|
Ребенок на крючке? Компьютерная зависимость.Автор статьи: Сергеева Наталья Валентиновна
Действительно, наши дети «сидят в интернете» все больше и больше времени. Занимаются они там чем-то непонятным нам, часто недоступным нам и нашему контролю. Поэтому нам, родителям, очень тревожно за них. Так чем же они там занимаются?
Да, общение все больше переходит в интернет пространство. Дети, посещающие различные секции в разное время, практически не имеют возможности общаться с друзьями «вживую». Они , особенно дети младшего школьного возраста, не гуляют в компании друзей, так как без взрослых им гулять нельзя, а взрослые на работе. Общение – одно из основных видов деятельности детей и подростков. И, конечно же, чаты – прекрасная альтернативная возможность. Чем общительнее ребенок, тем чаще у него звенит оповещение о сообщении от друга. Посчитайте, сколько времени в телефоне/компьютере проводите вы, выставляя свои фото или просматривая и комментируя фотографии знакомых и малознакомых людей? Вспомните, когда Вы получили последнее сообщение в чате от своего друга? А когда последний раз разговаривали в Skype с родителями, или друзьями, живущими далеко от Вас? 2. УЧАТСЯ. Они находят информацию в интернете. Учебный процесс также постепенно «уходит» в интернет. Узнать домашнее задание? Посмотреть оценки? – электронный дневник. Подготовить Реферат или Презентацию? – Окей, Google. Участие в конкурсах – заполни анкету и проч. на нужном сайте. Во многих школах компьютер начинает заменять бумажные носители. Сколько времени сегодня Вы провели за компьютером на работе? Сколько интернет-конференций, он-лайн-вебинаров и видео-роликов вы посмотрели в области своего профессионального интереса за последнее время? 3. ОТДЫХАЮТ. Не всем доступен активный вид отдыха в виде прогулки с друзьями, так уж устроен наш современный быт. Настольные игры предполагают наличие партнера по игре – настоящего, сидящего рядом. А его-то как раз и нет. Интернет-пространство предлагает различные возможности провести досуг – найти книгу, посмотреть фильм, послушать музыку, поиграть в компьютерную игру. Причем если игра сетевая, командная, то тут уже и про компанию вопрос решается сам собой. Вспомните, сколько фильмов вы посмотрели не в кинотеатре и не в телевизоре? А любимая музыка как появляется в ваших телефонах? А «Ферма» или «Сокровища Пиратов» в Одноклассниках? А «Дота» и «Танчики», в которые с удовольствием играют папы наших детей? А пасьянсы и проч., в которые играют современные бабушки? А сколько сайтов вы просмотрели, заказывая подарки или планируя свой отдых?
Итак, теперь, когда Вы знаете, что делают дети в Интернете, как Вы считаете – время, проведенное за компьютером для общения, обучения и отдыха – это про компьютерную зависимость детей или про реалии современного мира? Я считаю, что ВСЕ ЗАВИСИТ ОТ ТОГО, В КАКОМ СООТНОШЕНИИ это все представлено в жизни ребенка. Чтобы понять, нужно ли тревожиться, родителям нужно обратить внимание вот на что: 1. Присутствие в жизни ребенка других интересов. Если его телефон разрывается от смс-сообщений, он ведет видеоблог, в курсе музыкальных новинок и последних тенденций современного видеопроката, если он выкладывает в соцсети свои стихи, прозу, рисунки, а еще он успевает заниматься музыкой или рисованием или танцами, участвует в школьных концертах, с удовольствием изучает иностранный язык, любит гулять с друзьями и проч. – нет никакого основания беспокоиться о его компьютерной зависимости. Задача родителей: 1) помочь ребенку правильно организовать его день, его неделю, чтобы у него хватало физических сил и на все его интересы, и на все необходимые дела, включая уроки и помощь по хозяйству. 