Однажды вечером раздался телефонный звонок коллеги.
Её беспокоил вопрос: «А тому ли я дала надежду на исцеление?»
Извечный вопрос эффективности специалиста пси-практики…
По вечерам я привык оказывать помощь и приносить добро людям.
Поэтому осталось выбрать модель работы.
Почему модель?
Потому, что любая модель приближённо описывает реальность происходящего.
Выбор пал на модель УПОР.
Акроним УПОР расшифровывается просто:
- У – убеждение по поводу: себя, других или мира;
- П – потребность в чем-либо или ком-либо;
- О – объект;
- Р – результат.
С чего начать и чем закончить?
Обычно начинают с убеждений по поводу своего несовершенства и ограничений.
Реже с признания своего мастерства и «мастеру море по колено».
У коллеги были проблемы, поэтому выбор пал на стратегию декомпозиции.
Декомпозиция – это «разбор полётов» с конца.
Итак, начнем – предложил я.
Каков конечный результат твоего клиента?
Что он хочет в итоге получить, каким стать и быть?
В пси-практике люди, обычно, приходят:
- за разговором по душам и снятием напряжения;
- получить рекомендации и следовать им или сделать по-своему;
- найти решения, возможные и желаемые;
- получить результат (нечто внутри) и эффекты (что-то всем заметное).
Кем является твой клиент и клиент ли он вообще?
Условно, потребителей можно разделить по критериям: активен – пассивен, для себя – для других, на четыре категории:
1. Пассивен и живет для себя.
Условное название – Паразит.
Не клиент, обычно визитер или терапевтоед (буквально любитель питаться энергией специалиста).
2. Пассивен и живет для других.
Условное название - Золушка.
Клиент так себе. Будет меняться пока вы рядом. Лично я с такими не работаю, пока не создам готовность к изменениям.
3. Активен и живет для себя.
Условное название – Потребитель.
Наш человек. Требует дополнительной информации и энергии.
3. Активен и заботится о других.
Условное название – Творец.
Подарок любого специалиста. Достаточно «волшебного пенделя» в виде нового способа жизнедеятельности или дополнительной энергетической подкачки чем-либо или кем-либо.
Известно, что людьми движет потребность, нужда в чем-либо.
Существуют разные модели (опять модели). Самая известная «пирамида» А. Маслоу.
Пирамида мало, что объясняет, но вполне годится для пси-практики.
Перечислим основные «этажи» пирамиды снизу-вверх:
- физиологические потребности: еда, вода, кров, сон;
- потребность в безопасности: личная безопасность, стабильность, здоровье;
- потребность в принадлежности: общение, дружба, любовь;
- потребность в признании: уважение окружающих, позитивная самооценка;
- потребность в самовыражении: самосовершенствование; персональное развитие;
- потребность в послесмертии: наследие, потомки (добавлено по мотивам семинаров С.В. Ковалева).
Существует другой подход – ориентация на ценности человека.
Обычно им пользуются инфобизнесмены и маркетологи.
Приведу список базовых ценностей – это время, деньги, имидж, безопасность и здоровье.
Дополнительные ценности: цена, доступность (месторасположение или легкость доступа к специалисту), время, престиж или статус (пси-товара и специалиста), место продажи (онлайн или офлайн), сервис, отношения и другое.
Естественно, что ценности «начинают влиять», когда есть пси-товар.
Убеждения – наше всё.
Убеждения – это то, во что мы верим, чему доверяем и следуем.
В случае с коллегой нас интересовали убеждения специалиста.
Выяснили, что коллегу беспокоили убеждения: «Я не справлюсь», «Клиент может дать негативную оценку".
Существуют десятки способов работы с убеждениями и каждое направление или метод практической психологии предлагает свои.
Я предпочитаю рефрейминг – переформулирование ограничивающего и ослабляющего убеждения.
Например, убеждение «Я не справлюсь» можно переделать с помощью формулы внутреннего рефрейминга.
Получилось: «Я не справлюсь. Зато я приобрету опыт».
Другое убеждение переделали с помощью формулы внешнего рефрейминга.
Получилось оптимистично: «Клиент может дать негативную оценку. Но это и хорошо, так как позволит разобраться со своими чувствами».
Подведя итог:
1. Можно опираться на модель УПОР, когда требуется оценить перспективы работы с клиентом.
2. Стоит отказаться от работы с Паразитом и оценить свои возможности для работы с Золушкой.
3. Убеждения – фундамент пси-практики, который нужно укреплять.
4. Свой кейс можно решить (жми на ссылку).