СПАСАТЕЛЬ в треугольнике Карпмана.

“В географии есть "бермудский треугольник": Кто туда попал - тех не найти... Психология не смогла обойтись без аналогичного, и поэтому в ней есть треугольник Карпмана.” -прочитала я на одном форуме.

Последователь Берна, Стефан Карпман в 1968 г. предложил всё многообразие ролей, которое лежит в основе «игр, в которые играют люди», свести к трем основным — Спасателя, Преследователя и Жертвы.

Треугольник, в который объединяются эти роли, символизирует их связь и постоянную смену.

Общение в пределах этого треугольника позволяет
не брать ответственность за свои поступки ,решения, эмоции на себя, плюс еще и бонусы даёт в виде сильных эмоций и права не решать свои проблемы (так как в этом всем виноваты другие).

Сегодня в фокусе внимания - СПАСАТЕЛЬ.

Какой же он душка! - подумала я, когда впервые услышала про Карпмана и его геометрию. Такой незаменимый, всемогущий и святой.

Но всё оказалось не совсем так.

Суть акта спасения заключается в том, чтобы делать за других то, что они могут и должны делать для себя сами, и делать это в ущерб себе, своим интересам и потребностям. Причем акт спасения производится чаще всего без запроса со стороны спасаемого.

1.Основные чувства спасателя:

-Сочувствие
"Эх, вы, бедолаги. Как я вас понимаю! Давайте сюда вашу проблему, сейчас все сделаем".

-Жалость
"Беедненький! Сейчас я все исправлю!"

-Вина
"Как же я буду чувствовать себя хорошо, если мне кажется,что тебе плохо? Если я не помогу - буду плохим, бессердечным, жадным и злым"

-Смелость
"Эгегей! Сейчас разрулим! В три плевка!"

-Превосходство
"Сами не справятся, куда они без меня?!"

-Страх
"Вдруг во мне не будут нуждаться?" или "Вдруг меня тоже не спасут, когда я буду нуждаться и не смогу попросить"

-Одиночество
"Я же должен быть кому-то нужен"

2. Стереотипные убеждения спасателя:
-Я ответственен за всё вокруг.
-Я должен всегда и всем.
-Спасти любой ценой.
-Если не я,то кто.
-Не могу отказать.
-Люди не могут сами просить о помощи, поэтому надо брать инициативу в свои руки и причинять добро + наносить пользу.
-Я лучше знаю как надо.

3. Паттерны поведения:
-Самопожертвование
"Давайте , я всё сам сделаю за вас этой ночью. Идите, отдыхайте."

-Советы
"Вам нужно прочитать вот эту книгу! Непременно и обязательно! Читайте! Вам это необходимо!"

-Активная помощь
"Так, расходитесь. Сейчас я тут разберусь."

-Невозможность отказать
"Говорите - вам нужно 300 тысяч? Да, конечно. У меня нет с собой, к сожалению, но я завтра же в кредит возьму и принесу вам. Помогу."

4. Невротическая потребность
-Признание и легализация ощущения “я достаточно хороший”.
Я могу быть хорошим, только если нужен другим, а нужен я тогда, когда спасаю .

5. Вторичная выгода

- Не берет ответственность за свою жизнь, свои поступки и решения, занимаясь решением проблем других людей (так как в этом всем виноваты другие, они попросили, не мог же я им отказать ).
Вот это очень хорошо мне помнится: завтра экзамен, надо готовиться и учить , а тут соседка по общежитию в соседней комнате обои клеит. "Как же это она, бедная, одна? Надо помочь."
И тогда можно ощущать какое-то время самоценность, например, вместо волнения или страха (которые возникают во время подготовки к экзамену). Да и потом - удобно же. "Если сдам на трояк, то не от того, что я недоучил, а потому, что я помогал соседке и не успел хорошо подготовиться. И вообще, я ни при чем, я помогал людям (перемещение в Жертву) .Это соседка(сволочь) виновата(переход в Преследователя), что со своими обоями пристала. А так бы я - ОГОГО!!"

- Чувствует себя нужным, значимым и востребованным
“Они без меня пропадут!”

-За счет акта спасательства справляется со своими личными переживаниями
Из-за путаницы с границами и ответственностью спасатель воспринимает чужую проблему как свою и чувствует все неприятные чувства, которые на самом деле должен чувствовать человек с проблемой, а не он. Спасатель ощущает дискомфорт и чувствует себя вынужденным начать спасать, чтобы избавиться от этого дискомфорта.

-Ощущает собственную исключительность
Спасателю часто говорят: «Только ты меня понимаешь!», «Никто не любил меня так, как ты.»

-Уважение и восхищение окружающих, статус героя и «святого»
Спасателю говорят «Ах, как много Вы для него делаете!», «У Вас железные нервы», про него говорят: «Муж и пил, и бил ее, а она все равно его не бросила, вот это настоящая любовь, вот это женщина!»

- Ощущение величия, ведь тот, кто спасает, очевидно сильнее/умнее/в чем-то лучше того, кого спасают.

- Можно избежать одиночества, став незаменимым для спасаемого.
__________________________________________________
Спасатель привык игнорировать собственные потребности и брать на себя ответственность за судьбы униженных и оскорбленных .”Рыцарь в сияющих доспехах” часто ощущает себя преданным, использованным, неотблагодаренным, и это чувство двигает его в другие роли – Жертвы или Тирана (Преследователя).
_________________________________________________
Спасатель заинтересован в Жертве, заинтересован в производстве Жертв. Они для него как сцена, на которой он может проявлять свой талант и срывать аплодисменты.
___________________________________________________
Спасатель переходит в позицию Преследователя, если или когда жертва оказывается неблагодарной (недостаточно благодарной) или имеет претензии по качеству /объему /срокам оказанной помощи.
___________________________________________________
Есть мнение, что человек, хроническая роль которого Спасатель, когда-то превозмог ситуацию на пределе своих возможностей, был вынужден “выживать” и “выжить” самостоятельно и остро ощущал нехватку того, кто ему поможет.
И теперь с помощью этой роли он устанавливает связи с людьми.
Роли, где ещё и ещё - раз за разом - он сможет выйти победителем, и где будет присутствовать поддержка, но так, чтобы лично его это глубоко не затрагивало. Он как бы транслирует самому себе: справиться можно, помощь может быть оказана. Отыгрывает ситуацию победы-из-за -поддержки через других людей.
Продолжение следует.

СПАСАТЕЛЬ в треугольнике Карпмана
Елена Жеглова
По материалам цикла семинаров "Реальность травмы".



Просмотров: 468
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Ловушки" любви: «Если ты будешь любить меня, то я не буду чувствовать себя никчемным»
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • "Время плакать - сейчас" или "Когда попадают в травму"...
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • "Замедляться, чтобы чувствовать" или "Что у меня с лицом?"
  • Когда мужчина просто "лечится" о Вас - вы чувствуете себя "помойной ямой"
  • Хватит говорить "у меня все хорошо", если на самом деле это совсем не так
  • "Уверенность в себе" или "Что мешает чувствовать себя уверенно?"
  • Принимай то, что можешь (про идею "принятия" и "непринятия" себя и других)
  • "Я общаюсь только с высокопоставленными людьми" или "Мама, как ты меня достала".
  • "Воспитание детей. О связи "ленивой" ментальности и родительского "надо"!
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • "Начинаю с себя!" или "не смотри на меня так"!
  • Упражнения "Безусловная любовь к себе" и "Одно любимое дело для себя"
  • Токсичные отношения: "Я всем должен" или "Мне все должны"
  • Быть мальчиком "хорошо" или "плохо"? Первая возможная травма маленького мальчика.
  • "Ловушки" любви: "Ты должен/должна быть хорошим/хорошей"
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • "Мой 2-х летний ребенок меня бьет". Из цикла "Агрессия ребенка"
  • Должны ли мы не говорить "Должен" и "Надо"?
  • Треугольник Карпмана: Что преследует "Преследователя".
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Мне то "хорошо", то "плохо" с ним. Что делать с обидами и негативом в семье.
  • Мне то "хорошо", то "плохо" с ним. Что делать с обидами и негативом в семье.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь