|
Ребенок и школа. Интеллектуальная подготовка.Автор статьи: Ештокина Евгения Александровна
Чаще всего необходимые для успешного обучения в школе знания и умения делятся на несколько блоков: общее развитие, интеллектуальное развитие, социальный интеллект, эмоции и воля, личность и мотивация. В этой статье расскажу о развитии когнитивных процессов (мышление, память, восприятие, воображение и др.). Чтобы ребенку было комфортно и интересно в школе, ему важно уметь работать с информацией: уметь сравнивать (этот карандаш красный, а этот зеленый), обобщать и классифицировать (это животные, это профессии), находить закономерности, выделять существенные признаки и делать выводы. Уметь управлять вниманием и удерживать внимание продолжительное время. Иметь развитое воображение (уметь придумать, сочинить историю, найти нестандартное решение задаче), память (слуховую, зрительную). Память. Когда ребенок идет в школу, важно, чтобы он мог рассказывать стихи (6-8 строк), описывать картинку по памяти, повторить текст из 4-5 предложений, запомнить 4-5 слов из 10. Я в своей практике сталкивалась с разными ситуациями. Иногда память на цифры, тексты, картинки у ребенка нормальная, а вот стихи ребенок не может запомнить. Или картинки запоминает хорошо, а вот слуховая память не очень. Память может быть нарушена в результате травм и стрессов. Если ребенок никаких стрессов не переживает, возможно сложности вызваны недостаточным развитием отдельных компонентов памяти. Для того, чтобы ребенка научить запоминать информацию можно использовать мнемотехники (приемы). Запоминать намного легче и интереснее, если использовать образы, зарисовывать элементы. Развивать память можно с помощью интересных упражнений. Например: вы в общественном месте, предложите ребенку посмотреть внимательно вокруг и запомнить все предметы зеленого цвета. Потом закрыть глаза и рассказать, что удалось запомнить. Так тренируется не только память, но и внимание. Помните о том, что важно развивать все виды памяти: зрительную, слуховую, обонятельную и др. Когда развиваете память, включайте как можно больше сенсорных каналов: запоминаем слово яблоко, представляем яблоко зрительно, представляем, что оно в руках, вспоминаем вкус яблока и запах. Воображение. Творческий, креативный подход к решению задач - вообще необходимый навык и для школы и для жизни! Это как витамины для ума! Способность творчески мыслить - может повысить мотивацию, снизить школьную тревожность, помочь справиться с ленью и скукой в учебном процессе. Слабо развитое воображение может негативно влиять на многие процессы: мышление, память, воля, мотивация. Вторая проблема - воображению не хватает продуктивности. Ребенок может прекрасно рассказывать истории, придумывать сюжеты, но смысловая часть отсутствует. Просто набор действий: герой куда-то пришел, взял, спрятался.. потом появился… и так может быть бесконечно. История не имеет ни начала, ни логического конца. Научите ребенка рассказывать истории по схеме: как-то раз… однажды.. в один прекрасный день.. в одном каком-то месте.. ; жил герой (как жил, описать).. ; и вдруг… (с ним что-то случилось, или он чего-то хотел, но не мог получить); и тогда он решил… (предпринять какие-то шаги, для решения задачи, пойти в другое место, страну, город, найти того, кто знает как решить проблему).. ; герой решает задачу, добивается своего; усваивает жизненные уроки, приобретает знания, мудрость, навыки; итог истории ( и теперь он живет… ). Такое упражнение будет развивать не только воображение, но и мышление, речь. В своих историях ребенок будет отыгрывать свои переживания, моделировать сложные ситуации. Развивать креативность можно многими способами: придумать необычные способы использования для обычных предметов, сделать из кляксы интересный образ, читать слова наоборот, сочинять сказки наоборот, упражнение "если бы…"( если бы ты написал книгу, то про что бы она была? если бы взрослых не было, как бы жили дети?), придумать необычные названия физическим упражнениям, явлениям природы, предметам… Мышление Развивать мышление помогают головоломки, пазлы, конструкторы. Когда ребенок идет в первый класс важно, чтобы он мог выделять существенные признаки, найти закономерности, сравнивать (что общего и чем отличаются предметы), находить взаимосвязь между предметами и явлениями, классифицировать предметы по признакам и собирать в группы (посуда, одежда, мебель). Внимание В 7 лет ребенок должен уметь не отвлекаясь выполнять задание 10-15 мин. и уметь копировать узор по образцу. Чтобы внимание ребенка было целенаправленным, произвольным, его необходимо этому научить. Показать как это делать. В работе я иногда использую прием: Я читаю сказку или историю и после каждого предложения спрашиваю: что удалось запомнить? кто и что сделал? что произошло? Задавать вопросы важно эмоционально, чтобы заинтересовать ребенка. Если ваш ребенок очень активный и ему трудно сосредоточиться, можно выполнять такие упражнения:
Так ребенок получит возможность контролировать свое тело, свои импульсы.
Излишняя активность, суетливость, тревожность чаще всего связана с тем, что ребенок не привык обращать внимание на свое тело, на ощущения в теле и на свои чувства. Поговорите с ребенком о том, что он делает, когда злится, когда расстроен или когда боится чего-то. Давайте возможность ребенку чувствовать себя, свое тело и эмоции, тогда проблем с тревожностью и излишней активностью не будет. Бывает, что ребенок вообще не слышит и не слушает взрослого. Это означает, что взрослые используют свою речь не для диалога, а для манипуляций и критики. Для успешного усвоения школьной программы ребенку не надо много знать (существует минимум знаний, которыми должен обладать ребенок: как зовут? где живешь? дни недели? и тд. и если вы проводите достаточно времени с ребенком, живете здоровой социальной жизнью, ребенок все это будет знать). Главное, что должен уметь ребенок: мыслить, размышлять и уметь выражать свои мысли. Не бояться говорить свое мнение, но и воспринимать конструктивную критику. И не бояться ошибок. Критика, отсутствие границ и страх ошибок. Чаще всего я наблюдаю, как дети или перегружены критикой взрослых, или получают только положительную оценку со стороны взрослого. Ребенка или много хвалят или безмерно критикуют. Удерживать середину не просто. Для этого необходимо действительно вникать в жизнь и деятельность ребенка, а не просто отвечать на все "О! Молодец!" или бесконечно учить "как правильно". Работая со школьной мотивацией я чаще сталкиваюсь именно с этими проблемами: ребенка критикуют и он боится сделать что-то не так, или ребенка залюбили, захвалили и он совершенно не готов к трудностям. Именно эти проблемы, две чаще всего, являются источником когнитивных проблем: страх ошибки блокирует память и вообще мыслительные процессы. А отсутствие адекватной критики, запретов, вседозволенность, отсутствие границ - не дает возможности эти процессы сформировать. Развивать мышление, память, речь можно используя современные книги. В книжных магазинах сейчас очень много хороших книг и рабочих тетрадей, с помощью которых вы можете протестировать ребенка и сформировать необходимые мыслительные операции. Например, книга "Первые шаги к интеллекту 4-5 года. Развивающие задания для детей" Анна Белошистая. Мне нравятся такие книги тем, что к каждому заданию, упражнению прописана цель (учить работать по заданной инструкции, учить думать и рассуждать, развивать пространственное мышление и тд). Выбирая книги, обратите внимание на то, чтобы задания не были однотипными. Чтобы ребенку (и вам тоже) было интересно заниматься. И когда садитесь заниматься с ребенком, не делайте это в плохом настроении. Ваш внешний вид тоже играет большую роль: если вы заниматься с ребенком в приятной одежде, с красивой прической, учебный процесс пойдет намного лучше! В следующей статье расскажу об эмоциональной и волевой сфере дошкольника и младшего школьника. Граппа ВК https://vk.com/deti289 Добавляйтесь в группу, пишите комментарии, задавайте вопросы.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|