Из зеркала: расширение теории ролей.

Автор статьи: Леонид Огороднов

Сью Дэниел

Из зеркала: расширение теории ролей.

 

(Опубликовано в «British journal of psychodrama and sociodrama», vol. 19, № 2, 2004)

Перевод Леонида Огороднова

Аннотация

Эта статья посвящена использованию теории ролей в целях диагностики и работы с ролевыми системами, которые служат развитию человека. Чтобы схематически изобразить ролевые системы и показать действующие связи в пределах этих систем и между ними, используется понятие культурного атома. В статье также описываются прогрессивные роли, которые отражают целостность и качество жизни; коупинговые роли, которые отражают оптимальные средства выживания в семье и социальных система; и регрессивные роли, которые включают разрушенные стороны личности. Обсуждения, которые следуют за каждой сценой, содержат ролевой анализ проведенной работы и ролевые диаграммы.

Ключевые слова: ролевая теория, прогрессивные, коупинговые, регрессивные роли, ролевой анализ

 

Введение

 

Теория ролей представлена относительно социального и культурного атома в его актуальной и исторической перспективе. Для иллюстрации ролевого подхода я использовала две работы с одним и тем же протагонистом. Первая виньетка состоялась на учебном семинаре. Вторая и последующие сцены состоялись на открытом семинаре по психодраме на следующий день.

Преображающая сила психодраматического процесса действует среди людей, когда каждый член группы становится терапевтическим агентом для другого.

Преображение культурного атома происходит с помощью протагонистов, вспомогательных Я, через роли членов группы и взаимодействие между этими ролями

Работа в рамках теории ролей предполагает непредубежденное и открытое наблюдение за тем, что происходит с людьми и группой. Хорошее воображение является непременным условием успешного применения теории ролей, оно вызывает волну легкости, игривости и веселого настроения. Ключевым элементом в этом процессе является способность ясно видеть происходящее, чему помогает применение техники зеркала. Следующие сцены служат иллюстрацией применения теории ролей в группе.

 

Семинар 1 - Сцена 1: Ирма

 

Ирма - протагонист. После выдвижения она все еще волнуется. Она ставит скульптуру того, как она чувствует себя в группе. Скульптура содержит две роли. Ирма выбирает человека, который будет ею, в позе с руками, защищающими сердце; затем другого человека на роль солдата в карауле. Она размещает их спина к спине. Она идет на каждую из ролей, соответственно, мы проводим один обмен ролями. Она говорит, что этого достаточно. Я приглашаю Ирму выйти из сцены и посмотреть на то, что она сделала. Из  зеркала она заявляет, что она видит себя полностью защищенной и счастлива, что она может это видеть. Я благодарю ее, этим виньетка заканчивается.

 Из зеркала расширение теории ролей

Обсуждение

 

Я закончила виньетку тогда, когда Ирма была в прогрессивной роли; она была счастлива от понимания своих ролей и уверена относительно того, чего она достигла. Это новое понимание увеличило ее спонтанность. Такие маленькие кусочки работы как эта, поощряя человека самостоятельно выразить себя, служат для того, чтобы создать атмосферу доверия и увеличивают чувство собственного достоинства. В начале Ирма хотела стать протагонистом, несмотря на свое беспокойство. Я предположила у Ирмы дух предприимчивости, и решила основываться на этой роли.

 Диаграмма 1 показывает внутриличностные роли Ирмы, объединенные задачей самозащиты. Действующая связь между этими двумя ролями позитивна. Вместе роли образуют силу, которая может быть описана как «движение против». Я предположила, что эти роли были частью «системы коупинговых ролей» Ирмы. Этот термин – часть схемы, сформулированной Llynett Clayton (1982), предназначенной для диагностики и оценки ролей. Термины, которые я использую  при обучении и в практике - это прогрессивные, коупинговые и регрессивные роли (Daniel, 2000) (Таблица 1). Категория прогрессивных ролей делится на две группы - хорошо развитые и развивающиеся. Коупинговые роли разделены на три группы: «движение к», «движение от» и «движение против». Регрессивные роли разделены на две группы: уходящие и постоянные. Любой из основных трех типов ролей - психосоматические, психодраматические и социальные, - может быть описан в этих категориях. Однако важно понять, что "роль - это только роль" (Moreno 1989), важнейшим компонентом  адекватного анализа роли и терапевтического вмешательства является контекст. Таблица 1 демонстрирует диапазон ролей, выявленных у протагониста в первой виньетке.

 

Многие практики в той или иной форме использовали в своей работе эти социометрические термины. Lawler (1949) использовал три категории роли в системе коупинговых ролей при изучении поведения учителей-консультантов. Также, как и Di Lollo (1987), предложившая использовать культурный атом как динамическую объективную структуру, или Clayton (1993), использовавший  ролевые диаграммы для анализа ролей.

 

Семинар 2 - Сцена 1

 

В ответ на вопрос к группе, кто хотел бы исследовать какие-то моменты в своей жизни, Ирма встает, и затем, когда чувствует, что никто больше не встанет, уверенно выходит. Я отмечаю, что она сохранила уверенность, полученную в результате вчерашней работы. Ирма вспоминает, как несколько лет назад она шла с работы домой; аромат кабачка, который готовят в кулинарном магазине.

Ирма ставит сцену с красивыми старыми домами, перед каждым растет дерево. Ирма играет роли деревьев, дома и аромата. В окрестности нет никаких людей, и я прошу, чтобы Ирма была духом окрестности. В этой роли она говорит, что окрестности очень красивы. Однако, когда я спрашиваю «духа», где люди, она говорит, что не знает. Тогда мы выбираем вспомогательное Я на ее роль, и начинаем действие. Ирма идет по улице, из дома появляется аромат. Она принимает эту роль и сопровождает себя, как будто танцуя с партнером (Диаграмма 2). «Танцоры» медленно и молчаливо движутся вместе, в это время слезы наворачиваются ей на глаза. Я отмечаю, что члены группы внимательны и тихи. Ирма вспоминает свое детство и говорит, что она чувствует печаль и радость. Я завершаю сцену, и мы идем в то время, когда она - маленькая девочка.

 

Обсуждение

Первая сцена явилась разогревом, который привел протагониста к полному соединению с более глубокими аспектами ее самой. Ирма приняла каждую роль в этой виньетке, пережив все элементы продемонстрированного ею социального и культурного атома. Фаза интервью углубила разогрев таким образом, что во время действия она быстро испытала переживания определенного времени своей жизни. В этой сцене не было никаких людей, скорее – вещи: деревья, дома, аромат и дух окрестностей. Очень теплые отношения развивались между Ирмой как балериной и ароматом кабачка. Поскольку Ирма «танцевала» с ароматом, она соединилась со своими чувствами, и спонтанно разогрелась для того, чтобы перейти ко времени, когда она была молода.

Семинар 2 - Сцена 2

Ирма - маленький ребенок. Ясная ночь со множеством  звезд. Каждый в группе из 22 человек выбран на роль звезды. Некоторые находятся очень близко к Ирме,  некоторые - очень далеко. Некоторые вспомогательные Я лежат на земле или стоят на коленях, другие стоят на ногах или на стульях. Ирма говорит, что звезды - это ее игрушки и ее друзья. Она сосредотачивается на одной звезде, и я прошу, чтобы она взяла эту роль.

Ирма: (Как звезда, смотрящая на маленькую девочку), "Она - маленький ребенок. Я так рада видеть, что она улыбается". Я прошу ее обращаться непосредственно к ребенку. Потом меняю их ролями. Маленькая девочка просто смотрит на звезду.

 

Я прошу, чтобы Ирма выбрала кого-то, кто был бы маленькой девочкой, а  затем выйти со мной за пределы сцены. Я держу ее за руку. Из зеркала я приглашаю ее посмотреть на себя и на всю сцену. Она соглашается и внимательно наблюдает. Я спрашиваю ее, что она видит. Она говорит, что ребенок одинок. Когда я спрашиваю ее, что она чувствует, она говорит, что чувствует себя одинокой, затем она говорит, что она чувствует тепло по отношению ребенку. Я прошу, чтобы она действовала в сцене.

 

Встреча

Ирма входит в сцену и садится прямо перед маленькой девочкой. Они пожимают руки и обнимаются. Она поглаживает руки и плечи малютки.

Ирма: "Я люблю тебя. Ты красива и любима. Я здесь. Я не уйду".

Директор: "Вдохни и позвольте себе чувствовать в этот момент."

 

Слезы  градом льются по лицу протагониста.

 

Ирма: "Я чувствую себя очень умиротворенной".

Директор: (ей и звездам), "Он очень живой, этот союз.

Ирма: "Мы - одно".

Несколько обменов ролями. Я замечаю, что Ирме очень комфортно меняться ролями. Она очень нежна как в своей роли, так и в роли маленькой девочки. Солдат в более ранней скульптуре Ирмы теперь "не на посту". Я замечаю, что все «звезды» выглядят очень нежными.

