Все мы актеры театра под названием жизнь. Каждый начинает играть роль, еще даже не осознавая этого. Родившись, мы уже чьи-то дети, внуки, правнуки. Это наши первые социальные роли, о наличии которых мы и не подозреваем, но уже обучаемся. Количество ролей увеличивается с годами. Как эти роли влияют на нас? И можно ли не играть? Этими вопросами озадачился в начале 20 века американский социолог и социальный психолог Джордж Герберт Мид в своей теории ролей.
Ученый считал, что основной механизм и структура личности связаны с ролевой сущностью. И человек в своей жизни никогда не остается "просто человеком", а всегда выступает в той или иной роли, является носителем определенных социальных функций и общественных нормативов. Развитие психической деятельности, социальных потребностей происходит не иначе, как в выполнении определенных общественных ролевых функций. Таким образом социализация человека – это формирование его социальных ролей.
Ролевая теория личности Мида стала в науке того времени неким противопоставлением бихевиоризму, сторонники которого рассматривали человека исключительно с биологической точки зрения, как набор реакций на внешние и внутренние стимулы, недооценивая социальное влияние. Поэтому Мид, с целью подчеркнуть сходство и различие двух концепций, сам называл свою теорию «социальный бихевиоризм».
Но что нам дают эти роли и можно ли обойтись без них? Социальная психология доказывает, что, живя в социуме, не играть нельзя. Мы делаем это неосознанно подстраиваясь под ожидания от нас других людей. Мид считал, что учимся мы этому с раннего детства, как только начинаем осознавать себя отдельной личностью. Именно в зависимости от ожидания и от прошлого опыта дети по-разному играют в одни и те же роли.
К примеру, ребенок, от которого родители ждут только отличных оценок будет играть роль ученика иначе, нежели ребенок, родители которого не предъявляют жестких требований к успеваемости. И примеров таких ожиданий в нашей жизни – тысячи. Мы являемся совокупностью своих социальных ролей. И у каждого из нас есть своя индивидуальная манера игры.
И, возможно, у нас бы вообще не было психологических проблем, по мнению социальных психологов, если бы не ролевые конфликты. Дело в том, что любая роль имеет структуру, суть которой состоит из трех компонентов: как нас видит общество, как мы видим сами себя, как нас видят те, кто занимает одинаковый с нами статус. В случае рассогласования этих компонентов возникают ролевые конфликты. К примеру, мама ребенка, являясь его учителем в школе или университете вынуждена выбирать между двумя ролями: мамы и учителя.
Или хорошо известный пример из советского кинематографа, когда работник полиции должен выбирать между выполнением своего должностного долга и проведением ареста близкого друга. Прожить жизнь без ролевых конфликтов невозможно. Однако, разрешать их с другими людьми или внутри себя самого, мы учимся в процессе социализации. Кстати, Мид был первым, кто обратился к проблемам социального научения и оказал значительное влияние на взгляды многих выдающихся отечественных и зарубежных психологов в данной области. Большое внимание ученый уделил и значимости сюжетных игр, в которых дети впервые учатся принимать на себя различные роли и соблюдать определенные правила. Положительный эффект от таких игр впоследствии был подтвержден и детскими психологами.
Таким образом, как бы зависимы мы не были от социальных ролей и конфликтов, все же варианты их исполнения за нами.
Ну а если вы актер исключительно драматических сюжетов или ролевой конфликт вам кажется неразрешимым и мешает жить, возможно, необходима помощь психолога. И в результате нашей совместной работы, ваш жизненный театр начнет приносить вам радость.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.