Компьютерная зависимость

 

Компьютеры стремительно внедрились в жизнь современного человека. Постепенно чудо-техника становится неотъемлемой частью жизни не только взрослого, но и ребенка. Многие родители считают, что пусть лучше ребенок сидит дома за компьютером у них на глазах, тем самым ребенок получает свободный и неограниченный доступ к компьютеру.      

В   настоящее   время  большой  популярностью  среди  детей  и молодежи пользуются    компьютерные    игры.    У    некоторых   компьютерные    игры становятся главным развлечением. Они погружаются в виртуальный мир, теряя интерес к реальности.

   Термин «зависимость» в контексте гуманистической психотерапии, обозначает несамостоятельность, привязанность к чему-то, что дает человеку возможность чувствовать себя удовлетворенным, не прилагая усилий для достижения удовлетворенности.

  Понятие «компьютерная зависимость» появилось в 90-х годах прошлого века. Она характеризуется навязчивым стремлением уйти от повседневных забот и проблем в виртуальную реальность, улучшив тем самым свое эмоциональное самочувствие.

Компьютерная зависимость

  • пристрастие к занятиям, связанным с использованием компьютера, приводящее к резкому сокращению всех остальных видов деятельности, ограничению общения с другими людьми.
  • форма ухода от реальности. Реальности, которая травмирует и которую сложно предсказать, где приходится строить отношения с разными людьми - и с симпатичными нам, и не очень. Реальность чревата конфликтами и разочарованиями, болезненными провалами и горькими потерями.

 

Причины формирования зависимостей

1.Родительская гиперопека
Когда мама слишком сильно оберегает ребенка от трудностей, у него пропадает стимул развивать свои собственные механизмы для удовлетворения своих потребностей. И тогда взрослеющий ребенок может сталкиваться с тем, что не все в мире подчиняется его требованию так же, как его требованиям подчинялась мама. Оказавшись в ситуации, когда, привыкший к контролю над матерью, ребенок не может контролировать других людей, он начинает чувствовать злость, раздражение, а главное — чувствовать себя неудачником.

Страсть контролировать и опекать — точно такой же показатель зависимости, как и все уже названные. Опекающий родитель не занимается своей собственной жизнью постольку, поскольку не знает своих потребностей, и не привык на них обращать внимание ввиду собственной низкой самооценки или неумения реализовывать свои потребности.

2. Домашнее насилие или игнорирование ребенка родителями
   Насилие (психологическое или физическое) влияет на способность ребенка адаптироваться к изменяющимся условиям, преодолевать трудности и решать проблемы самореализации и удовлетворения своих потребностей.  Выросший в атмосфере насилия или игнорирования себя ребенок лишен необходимого условия для развития — эмоциональной поддержки, осознания своей ценности. В результате формируется низкая самооценка, неверие в свои силы и страх пробовать.

Таким образом, моделям зависимого поведения дети обучаются у своих же родителей.

   3. Проблемы в общении в школе, неудачи в сфере общения со сверстниками

             (замкнутость, малообщительность, ни принятие в коллективе)
 4. Отсутствие серьезных увлечений, интересов, хобби, не связанных с компьютером.

 

                    

Признаки компьютерной зависимости

  • Отрыв от работы или игры за компьютером  воспринимается агрессивно,  ребенок не откликается на просьбы.
  • Сосредоточение вокруг компьютера всех интересов ребенка, отказ от других видов деятельности.
  • Чувствует себя подавленным, если находится за компьютером меньше, чем обычно.
  •  Начались проблемы с учёбой.
  • Появились проблемы в общении, частые конфликты  
  • Подросток скрывает от окружающих сколько времени он проводит в сети, какие сайты посещает.
  • Занимаясь другими делами, думает и говорит о компьютерах, играх,  Интернете.
  • У ребенка сбивается режим дня, режим питания и сна,  прием пищи происходит без отрыва от игры на компьютере.
  • Нетерпение, предвкушение и продумывание заранее своего возвращения к компьютеру.
  • происходит разбалансировка психики. Психика становится более ослабленной, а поведение становится неуправляемым.
  • перепады настроения, раздражительность, бессонница, агрессивность, импульсивность, повышенная утомляемость.


Три группы:

Психологическая зависимость от Интернета выражается в эмоциональных нарушениях, тревоге, навязчивых мыслях и фантазиях об Интернете, внутреннем напряжении и дискомфорте.

Физическая зависимость - это головные боли, жжение в глазах, боли в спине, расстройства сна, онемение пальцев рук.

Поведенческие симптомы - раздражительность, нежелание отвлекаться, сужение круга общения, снижение продолжительности сна, нерегулярное питание, пренебрежение работой, учебой, пренебрежение к собственному здоровью, лживость, денежные долги, потеря работы.

