Теория ролей Мида

Все мы актеры театра под названием жизнь. Каждый начинает играть роль, еще даже не осознавая этого. Родившись, мы уже чьи-то дети, внуки, правнуки. Это наши первые социальные роли, о наличии которых мы и не подозреваем, но уже обучаемся. Количество ролей увеличивается с годами. Как эти роли влияют на нас? И можно ли не играть? Этими вопросами озадачился в начале 20 века американский социолог и социальный психолог Джордж Герберт Мид в своей теории ролей.

Ученый считал, что основной механизм и структура личности связаны с ролевой сущностью. И человек в своей жизни никогда не остается "просто человеком", а всегда выступает в той или иной роли, является носителем определенных социальных функций и общественных нормативов. Развитие психической деятельности, социальных потребностей происходит не иначе, как в выполнении определенных общественных ролевых функций. Таким образом социализация человека – это формирование его социальных ролей.

Ролевая теория личности Мида стала в науке того времени неким противопоставлением бихевиоризму, сторонники которого рассматривали человека исключительно с биологической точки зрения, как набор реакций на внешние и внутренние стимулы, недооценивая социальное влияние. Поэтому Мид, с целью подчеркнуть сходство и различие двух концепций, сам называл свою теорию «социальный бихевиоризм».

Но что нам дают эти роли и можно ли обойтись без них? Социальная психология доказывает, что, живя в социуме, не играть нельзя. Мы делаем это неосознанно подстраиваясь под ожидания от нас других людей. Мид считал, что учимся мы этому с раннего детства, как только начинаем осознавать себя отдельной личностью. Именно в зависимости от ожидания и от прошлого опыта дети по-разному играют в одни и те же роли.

К примеру, ребенок, от которого родители ждут только отличных оценок будет играть роль ученика иначе, нежели ребенок, родители которого не предъявляют жестких требований к успеваемости. И примеров таких ожиданий в нашей жизни – тысячи. Мы являемся совокупностью своих социальных ролей. И у каждого из нас есть своя индивидуальная манера игры.

И, возможно, у нас бы вообще не было психологических проблем, по мнению социальных психологов, если бы не ролевые конфликты.
Дело в том, что любая роль имеет структуру, суть которой состоит из трех компонентов: как нас видит общество, как мы видим сами себя, как нас видят те, кто занимает одинаковый с нами статус. В случае рассогласования этих компонентов возникают ролевые конфликты.
К примеру, мама ребенка, являясь его учителем в школе или университете вынуждена выбирать между двумя ролями: мамы и учителя.

Или хорошо известный пример из советского кинематографа, когда работник полиции должен выбирать между выполнением своего должностного долга и проведением ареста близкого друга.
Прожить жизнь без ролевых конфликтов невозможно. Однако, разрешать их с другими людьми или внутри себя самого, мы учимся в процессе социализации. Кстати, Мид был первым, кто обратился к проблемам социального научения и оказал значительное влияние на взгляды многих выдающихся отечественных и зарубежных психологов в данной области. Большое внимание ученый уделил и значимости сюжетных игр, в которых дети впервые учатся принимать на себя различные роли и соблюдать определенные правила. Положительный эффект от таких игр впоследствии был подтвержден и детскими психологами.

Таким образом, как бы зависимы мы не были от социальных ролей и конфликтов, все же варианты их исполнения за нами.

Ну а если вы актер исключительно драматических сюжетов или ролевой конфликт вам кажется неразрешимым и мешает жить, возможно, необходима помощь психолога. И в результате нашей совместной работы, ваш жизненный театр начнет приносить вам радость.



Просмотров: 3898
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Настоящая женщина" - набор социальных ролей.
  • Роль ролей
  • Созависимые любят играть три роли Треугольника Карпмана
  • Супруги, родители, домохозяйки, руководители и другие роли в нашей жизни
  • Диагностика семейных ролей. Сиблинговые позиции (ролевые портреты)
  • Идеальная жизнь в социальных сетях или почему себя не стоит с кем-то сравнивать
  • Техника познания и раскрытия себя для Женщин "Ромашка Ролей".
  • Родители в роли агрессоров, возможно ли?
  • Правила защиты семьи от конфликтов из-за социальных сетей:
  • Роли, которые мы играем. Развитие ролевой гибкости
  • Влияние социальных установок на формирование дезадаптивного перфекционизма у современных женщин
  • Вся наша жизнь... театр. Роли, которые играют люди.
  • Женские и мужские роли в отношениях и семье -2. Перекосы личности, где без психолога не обойтись.
  • О страхе проявлять себя в социальных сетях
  • Про системную семейную психотерапию и те роли, которые в ней играют дети.
  • О роли коробок в нашей жизни
  • О роли трудностей в нашей Жизни
  • Инверсия семейных ролей: сын - муж своей матери.
  • Проблема взаимодействия биологических, психологических и социальных факторов в формировании личности
  • Как улучшить свою жизнь - социальные роли.
  • Роли, которые выбирает наш ребенок. Роли, которые выбрали мы...
  • Социальные роли. Проявление себя в материальном мире. Принимающие каналы Часть 2
  • Фактор наследственной предопределенности и влияние роли родителя на развитие ребенка
  • Наглядно о психологической травме и ее роли в нашей жизни
  • О разделении ролей, часть 3: в чем разница между влиянием отца и матери?
  • В жизни нужно выполнять только главные роли
  • Когда дети в качестве родителей или перепутанные роли
  • Ребенок, партнер, родитель: в чем разница, или о разделении ролей в семье
  • Из зеркала: расширение теории ролей.
  • Влияние социальных установок на личность и групповую коммуникацию



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь