В первую очередь, хочется обратиться к родителям, чьи дети имеют подобные диагнозы. Рассчитывать только на то, что в возрасте ребёнка 3-7 лет с аутизмом, задержками психического и речевого развития, работая только с карточками за столом в кабинете у логопеда и ждать, что придёт долгожданная речь, к примеру, не приходится. Объясняю: каждая функция в своем развитии у любого человека ПРЕДУГОТОВАНА! То есть, для развития чего-либо необходим фундамент, на базе которого и строится нужное нам! И никак иначе! Выше головы не прыгнешь! В 3-6 лет должен вам ребенок сидеть за столом 30 минут? (нет, не должен!). А что должен? Правильно: прыгать, бегать, лазить, ударяться, падать – интенсивно изучать свое тело, - нюхать, трогать, рвать, слышать, видеть – изучая мир вокруг. Вы скажете: «он и так хаотично носится и всё время!» А те дети, сенсорные системы которых работаю неправильно, ВЫНУЖДЕНЫ носится, все нюхать, трогать ВТРОЙНЕ, чтобы получить какую- то информацию от мира. У одних детей нарушена кожно-кинестетическая чувствительность, у других проприоцептивная, то есть мышечная чувствительность (такие дети любят часто обниматься, а могут и кусать себя), другим нравится всё нюхать (волосы мамы, предметы, вещи). За счет таких манипуляций дети заполняют пробелы нехватки информации об окружающем мире и могут снимать тревожность, вызванной этой нехваткой. Причиной таких феноменов в поведении является нарушение функций сенсорных систем: слуха, тактильной чувствительности, проприоцептивной, а также их интеграции – то есть взаимодействия. Если ребёнок в полной мере получает сигналы от всех сенсорных систем и они хорошо объединяются для полноценного представления о предметах и явлениях окружающего мира, то и обучение этого ребенка происходит значительно быстрее. Поэтому обучение ребенка речи и мышлению никак не может быть без хорошей мышечной и кожно-кинестетической чувствительности, без нормального развития вестибулярной системы и координации движений, чувства баланса тела, знания схемы тела (что и где у меня находится). Ребёнок себя не чувствует, а мы его хотим научить читать к примеру!
А вот возьмите такие феномены в поведении как гиперактивность (особенно при СДВГ, которая у каждого второго особенного ребёнка), раскачивание головой и телом – для чего ребенок это делает? Отвечу: чтобы быть в состоянии сознания, а не для того, чтобы вас раздражать своим поведением! Такие симптомы у детей с СДВГ – ничто иное, как вынужденная стимуляция. Ретикулярная формация – мозговая структура, которая находится в стволе мозга - отвечает за регуляцию сна и бодрствования и тесно через нейронную сеть связана с вестибулярной системой. Так вот эта самая ретикулярная формация работает неправильно и пока ребенок двигается (а именно в движении вестибулярная система наиболее активно работает), он остается в состоянии сознания и его мозг активно работает, так как вестибулярная система «будит» ретикулярную формацию. Если мы ребенка с СДВГ посадим надолго с карточками за стол, то он просто перестанет думать. Здесь надо еще сказать, что вестибулярная система «будит» и кору головного мозга, которая осуществляет непосредственно когнитивную деятельность. Поэтому, занятия с карточками надо чередовать с подвижными играми: движение - состояние бодрствования – умственная деятельность. Именно по этой схеме возможно обучение у детей с СДВГ. А на деле получается так: ребенок сидит неподвижно – засыпает – соответственно информации в мозг поступает гораздо меньше. Эффективность обучения значительно снижается и временной отрезок обучения растягивается. Оно нам надо?
Вы спросите что делать? Как нормализовать функции сенсорных органов, вестибулярной системы, как сделать так, чтобы ребенок мог адекватно воспринимать стимулы, перерабатывать их и выдавать нужную, адекватную реакцию? Ответ прост – это занятия по нейропсихологической коррекции! Что мы с детьми делаем на нейропсихологической коррекции: исходя из нейропсихологического статуса ребенка (то есть того этапа развития, на котором сейчас находится состояния отделов его мозга и психических функций, их обеспечивающих) мы восполняем те этапы онтогенеза (развития ребенка), которые были прерваны, искажены, отсутствовали. Например, ребенок не ползал как при нормальном развитии, а в скором времени пошёл. Некоторые родители порадуются этому: дескать, быстро он у меня развивается! Ан нет! Ничего хорошего в этом нет. Именно на этих этапах у ребенка закладываются те необходимые нейронные связи, которые нужны ребенку для нормального развития, в том числе речи и мышления, и не говоря уже о его способностях к чтению и письму. И тогда мы (говорю мы, потому что занятия проходят с одним из родителей зачастую) учим ребенка сначала держать голову, переворачиваться на живот, ползать по-пластунски, ползать сидя, на четвереньках, и не просто так, а следим за правильным распределением мышечного тонуса, за тем, чтобы ребенок мог совершать как односторонние, так и перекрестные координации рук и ног и т.д. На занятиях мы не только ползаем, но и дышим (для того, чтобы наполнить мозг кислородом и отрегулировать дыхательные функции, что очень полезно для осуществления речевых функций), растягиваем мышцы (что необходимо, чтобы не было мышечных зажимов. Иначе сигналы от тела в мозг поступают ограниченно, а значит ограничены и знания об окружающем мире). Так мы выстраиваем вертикальные нервные связи между подкоркой и корой, для того, чтобы подкорка давала энергию для коры мозга. Если ребенок утомляем или чрезмерно активен, то способности к обучению снижаются. И это лишь небольшая часть всего того, что мы делаем на занятиях.