Расширение Системы

Я прошу, чтобы звезды принесли свой свет этим людям на земле. Некоторые из звезд приближаются, чтобы дотронуться до ребенка и взрослой Ирмы. Каждый дает ребенку подарок. Среди подарков -  ясное видение, дружба, любовь, свет, радость и сила. Некоторые слекга дотрагиваются до нее или тихо становятся на колени поблизости. Другие собираются ближе до тех пор, пока каждый не касается других физически. Протагонист всматривается в лицо каждой звезды и устанавливает связь через зрительный контакт и другое невербальное и словесное выражение.

Ирма: (широко улыбается): "Мои друзья". Это сказано с большой радостью.

В комнате разлито огромное чувство теплоты и близости. На этой ноте я завершаю драму.

Шеринг

Многие поделились очень личными переживаниями из своего детства, связанными с бабушками, дедушками и друзьями. Другие говорят, что они испытали чувства, которые не могли испытать долгое время. Многие выражают свои чувства невербально. Двое молодых людей держатся за руки, их глаза полны слез. Ирма произносит небольшую речь, в которой говорит, что она очень рада была быть протагонистом, и благодарит группу (Daniel, 1997).

Обсуждение

Когда я попросила чтобы «звезды» выразили себя в драме, они спонтанно стали дарить любовь и жизнь протагонисту, которая переживала глубокие внутренние изменения. Ирма приняла эти дары, что само по себе было подарком участникам группы. Она была в состоянии сделать это, потому что она поговорила со своим маленьким Я, «одинокой сиротой», и объединилась с этим аспектом себя. Она стала открытым и непосредственным актером. Открытый и щедрый шеринг членов группы показал, что драма глубоко удовлетворила как их самих, так и протагониста. Диаграмма 3 иллюстрирует положительное теле и взаимность ролей, так же как таблица 2 демонстрирует трансформацию ролей и действующих связей между ролями.

 

Компоненты роли

 

У роли есть три компонента: мышление, чувство и действие (Диаграмма 4). Когда мышление, чувство и действие находятся в гармонии, роль можно описать как конгруэнтную. Иногда в роли есть блоки. Мышление человека и его чувство могут быть синхронизированными, но при этом он может быть не в состоянии действовать; чувство и действие человека могут быть в гармонии, но сюда может быть не вовлечено мышление; или мышление и действие находятся в согласии, но чувства отсутствуют или они слабо выражены.

Обсуждение

 

Во второй сцене Ирма, будучи маленьким ребенком, не могла четко сформулировать свои чувства и  что-либо сделать в отношении звезды. Однако из зеркала она смогла стать более спонтанной, освободить поток чувств и слов, которые были в ней, «одинокая сирота» сняла блоки «маленькой Я», и в этой  ролевой структуре установилась гармония.

 

Психотерапевтические интервенции с использованием теории ролей

 

Роль ясно-видящего присутствовала у Ирмы на обоих семинарах. Я поняла на первом семинаре, что Ирма могла ясно и объективно видеть то, что было перед нею. Я решила, что она в состоянии находиться в зеркале, и что выход в зеркало было полезной техникой. Я также знала, что Ирме не легко будет меняться ролями до тех пор, пока она не примет себя со своими чувствами. Это очень частый случай, когда протагонисты не могут поменяться ролями, пока они не почувствуют себя принятыми со своими чувствами (Daniel, 1992). Когда дело обстоит так, оказываются полезными методы зеркала, дублирования, конкретизации и максимизации. Одна из целей психодраматической работы состоит в том, чтобы развить и закрепить достаточно широкий репертуар ролей, который позволяет личности быть спонтанной и гибкой. Обмен ролями, когда он возможен, приводит к динамической позиции, в которой активная роль учитывает многие точки зрения, служа цели динамической интеграции.

 

Спонтанность и теория ролей

 

После начального периода разогрева в первой сцене второго семинара Ирма была в состоянии относительно легко двинуться к ситуациям и воспоминаниям, о которых забыла. Чтобы произошла интеграция, сначала необходим разогрев к состояниям, которые были в жизни человека раньше. Это можно сделать с помощью разогрева в действии или с помощью разговора. Есть различные фазы и степени спонтанности, которую протагонист проявляет в течение драмы. Спонтанность может быть определена как "новый ответ на старую ситуацию или адекватный ответ на новую ситуацию" (Moreno 1953, p.336). Два существенных элемента спонтанного поведения - новизна и адекватность. Человек спонтанен тогда, когда действует, исходя из свободной внутренней силы, а не из внешних принуждений или под давлением внутренних инстинктов или потребностей. Работа здесь-и-теперь и использование ролевого подхода здесь-и-теперь  обеспечивают возможность прогресса и интеграции, и могут помочь в развитии спонтанности.

 

Распространение (The Radiation Effect) катарсиса интеграции в группе

 

Во время фазы шеринга многие были тронуты и обратились к собственным чувствам и мыслям, и они были в состоянии выразить их словами или невербально. Группа испытала свой собственный катарсис интеграции. Этот вид интеграции является центральным для развития личности. Интеграция структуры Я обеспечивает равновесие, которое формирует и, в тоже время, изменяет основу действия и восприятия в любой момент времени. Именно в опыте катарсиса интеграции реализуется Я и возникает чувство мира с самим собой. Это может также произойти с участниками группы через психодраму протагониста. Морено утверждал, что "процесс душевного катарсиса сопровождает любой тип научения, не только нахождение решения конфликта, но также и реализацию Я, не только избавление и облегчение, но также равновесие и мир. Это не катарсис отреагирования (abreaction), это катарсис интеграции (Moreno 1993, p.206).

 

Ролевой подход в исторической перспективе

 

Понятие роли – это сердце теории и практики социометрии, а следовательно, и психодрамы. Доктор Дж. Л. Морено начал работать над идеей роли приблизительно в 1910. Морено (1946) определил роль как "функциональную форму, которую человек принимает в определенный момент, когда он реагирует на определенную ситуацию, в которую вовлечены другие люди или объекты " и описал ее как " наблюдаемую единицу поведения". В этом определении содержится двойное понятие социального и культурного атома. Культурный атом является паттерном ролевого взаимодействия между людьми,  а социальный атом представлен непосредственно людьми, объектами, и "теле", которое существует в любых отношениях. Теле может быть понято как прилив и отлив чувств и эмоций, которые привлекают или отталкивают нас от людей и объектов вокруг нас. Это - очень реальный процесс взаимного вчуствования, который рождается людьми и существует между людьми. Значение роли не может быть понято вне контекста, в котором существует роль, так как оно является специфичным для ситуации и для людей или объектов, в нее вовлеченных.

 

Социальный и культурный атом состоят из нашего теле и ролевых отношений к себе и миру. Теория личности и теория развития Морено  основаны на понятии роли. Он видел человека в его отношении к другим, включая объекты в окружающей среде - как социальный атом; в его взаимодействии с окружающей средой через роли и ролевые структуры  - как культурный атом. Начиная с первой формулировки, данной Морено в 1923году, и в его оригинальной работе 1934 года, понятие роли уточнялось и расширялось для того, чтобы проводить точные клинические исследования, планировать эксперименты и терапевтические вмешательства. Использование ролевой теории помогает построить более здоровую терапевтическую культуру в работе с людьми и группами (Daniel, 1992).



Просмотров: 309
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Роли, которые выбирает наш ребенок. Роли, которые выбрали мы...
  • "Как жизнь скучна, когда страданья нет" - скрытая выгода роли Жертвы.
  • Роли для выживания. Потерянный ребенок: «Чтобы быть нужным – меня не должно быть в этом мире»
  • КАК ВЫЙТИ ИЗ РОЛИ ЖЕРТВЫ? "Шпаргалка" ответственного человека.
  • Роли детей в родительской семье: какая роль была у вас?
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • Техника познания и раскрытия себя для Женщин "Ромашка Ролей".
  • Правильно ли мы понимаем роли "мать" и «"отец"?
  • Роли, которые мы для себя выбираем
  • Как вести себя мужчине, чтобы не оказаться в роли насильника
  • "Общение матери со взрослой дочерью. Как избавиться от роли ребенка?"
  • Роли, которые мы играем. Развитие ролевой гибкости
  • Женщина в роли "вечной девочки"
  • Роли созависимых. Преследователь. - Продолжение "Психолог о зависимости и созависимости"(5)
  • "Принц на Белом Коне" (или роли Мужчины-плюс).
  • Роли, которые мы проживаем, и как найти себя настоящего.
  • О правилах в питании, "голубином суеверии" и роли стыда в пищевых расстройствах
  • Откуда берутся роли в "треугольнике Карпмана"
  • Тяжёлая ноша "женской участи". Как не разочароваться в своей женской роли?
  • "Работа с МАК. Расклад "Я и МОИ РОЛИ".
  • Роли "мужчина и женщина" в браке
  • "Настоящая женщина" - набор социальных ролей.
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • "Размышляя о роли ма­т­ери."
  • Роль ролей
  • Роли выживания – Фанат: «Только я знаю, что, как и когда нужно делать»
  • Очень простой тест для женщин "Моя роль в семье"
  • Вся наша жизнь... театр. Роли, которые играют люди.
  • Роли ребенка в семье. Когда «акценты» расставлены неправильно
  • Роли, которые мы играем



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь