“В географии есть "бермудский треугольник": Кто туда попал - тех не найти... Психология не смогла обойтись без аналогичного, и поэтому в ней есть треугольник Карпмана.” -прочитала я на одном форуме.
Последователь Берна, Стефан Карпман в 1968 г. предложил всё многообразие ролей, которое лежит в основе «игр, в которые играют люди», свести к трем основным — Спасателя, Преследователя и Жертвы.
Треугольник, в который объединяются эти роли, символизирует их связь и постоянную смену.
Общение в пределах этого треугольника позволяет не брать ответственность за свои поступки ,решения, эмоции на себя, плюс еще и бонусы даёт в виде сильных эмоций и права не решать свои проблемы (так как в этом всем виноваты другие).
Сегодня в фокусе внимания - СПАСАТЕЛЬ.
Какой же он душка! - подумала я, когда впервые услышала про Карпмана и его геометрию. Такой незаменимый, всемогущий и святой.
Но всё оказалось не совсем так.
Суть акта спасения заключается в том, чтобы делать за других то, что они могут и должны делать для себя сами, и делать это в ущерб себе, своим интересам и потребностям. Причем акт спасения производится чаще всего без запроса со стороны спасаемого.
1.Основные чувства спасателя:
-Сочувствие "Эх, вы, бедолаги. Как я вас понимаю! Давайте сюда вашу проблему, сейчас все сделаем".
-Жалость "Беедненький! Сейчас я все исправлю!"
-Вина "Как же я буду чувствовать себя хорошо, если мне кажется,что тебе плохо? Если я не помогу - буду плохим, бессердечным, жадным и злым"
-Смелость "Эгегей! Сейчас разрулим! В три плевка!"
-Превосходство "Сами не справятся, куда они без меня?!"
-Страх "Вдруг во мне не будут нуждаться?" или "Вдруг меня тоже не спасут, когда я буду нуждаться и не смогу попросить"
-Одиночество "Я же должен быть кому-то нужен"
2. Стереотипные убеждения спасателя: -Я ответственен за всё вокруг. -Я должен всегда и всем. -Спасти любой ценой. -Если не я,то кто. -Не могу отказать. -Люди не могут сами просить о помощи, поэтому надо брать инициативу в свои руки и причинять добро + наносить пользу. -Я лучше знаю как надо.
3. Паттерны поведения: -Самопожертвование "Давайте , я всё сам сделаю за вас этой ночью. Идите, отдыхайте."
-Советы "Вам нужно прочитать вот эту книгу! Непременно и обязательно! Читайте! Вам это необходимо!"
-Активная помощь "Так, расходитесь. Сейчас я тут разберусь."
-Невозможность отказать "Говорите - вам нужно 300 тысяч? Да, конечно. У меня нет с собой, к сожалению, но я завтра же в кредит возьму и принесу вам. Помогу."
4. Невротическая потребность -Признание и легализация ощущения “я достаточно хороший”. Я могу быть хорошим, только если нужен другим, а нужен я тогда, когда спасаю .
5. Вторичная выгода
- Не берет ответственность за свою жизнь, свои поступки и решения, занимаясь решением проблем других людей (так как в этом всем виноваты другие, они попросили, не мог же я им отказать ). Вот это очень хорошо мне помнится: завтра экзамен, надо готовиться и учить , а тут соседка по общежитию в соседней комнате обои клеит. "Как же это она, бедная, одна? Надо помочь." И тогда можно ощущать какое-то время самоценность, например, вместо волнения или страха (которые возникают во время подготовки к экзамену). Да и потом - удобно же. "Если сдам на трояк, то не от того, что я недоучил, а потому, что я помогал соседке и не успел хорошо подготовиться. И вообще, я ни при чем, я помогал людям (перемещение в Жертву) .Это соседка(сволочь) виновата(переход в Преследователя), что со своими обоями пристала. А так бы я - ОГОГО!!"
- Чувствует себя нужным, значимым и востребованным “Они без меня пропадут!”
-За счет акта спасательства справляется со своими личными переживаниями Из-за путаницы с границами и ответственностью спасатель воспринимает чужую проблему как свою и чувствует все неприятные чувства, которые на самом деле должен чувствовать человек с проблемой, а не он. Спасатель ощущает дискомфорт и чувствует себя вынужденным начать спасать, чтобы избавиться от этого дискомфорта.
-Ощущает собственную исключительность Спасателю часто говорят: «Только ты меня понимаешь!», «Никто не любил меня так, как ты.»
-Уважение и восхищение окружающих, статус героя и «святого» Спасателю говорят «Ах, как много Вы для него делаете!», «У Вас железные нервы», про него говорят: «Муж и пил, и бил ее, а она все равно его не бросила, вот это настоящая любовь, вот это женщина!»
- Ощущение величия, ведь тот, кто спасает, очевидно сильнее/умнее/в чем-то лучше того, кого спасают.
- Можно избежать одиночества, став незаменимым для спасаемого. __________________________________________________ Спасатель привык игнорировать собственные потребности и брать на себя ответственность за судьбы униженных и оскорбленных .”Рыцарь в сияющих доспехах” часто ощущает себя преданным, использованным, неотблагодаренным, и это чувство двигает его в другие роли – Жертвы или Тирана (Преследователя). _________________________________________________ Спасатель заинтересован в Жертве, заинтересован в производстве Жертв. Они для него как сцена, на которой он может проявлять свой талант и срывать аплодисменты. ___________________________________________________ Спасатель переходит в позицию Преследователя, если или когда жертва оказывается неблагодарной (недостаточно благодарной) или имеет претензии по качеству /объему /срокам оказанной помощи. ___________________________________________________ Есть мнение, что человек, хроническая роль которого Спасатель, когда-то превозмог ситуацию на пределе своих возможностей, был вынужден “выживать” и “выжить” самостоятельно и остро ощущал нехватку того, кто ему поможет. И теперь с помощью этой роли он устанавливает связи с людьми. Роли, где ещё и ещё - раз за разом - он сможет выйти победителем, и где будет присутствовать поддержка, но так, чтобы лично его это глубоко не затрагивало. Он как бы транслирует самому себе: справиться можно, помощь может быть оказана. Отыгрывает ситуацию победы-из-за -поддержки через других людей. Продолжение следует.
Елена Жеглова По материалам цикла семинаров "Реальность травмы".
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.