А вот теперь расскажу о том, как же мы помогаем запуску речи, как готовим её возникновение. Все это происходит через развитие необходимых для возникновения речи нервных связей. Чтобы речь появилась, мало сидеть у логопедов. Если у вашего ребенка мало связей между полушариями (комиссурных), то понимание речи не будет происходить, да и собственно речевых звуков будет мало. Вот здесь в нейропсихологической коррекции существует множество упражнений, которые направлены на развитие межполушарного взаимодействия, которые мы делаем с детьми.
Другая проблема (в составе той же алалии): допустим, ребенок произносит отдельные звуки, но они никак не выстраиваются в слова, а потому что опять же нет связей между левой височной долей, левой теменной и премоторной областью. Такие связи необходимы для смены серийных движений, в том числе и для смены артикуляций (звуков речи). И здесь в нейропсихологическом арсенале множество упражнений для развития этой функции. И это помощь не только для развития речи, но и для того, чтобы ребенок мог быстрее переключаться с одного задания на другое, не «застревал» в каком-то виде деятельности.
На занятиях мы учимся кидать и ловить мячи различными способами – как большие, так и маленькие мячи-прыгуны, кидаем мешочки в разных направлениях, развивая ловкость, улучшая зрительно-пространственные функции, мелкую и крупную моторику, зрительно-моторные координации, регулируя мышечный тонус и мышечную чувствительность. Развиваем вестибулярную систему и улучшаем функции сенсорной интеграции, выполняя упражнения на балансире. Делаем пальчиковую гимнастику, тренируем функции программирования и контроля деятельности. Вы хотите сказать, что всё это не нужно для возникновения интеллекта и речи? Ошибаетесь! Это то, на чем строится речь и интеллект. Вот почему выше головы не прыгнешь, сколько не долби одно и то же.
Но только на двигательных упражнениях нейропсихологическая коррекция не заканчивается, это лишь первая ступень. Далее включаются методы когнитивной коррекции. И исходя из нейропсихологического статуса ребенка выбираются те методы, которые доступны ребенку на данный момент и, с помощью которых может быть выстроена дальнейшая коррекция.
У тех детей, которые ходят на занятия по нейропсихологической коррекции отмечаются более быстрые результаты по запуску речи и других необходимых функций. Поэтому то и занятия с логопедами и другими специалистами становятся более результативными. То, что было ребенку недоступным, становится вполне достижимым. Жалуетесь на откаты в развитии ребенка? Вот мой вам ответ: на нейропсихологической коррекции (при условии регулярного посещения занятий) образуются необходимые нейронные связи за счет многократного повторения упражнений, тем самым связи укрепляются за счет покрытия миелиновой оболочкой ( это есть то самое белое вещество в мозге, нехватка которого и приводит к откатам и задержкам в развитии). Тем более, упражнения постоянно усложняются, добавляются новые, исходя из принципа обучения ребенка в зоне ближайшего развития. Все упражнения невидимой нитью пронизаны обучением дисциплине, умению выполнять упражнения по команде взрослого, развивают произвольную регуляцию - то есть учат делать то, что нужно в данный момент, а не то, что импульсивно хочется. Это то, о чем вы мечтаете, дорогие родители?
Занятия с логопедами, музыкальные занятия, Томатис, БАК, массажи необходимы, но нейропсихологическая коррекция должна быть обязательным пунктом в вашем расписании занятий (2-3 раза в неделю). Детский мозг пластичен и поэтому более обучаем. Чем быстрее вы обратитесь к нейропсихологу, тем быстрее и активнее будет происходить коррекция задержек в психическом развитии ребенка. Конечно, для применения методов двигательной коррекции существует противопоказание – эпилептическая активность (для исключения таковой необходимо сделать ночной мониторинг). Но даже в этом случае нейропсихолог выбирает доступные для ребенка упражнения.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.