Стадии психологической зависимости от компьютерных игр

1. Стадия   увлечения на фоне освоения. После того, как подросток один или несколько раз поиграл в ролевую компьютерную игру, он начинает «чувствовать вкус», ему начинает нравиться компьютерная графика, звук, сам факт имитации реальной жизни или каких-то фантастических сюжетов.   Однако специфика этой стадии в том, что игра в компьютерные игры носит скорее ситуационный, нежели систематический характер. 

2. Стадия увлеченности. Фактором, свидетельствующим о переходе подростка на эту стадию формирования зависимости, является появление в иерархии потребностей новой потребности — игра в компьютерные игры. 
Игра на этом этапе принимает систематический характер. Если подросток не имеет постоянного доступа к компьютеру, т.е. удовлетворение потребности тормозится какими-либо обстоятельствами, возможны достаточно активные действия по устранению этих обстоятельств. 

3. Стадия зависимости. Эта стадия характеризуется изменением самооценки и самосознания. Игра полностью вытесняет реальный мир.   Подростки не отрываются от внешнего окружения, не уходят «в себя»; социальное окружение, хотя и состоящее из таких же фанатов, все же, как правило, не дает человеку полностью оторваться от реальности, «уйти» в виртуальный мир и довести себя до психических и соматических нарушений.

4.Стадия привязанности. Эта стадия характеризуется угасанием игровой активности, сдвигом психологического содержания личности в целом в сторону нормы. Человек «держит дистанцию» с компьютером, однако полностью оторваться от психологической привязанности к компьютерным играм не может. Это самая длительная из всех стадий — она может длиться всю жизнь, в зависимости от скорости угасания привязанности. 

Стратегии для профилактики развития компьютерной зависимости:
1. Показывать личный положительный пример. Важно, чтобы слова не расходились с делом. И если отец разрешает сыну играть за компьютером не более часа в день, то и сам он не должен играть по три-четыре часа.
2. Ограничить время работы с компьютером, объяснив, что компьютер — не право, а привилегия, поэтому общение с ним подлежит контролю со стороны родителей. Резко запрещать работать на компьютере нельзя. Если ребенок склонен к компьютерной зависимости, он может проводить за компьютером два часа в будний день и три — в выходной. Обязательно с перерывами.
3. Предложить другие возможности времяпровождения. Можно составить список дел, которыми можно заняться в свободное время. Желательно, чтобы в списке были совместные занятия (походы в кино, на природу,  в шахматы и т. д.).
4. Обращать внимание на игры, в которые играют дети, так как некоторые из них могут стать причиной бессонницы, раздражительности, агрессивности, специфических страхов.
5. Обсуждать игры вместе с ребенком. Отдавать предпочтение развивающим играм. Крайне важно научить ребенка критически относиться к компьютерным играм, показывать, что это очень малая часть доступных развлечений, что жизнь гораздо разнообразней, что игра не заменит общения.
6. В случаях, если родители самостоятельно не могут справиться с проблемой, обратиться за помощью к психологу.

 

 



Просмотров: 316
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что делать, если ребенок много времени проводит за компьютером?
  • 11 признаков компьютерной зависимости у ребенка или как узнать, что ваш ребенок зависим от компьютера?
  • Как правильно ограничивать время за компьютером, чтобы ребенок не впадал в истерики?
  • Мой ребенок постоянно сидит за компьютером!
  • Компьютерные игры детям - разрешать или запрещать? Влияние игр на IQ ребенка.
  • Ребенок играет в компьютерные игры. Стоит ли бить тревогу?
  • [Компьютерные игры учат детей убивать Ч.2: Игры и эксперименты]
  • Если ребенок не может постоять за себя.
  • Если ребенок не может себя заставить
  • Этапы развития ребенка. №2 - Стадия действия, 6-18 месяцев
  • можно ли дружить с компьютером?
  • Этапы развития ребенка. №4 - Стадия идентичности и силы, от 3 до 6 лет.
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Развитие речи ребенка в процессе игр на ПК как профилактика компьютерной зависимости
  • Как уберечь ребенка от компьютерной или телевизионной зависимости (практические рекомендации)
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Ребенок на крючке? Компьютерная зависимость.
  • Во что играть? Игры и игрушки ребенка до года.
  • Психологическое сопровождение проблемы компьютерной зависимости
  • Как повзрослеть и перестать себя чувствовать себя ничтожной песчинкой в глазах других людей.
  • Если ребенок управляет родителями, он сам становится неуправляемым
  • Почему многие мужчины так любят компьютерные игры?
  • Когда ребенок не может постоять за себя
  • Этапы развития ребенка. №1 - Стадия существования, 0-6 месяцев.
  • «У моего ребенка компьютерная зависимость»
  • Профилактика компьютерной зависимости младших школьников. Чем может помочь учитель?
  • Профориентация молодежи. Влияют ли компьютерные игры на выбор профессии?
  • Этапы развития ребенка. №3 - Стадия мышления, 18 месяцев - 3 года.
  • Компьютерные игры для детей с СДВГ
  • Принятие родителями факта вступления ребенка в подростковый возраст как важная стадия его взросления



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь