|
Откуда берутся роли в "треугольнике Карпмана"Автор статьи: Комашинский Андрей Андреевич
В последнее время модель «Треугольника Карпмана», стала одной из самых востребованных в описании психологических проблем. Для тех, кто с ней не знаком, поясню вкратце. Стивен Карпман развивает идеи Эрика Берна и его «Транзактного анализа», основы которого изложены в книгах «Люди, которые играют в игры», «Игры, в которые играют люди». Карпман описывает модель, которая ещё иногда называется «Треугольник судьбы», для описания «игры», которая часто происходит в дисфункциональных целях, а так же в других системах. Включённые в эту игру занимают три роли. Спасатель, агрессор, жертва. Эти роли позволяют им проявлять эмоции, разряжая свои потаённые чувства. Роли в этой игре могут меняться. Опишем простейшую систему взаимодействия. В семье пьющий муж и созависимая жена. Муж приходит пьяный, выплёскивает агрессию на жену, морально или физически. Принимает роль агрессора. Она же принимает роль жертвы. Жена идёт жаловаться своим подругам, соседям, а иногда и в полицию. Именно эти лица и становятся Спасателями. Но с утра муж просыпается с похмелья, и уже жена принимает роль агрессора, упрекая его за вчерашнее. Муж становится жертвой, а собутыльники, к которым он пойдёт за утешением, примут роль Спасателя. И так может повторяться годами. Но откуда же берётся желание участвовать в этой «игре». И почему человеку так надо отыгрывать свою роль, или роли. Всё начинается, как обычно, с детства. В семье, где прервано течение любви, ребёнок чувствует, что её ему не хватает. Чувствует себя недолюбленным, лишенным внимания и заботы, оттого несчастным. Он всячески старается быть хорошим ребёнком, послушным, взрослеть, выполнять свои обязанности, но никакие его успехи вниманием не сопровождаются. Собственно говоря у ребёнка есть несколько вариантов постараться получить эту любовь. Первый это заболеть. Такие дети очень часть простужаются, болеют ангиной и тому подобными заболеваниями, если, со временем, такая стратегия перестаёт работать, то болезни могут становиться более серьёзными или стратегия меняться. Хочется уточнить, что данное поведение не рождается разумом, это бессознательное ребёнка ищет так нужную ему любовь, и готово выражать этот поиск в физиологическом плане. Если эта стратегия сработала, то она рождает классическую «жертву». У ребёнка навсегда застывает в мозгу установка «что бы получить нужное, нужно болеть или чувствовать себя плохо». Для него любовь становится равной жалости. И он, искренне веря в свои проблемы, старается только получать, оставаясь в этом состоянии «больного ребёнка» всю жизнь. В треугольнике Карпмана это и есть роль Жертвы. Второй вариант. Начало то же самое. Ребёнок чувствует себя недолюбленным, делает всё хорошо, никто это не ценит. Тогда он начинает обвинять себя. Считая, что он делает недостаточно. Как конь Боксёр в «Скотном дворе» Оруэлла он говорит «Я должен работать ещё больше». Отсюда и появляются «идеальные люди». Круглая отличница, красавица, общественница. Больше, выше, сильнее. В надежде, что родители оценят рано или поздно и полюбят. Отсюда же берутся люди, которые хотят «помочь всему миру», «догнать и причинить добро». Магическое мышление ребёнка рождает установку «Чем больше я сделаю добра, тем больше я получу в итоге». Почему магическое? Потому что подобная установка в разных вариациях есть во всех религиях. Именно такие люди ищут себе «Жертву», составляя с ней симбиоз. В треугольнике Карпмана они получили название «Спасатель». Третий вариант. Ситуация та же. Ребёнок делает всё хорошо, а его не ценят и не любят. И тогда его озаряет. «Хорошими делами прославиться нельзя». Если на меня хорошего не обращают внимания, то может быть обратят внимание на плохого? И ребёнок становится «Плохим». Начинает хулиганить, приносит домой плохие оценки, начинает курить, с возрастом возможно и выпивать. И, зачастую, добивается своего. Его наказывают, конечно, но для него лучше любое внимание, чем никакого. Он может попасть в тюрьму, и его будут жалеть. Отсюда множественные произведения русского шансона, про любимую мать, которая любит сына, не спит ночами и носит ему передачи в мороз. И мышление такого ребёнка формирует установку. «Быть плохим – путь к получению внимания и любви». Отсюда в треугольнике Карпмана берётся «Агрессор». Как уже сказано, роли в треугольнике могут меняться. «Жертва» не получая любви может, к примеру, проявлять агрессию. «Спаситель» не дождавшись награды за свою жертву тоже может агрессировать, либо, истощив свои силы и энергию в попытках «помочь миру», или «стать идеальным» впасть в состояние жертвы. «Агрессор», как говорилось выше, может довести себя до состояния вызывающего жалость и стать «жертвой». Система может стать более запутанной, чему пример описанные Берном игры и люди, участвующие в них. Со времён основателей психологии лорда Гальтона и Вильгельма Вундта, данная наука обогатилась множеством эффективных методов. Однако, метод интроспекции, или, по простому, самонаблюдения остаётся очень важным для человека, который хочет изменить свою жизнь, и прийти к счастью. Просто понаблюдайте за собой, какие ваши действия являются повторяющимися, и вы сразу поймёте в «какую игру я играю». Это и станет первым и очень важным шагом к изменениям в вашей жизни. Андрей Комашинский Психолог г. Новосибирск Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|