террористической атаки нужно это делать как можно менее заметно. Поэтому мы поучимся: - напрягать и расслаблять мышцы (кулаки, шея, ноги); - использовать дыхательные техники. Обучение диафрагмальному дыханию.
Педагог-психолог: Ребята, в завершении нашего занятия предлагаю вам выполнить такое интересное задание. Разделитесь на три группы (в случае необходимости разделите сами): «Художники» (кто хорошо рисует), «Мастера» (кто любит делать поделки) и «Помощники» (кто любит помогать). Каждая группа получает листы бумаги, карандаши, фломастеры, по необходимости – клей. «Художники» выполняют рисунок на тему «Жизнь и терроризм», можно придумать и подписать иначе. «Мастера» и «Помощники» создают коллажи на темы «Человек и пожар», «Человек и землетрясение». Среди приготовленных фотографий и иллюстраций выбираете те, что подходят к вашей теме и вашему замыслу, приклеиваете, дорисовываете при необходимости, подписываете ваш коллаж.
Педагог-психолог: Ребята, вы видите перед собой карточки красного, желтого и зеленого цвета. Кто из вас вспомнил то, что уже знал, пожалуйста, поднимите красную карточку. Друзья, кто узнал что-то новое, поднимите, пожалуйста, желтую карточку. Но если вы чему-то на занятии научились и сможете этому научить других, пожалуйста, поднимите зеленую карточку. [4]
Педагог-психолог: Мы желаем вам, ребята, никогда не попадать в экстремальные ситуации! Но если такое случится, помните все, чему вас научили! Заместитель директора по БОП: Основой успеха в любой экстремальной ситуации ради спасения своей жизни и здоровья является умение действовать! Тогда страх и паника покинут вас и победит тот, кто уверен в себе, знает, что нужно делать, и борется за свою жизнь до конца. ЛИТЕРАТУРА
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|