2) предпринимать меры, следить за тем, чтобы время, проведенное за компьютером, не сильно отражалось на состояние его здоровья, в том числе на состоянии зрения и на осанке. Когда надо бить тревогу? Если у ребенка нет друзей, не складываются отношения с одноклассниками, когда компьютер – это практически единственное, чем ребенок живет, а интернет-общение подменяет собой жизнь в реальном мире. 2. Реакция ребенка во время вынужденного отлучения от компьютера. Вообще-то никому не нравится, когда его отрывают от дела, которым сильно увлечен, и которое еще не закончено. И мы, взрослые, в этом не исключение. Детям переключиться с дела, приносящего удовольствие на что-то другое (часто не слишком привлекательное в данный момент) – еще труднее. Если ребенок, ворча, высказывая свое недовольство все же находит через какое-то время силы завершить процесс работы с компьютером -все нормально. Задача родителей: 1) научить ребенка целеполаганию, определению приоритетных задач, выделению времени под каждую задачу, в том числе и на развлечения, чтобы необходимость прекратить игру / работу в интернете для него не была неожиданной, как гром среди ясного неба. 2) если все-таки нам, родителям очень нужно, чтобы именно сейчас ребенок оторвался от своего дела, и занялся другим, хорошо бы нам, родителям научиться договариваться, находить аргументы и доводы, почему для нас, для родителей, очень важно, чтобы ребенок сделал так, а не иначе. Когда надо бить тревогу? Если ребенок вообще не в состоянии сам прекратить работу за компьютером, а ваши попытки остановить его вызывают бурную эмоциональную реакцию, он начинает сильно кричать, становится как будто невменяемым, может даже начать драться или угрожать вам, когда ребенок думает только о том, когда же придет время игры и готов на всевозможные уловки для того, чтобы получить доступ к компьютеру, либо другому гаджету, имеющему выход в интернет. 3. На общее эмоциональное состояние ребенка. Очень часто эмоциональное состояние ребенка и его нахождение в мире интернета влияют друг на друга. Причем в обе стороны. Информация на сайтах, либо результат какого-либо интернет-взаимодействия может оказывать различное влияние на настроение ребенка, вплоть до депрессивного или тревожного. Чрезмерная погруженность в сюжет игры может повлиять на его возможность «тестировать реальность», и мы можем наблюдать чрезмерную агрессивность, усиленное возбуждение двигательное и эмоциональное. И в другую сторону. Если ребенок переживает не лучшие времена своей жизни, у него не складывается со сверстниками, у него конфликты с вами, он чувствует себя неуверенно в этой жизни - он будет искать недостающие ощущения в интернет-пространстве. Задача родителей: 1).Эмоционально поддерживать ребенка во всех сферах его жизни. Если ему необходима ваша помощь – не отказывайте под предлогом «сам разобраться должен». 2) Проявлять живой, искренний интерес к играм, сайтам, которые интересуют детей, к их непосредственной деятельности в интернете. Это сближает. Кроме того есть возможность вовремя заметить возможную опасность, грозящую ребенку. Когда надо бить тревогу? 1) когда вы стали наблюдать эмоциональное состояние, не свойственное вашему ребенку. Ребенок становится все тише, незаметнее, у него все чаще плохое настроение, он часто плачет. Или наоборот – ребенок становится вспыльчивым, раздражительным, Вы стали замечать, что он как будто бы находится «в другом измерении» и ему трудно вернуться в реальность 2) ребенок стал многого бояться или Вам кажется, что он что-то скрывает. Что же делать нам, родителям, чтобы не допустить «ухода» ребенка в интернет? Если вы понимаете, что «надо бить тревогу», то стоит незамедлительно обращаться к специалистам – психологам, психотерапевтам, психиатрам. В любых других случаях – больше общайтесь со своими детьми в непринужденной обстановке, ходите вместе на лыжах, в театры, играйте в настольные игры, давайте больше возможности общаться с друзьями «вживую» и просто учите их отличать хорошее от плохого, главное от второстепенного, давайте им почувствовать их ценность для вас и вашу любовь. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|